Создан фонд поддержки лиц, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, обеспечивающий защиту их прав и интересов, налажена практика страхования жизни и здоровья трудовых мигрантов, выделения ипотечных кредитов.
Следует отметить, что наряду с достижениями во внешней трудовой миграции существуют некоторые проблемы. Некоторые вопросы, связанные с правами трудовых мигрантов в национальном законодательстве, необходимо согласовать с международными документами.
Во-вторых, в законодательных актах не определены основные направления государственной политики в этой сфере, не разграничены полномочия органов государственной власти и управления, не прописаны содержание и основные принципы понятий, используемых в сфере внешней трудовой миграции.
В-третьих, вопросы организации трудовой деятельности граждан за пределами Республики Узбекистан, их прав и обязанностей, организованного трудоустройства, отражены в различных законодательных актах.
С учетом этого был разработан законопроект «О внешней трудовой миграции». Документ принят в первом чтении Законодательной палатой Олий Мажлиса. Так какие нормы отражены в законопроекте?
Документ на законодательном уровне закрепляет вопросы, предусмотренные подзаконными актами. В национальное законодательство имплементируются нормы, предусмотренные в международных документах. В их числе добровольный характер внешней трудовой миграции, недопущение дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Во-вторых, определены основные направления государственной политики в сфере внешней трудовой миграции, а также полномочия Кабинета Министров, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения, Агентства внешней трудовой миграции, местных органов исполнительной власти, частных агентств занятости и органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций.
В-третьих, в едином документе обобщены организационно-правовые основы организации трудовой деятельности граждан за пределами Республики Узбекистан, их организованного трудоустройства, а также привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в Республике Узбекистан.
В четырех, определены задачи учреждений занятости и местных органов исполнительный власти по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в процессы внешней трудовой миграции, ведению учета трудовых мигрантов и проведению мониторинга в этой сфере, реинтеграции трудовых мигрантов, возвращающихся из-за рубежа.
Словом, в результате принятия законопроекта будет положен конец отчужденности категории граждан Узбекистана, пребывающих за пределами республики и не охваченных социальной, правовой, экономической, духовной поддержкой государства и общества.
Шерзод Кулматов,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.