Вместе с тем принимаемые международным сообществом меры не в полной мере приводят к снижению уровня как глобальной, так и региональной террористической угрозы.
Во время выступления на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд инициатив и отдельно обозначил проблему терроризма, призвав страны активизировать работу по предупреждению этого зла, а не настаивать на силовом решении, которое себя уже не оправдывает, более того - провоцирует новый виток развития терроризма. Одна из инициативных мер по предупреждению терроризма, выдвинутая Президентом, - ограждение молодежи от деструктивного влияния. «Наша молодежь должна быть ограждена от пагубных идей экстремистов и террористов. Сегодня в мире живет более двух миллиардов молодых людей - это наше будущее, от них зависит завтрашний день. Необходима программа по развитию молодежи, ее занятости и просвещения», - отметил Президент Узбекистана.
На полях саммита лидер страны обозначил тему ислама, тесно связанную с борьбой против террористических течений и с темой воспитания молодежи. Совершенно недопустимо, когда ислам - религия мира и добра - ассоциируется с насилием и злом. Для противостояния лживым и пагубным течениям необходима пропаганда истинного ислама. С этой целью в Самарканде и Ташкенте организованы научные центры для фундаментального изучения основ данной религии.
Анализ имеющейся информации свидетельствует о том, что международные террористические организации стремятся активно участвовать во внутренних конфликтах суверенных государств, что приводит к постепенному размытию границ между международным и внутренним терроризмом и усиливает его влияние на социально-политическую обстановку внутри некоторых стран.
Как правило, террористические организации направляют свою деятельность на молодежь, что представляет угрозу общественной безопасности. Действующей силой международных террористических организаций и его резервом преимущественно также являются молодые люди, которые в силу сложившихся обстоятельств и определенных личностных особенностей (социально-психологических, физиологических, демографических, культурных, духовно-нравственных) наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию. В условиях религиозной дезориентации, социальной незащищенности, уровня криминализации, коррупции, снижения доходов, социальной незащищенности и низкой грамотности пришедшие извне деструктивные идеи, предлагающие, на первый взгляд, простое решение имеющихся проблем (финансовых, политических, идеологических, религиозных и не только), иногда находят отклик и поддержку у неокрепшей морально и психологически молодежи.
Необходимо отметить, что независимый Узбекистан одним из первых в регионе разработал и внедрил меры правового характера, направленные на сохранение мира и стабильности в республики.
За годы независимости в стране сформировалась и постоянно совершенствовалась нормативно-правовая база в данной сфере. В частности, это Конституция Республики Узбекистан, Уголовный кодекс (1994 года), законы «О борьбе с терроризмом» от 15 декабря 2000-го, «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 26 августа 2004 года, «О противодействии экстремизму» от 30 июля 2018-го, Национальная стратегия Республики Узбекистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021-2026 годы (Указ Президента от 1 июля 2021-го), Концепция Общественной безопасности Республики Узбекистан (Указ Президента от 29 ноября 2021-го), Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы (Указ Президента от 28 января 2022-го) и ряд других нормативно-правовых актов.
Так, среди стран СНГ Уголовный кодекс впервые был принят в Республике Узбекистан и уже тогда включал в себя статью 155 (Терроризм), которая была позднее доработана. Также внедрены в Уголовный кодекс Республики Узбекистан статья 1551 (Несообщение сведений и фактов о готовящихся или совершенных террористических актах), статья 1552 (Прохождение обучения, выезд или передвижение в целях осуществления террористической деятельности) и статья 1553 (Финансирование терроризма), другие изменения и дополнения.
Следует отметить, что Уголовным кодексом Республики Узбекистан предусмотрено, что лицо, причастное к подготовке или финансированию терроризма, обязано активно информировать органы власти или иным образом препятствовать наступлению тяжких последствий и реализации террористических целей, в противном случае предусматривается уголовная ответственность.
Предупреждение террористической деятельности осуществляется путем проведения комплекса политических, социально-экономических, правовых и других профилактических мер государственными органами, органами самоуправления граждан и общественными объединениями, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Главная цель - обеспечить безопасность личности, общества и государства.
Для успешной организации системы противодействия террористической угрозе и выработке действенных мер необходимо определить основные условия и факторы, которые могут способствовать возникновению терроризма в разных странах. Так, к ним относятся: деятельность партий, движений и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества; переход в криминальные структуры многих профессионалов из силовых и правоохранительных ведомств; поток беженцев из стран с низким уровнем образования и нестабильной экономической ситуацией. Это и негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие; проникновение в страну и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети.
Кроме того, в последние годы значительный рост бедности и безработицы на фоне эпидемиологической ситуации в мире привел к активизации процесса миграции населения из-за неспокойной ситуации в некоторых регионах, снижения доходов населения, увеличения количества трудовых мигрантов.
Как отметил в своем первом обращении к парламенту страны Президент Шавкат Мирзиёев: «...нестабильная ситуация в некоторых регионах мира приводит к усилению миграционных процессов, а это в свою очередь способствует распространению терроризма и экстремизма и превращению их в проблему глобального масштаба».
Следует отметить, что данные факторы могут способствовать возникновению терроризма только при сочетании с многочисленными этнополитическими, межконфессиональными и другими конфликтами.
Можно выделить основные меры, доказавшие свою эффективность в деле противодействия и профилактики терроризма. В частности, это снижение уровня коррупции; внедрение адресных программ по сокращению бедности и повышению благосостояния, развитие справедливой судебно-правовой и правоохранительной систем, доступного здравоохранения и образования, свобода распространения информации в СМИ, разработка и реализация комплексных национальных программ по борьбе с терроризмом; обучение молодежи правильному восприятию информации во Всемирной сети, развитие у учащихся навыков распознавания материалов деструктивного содержания; активное использование интернета для контрпропаганды, направленной против экстремизма и терроризма, разработка программ по возвращению бывших членов террористических группировок к нормальной жизни.
Опыт Узбекистана в деле сохранения мира и устойчивого развития актуален и показывает свою эффективность. С 2017 года под руководством Президента Шавката Мирзиёева в нашей стране внедрены новые подходы к решению глобальных вопросов региональной и международной безопасности, к вызовам и угрозам современности.
На фоне широкомасштабных реформ в стране широко начали внедряться международные стандарты в области прав человека. Активно принимались меры по повышению правосознания граждан и государственных служащих, формированию нетерпимости населения, особенно молодежи, к деструктивным идеям. Это и конкретные программы и действия, направленные на социальную защищенность, высокий уровень образования и национального самосознания, и идеи мирного сосуществования религий.
По инициативе главы нашего государства созданы Научно-просветительский Центр исламской цивилизации в Узбекистане, Международная исламская академия Узбекистана, международные научно-исследовательские центры Имама Бухари, Имама Термизи и Имама Матуриди.
Кроме того, определена комплексная система борьбы с коррупцией. В частности, принят Закон «О противодействии коррупции» от 3 января 2017-го, который впервые определил четкие правовые основы деятельности. Создан профильный орган, ответственный за разработку единой государственной политики в этой области, - Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан. Для более эффективного противодействия коррупции и обеспечения прозрачности работы госорганов введено в практику опубликование информации о доходах и расходах внебюджетных фондов государственных органов, закупках организаций с государственным участием, а также данных о государственных субсидиях и грантах. Тем самым подтверждена твердая приверженность линии на обеспечение максимальной прозрачности деятельности госучреждений, что позволяет их деятельности находиться под пристальным общественным контролем.
Большая работа осуществляется и в сфере образования. Так, за короткий период количество вузов Узбекистана увеличилось почти в два раза, среди них в том числе 26 иностранных и негосударственных институтов и университетов. Ведущие вузы России, США, Южной Кореи, Турции, Италии и других стран открыли свои филиалы в Узбекистане. Эти меры позволили довести уровень охвата высшим образованием с 9 до 28 процентов. Сегодня тысячи молодых людей получили шанс обучиться на родине, обрести достойную работу и подняться по социальной лестнице. Тем самым стало сложнее воздействовать на умы образованной молодежи со стороны внешних деструктивных элементов.
Особо необходимо отметить комплекс мер по коренному совершенствованию системы здравоохранения. Реформы охватили практически все направления: совершенствование законодательства, качества и доступности медицинской помощи, формирование эффективной системы подготовки и повышения квалификации медицинских работников, а также развития медицинской науки.
Коренным образом изменилась ситуация со свободой слова. Так, до 2017 года средства массовой информации характеризовались оторванностью от реальности и минимумом прямых эфиров; интернет-СМИ перепечатывали пресс-релизы госорганов и почти не занимались собственным контентом. В настоящее время ситуация кардинально изменилась: журналисты освещают актуальные и проблемные вопросы общественно-политической жизни страны, материалы включают контент на злободневные темы, публикуются критические материалы. Для защиты интересов журналистов созданы Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Общественный фонд поддержки и развития национальных массмедиа.
Принятые меры в сфере свободы слова положительно оценены международным сообществом. В 2019 году Узбекистан значительно повысил свой рейтинг в Индексе свободы прессы.
Республика Узбекистан приняла обязательства соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН о репатриации своих граждан из зон боевых действий. Более 530 находящихся в точках военных конфликтов граждан Узбекистана (в основном дети и женщины) возвращены на родину из Сирии и Ирака в рамках операции «Мехр». Этим гуманным актом Узбекистан подал пример милосердия мировому сообществу.
Тем самым, несмотря на глобальную трансформацию в сфере противодействия террористическим угрозам, вопрос определения факторов и причин этого зла остается актуальным. В данном контексте международный опыт, а также инициативы и подходы Узбекистана являются важным шагом в направлении обеспечения мира и стабильности в регионе и мире.
Руслан Тазетдинов.
Главный научный сотрудник
Университета общественной безопасности Республики Узбекистан.