Проект предлагаемого закона прямого действия направлен на усиление защиты прав и законных интересов владельцев земельных участков, совершенствование порядка изъятия земельных участков для общественных нужд на условиях компенсации, предупреждение, а также эффективное разрешение споров, которые могут возникнуть в данной сфере.

Почему возникла необходимость разработки отдельного закона?

Изъятие земельных участков для общественных нужд, а также снос объектов, расположенных на изъятом земельном участке, является актуальной проблемой во многих странах, отсутствие должного правового регулирования данных вопросов зачастую вызывает недовольство населения.

Ряд вопросов, связанных с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд в нашей стране, урегулирован положением «О порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке», утвержденным на уровне постановления Правительства и вступившим в силу с 1 января 2020 года.

Однако все еще имеются некоторые вопросы, которые необходимо решить на уровне закона для усиления имущественных прав физических и юридических лиц при изъятии земельных участков для общественных нужд. Стоит отметить, что Земельный кодекс Республики Узбекистан также не содержит положений, определяющих конкретные процедуры и механизм изъятия земельного участка или его части для общественных нужд.

Зарубежный опыт в сфере изъятия земельных участков для общественных нужд показывает, что такие важные социально-правовые отношения урегулированы именно на уровне закона.    

К примеру, подобные законы приняты в Японии (Закон «Об экспроприации»), Республике Корея (Закон «О предоставлении компенсации за землю»), Швеции (Закон «Об экспроприации»), Финляндии (Закон «Об экспроприации»), Эстонии (Закон «Об экспроприации недвижимого имущества»), а также в ряде других государств.

Общественные нужды подлежат точному определению

В данном законопроекте применяется только словосочетание «общественные нужды», при этом исключается укоренившаяся в правовой системе страны понятие «государственные и общественные нужды».

Если не закрепить конкретное определение понятия «общественные нужды», то это приведет к попыткам различного толкования данного понятия, в том числе толкования частных или коммерческих нужд в качестве общественных.

По этой причине в законопроекте предусматривается исчерпывающий перечень конкретных оснований, при которых земельные участки могут быть изъяты для общественных нужд, исключены такие размытые положения как «другие случаи».

Самое важное – исключается такое основание для изъятия земельного участка, как «осуществление инвестиционных проектов», и инвестор теперь не может выступать в качестве инициатора изъятия земельного участка.

В случае принятия закона, изъятие земельного участка значительно усложнится

Законопроект потребует от инициатора осуществить процедуру, состоящую не менее чем из 6 этапов, включая открытое обсуждение с собственниками, прежде чем может быть принято одно лишь решение об изъятии земельного участка.  

Только после этого, если местные кенгаши определят, что инициатива изъятия земли служит общественным нуждам, инициаторы могут вступить в переговоры с собственниками и до тех пор, пока не будет получено согласие каждого из них, компенсация не будет предоставлена в полном объеме и объекты недвижимости не будут полностью освобождены, никто не сможет говорить о сносе.

Не допускаются действия, препятствующие правообладателю беспрепятственно распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе отключение жилого помещения от средств коммуникации, блокирование доступа к недвижимому имуществу, создания условий для воспрепятствования достойной жизни правообладателя с целью принуждения его к подписанию договора в случае не достижения с ним соглашения.

Процедуры будут проходить в условиях беспрецедентных стандартов прозрачности

В целях обеспечения законных интересов граждан, а также прозрачности в данной сфере проект Закона устанавливает следующие беспрецедентные стандарты относительно проведения открытого обсуждения инициативы изъятия земельного участка для общественных нужд:

  • обеспечение инициатором обязательной аудио- и видеозаписи процесса проведения открытого обсуждения; 
  • организация открытого обсуждения с обязательным участием средств массовой информации, участие которых обеспечивается инициатором;
  • необходимость проведения открытого обсуждения вблизи места жительства большинства правообладателей;
  • требование о необходимости участия двух третей правообладателей для того, чтобы открытое обсуждение считалось проведенным;
  • обязанность инициатора по созданию возможности для онлайн-участия правообладателей в открытом обсуждении.

Кроме того, заседания местных Кенгашей по рассмотрению вопроса об изъятии земельного участка будут полностью прозрачными и проводиться с участием СМИ и собственников. Все принятые решения будут опубликованы.

 Устанавливаются конкретные правила предоставления компенсации

Принятие законопроекта послужит решению следующих вопросов:

  • установление конкретных правил предоставления компенсации;
  • определяются правила учета социальной нормы при предоставлении иного жилого помещения в качестве компенсации;
  • предусматривается возможность предоставления новых домов (квартир в одном многоэтажном доме), расположенных в одной махалле или улице, в целях создания благоприятных условий для правообладателей и членов их семей, проживающих в одной махалле или улице, а также сохранения культурных ценностей;
  • устанавливается осуществление регулярного мониторинга своевременного предоставления компенсации в полном объеме через единую информационную систему Государственного реестра объектов недвижимого имущества.

 Решение о сносе недвижимого имущества будет принято не хокимами, а местными Кенгашами

Законопроектом предусматривается изменение порядка принятия решения о сносе объекта недвижимого имущества, расположенного на изъятом земельном участке, согласно которому данное решение принимается Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским Кенгашами народных депутатов, а не хокимами.

Предоставляется возможность освобождения объекта недвижимого имущества в течение шести месяцев после предоставления компенсации.

Принятие решений об изъятии земельных участков для общественных нужд и сносе объекта недвижимого имущества станет возможным только после их рассмотрения органами юстиции и выдачи положительного заключения.

***

Предлагаемый законопроект направлен на устранение проблем, связанных с этими вопросами, и эффективное решение проблем, которые могут возникнуть.

Отдел по связям с общественностью Министерства юстиции, призывает общественность, журналистов и блогеров, специалистов к активному участию в обсуждении данного проекта закона.