По сведениям международной организации «AirVisual», занимающейся мониторингом качества воздуха, в 2018 году Узбекистан занял 16-е место (34.3 µg/m³) в рейтинге государств с самым загрязненным воздухом. За последующие два года этот показатель улучшился лишь на две позиции (18-е место, 29,9 µg/m³).
Для сведения: в отчете рейтинга за 2018 год указаны 73 страны, среди которых список стран с наиболее загрязненным воздухом возглавляют Бангладеш (1-е место), Пакистан (2-е место) и Индия (3-е место), а Австралия, Финляндия и Исландия указаны как страны с самым чистым воздухом. По оценкам составителей рейтинга, ежегодно из-за загрязнения воздуха умирает около 7 миллионов человек, что также наносит мировой экономике ежегодный ущерб в размере 225 млрд долларов.
Одними из наиболее острых проблем, влияющих на качество атмосферного воздуха и здоровье населения, являются вредные и неприятные запахи.
Почему же нас должны «беспокоить» неприятные запахи?
Запахи интерпретируются как ощущения, возникающие в результате воздействия химических веществ на рецепторы в носовой полости. Запахи, ощущаемые в окружающей среде, представляют собой смесь концентратов и летучих химических соединений.
Именно по этой причине запахи невольно оказывают влияние на наше настроение и рабочую деятельность. Эмоциональная природа запахов отражается и на поведении человека. Оказывают ли они положительное или отрицательное влияние на настроение людей, конечно же, зависит от того, приятны запахи или неприятны. Например, по утрам аромат запаха цветов и духов дарит людям хорошее настроение на весь день, а неприятные запахи бытовых отходов, наоборот, портят нам настроение.
Специалисты утверждают, что неприятные запахи раздражают глаза, нос и горло, а также вызывают головные боли, тошноту, диарею, осиплость голоса, боль в горле, кашель, стеснение в груди, заложенность носа, одышку, стресс, сонливость.
Хотя статистические данные о количестве жалоб на неприятные запахи отсутствуют, в последнее время в СМИ растет число жалоб граждан о выбросах в населенных пунктах промышленными предприятиями отходов, являющихся источниками неприятных запахов в окружающую среду, что создает различные неудобства в бытовой жизни и даже оказывает негативное воздействие на здоровье населения.
Согласно статистике на 1 января 2021 года в Узбекистане количество предприятий и организаций в сфере промышленности и строительства составило 124 489 (из них 83 539 промышленные предприятия). Если учитывать тот факт, что основная их деятельность связана с производством (переработкой), соответственно возрастает объем различных вредных отходов с едким запахом, выбрасываемых в атмосферу возможными источниками таких запахов.
Действующее законодательство
Качество атмосферного воздуха в нашей стране регулируется Законом «Об охране атмосферного воздуха». Однако, этот Закон устанавливает общие правила охраны атмосферного воздуха и не затрагивает проблему неприятных запахов.
Санитарные правила и нормы устанавливают нормы деятельности предприятий, загрязняющих атмосферу. В частности, в санитарных правилах и нормах «Об охране атмосферного воздуха в жилых помещениях» определены санитарно-защитные зоны в целях снижения вредного воздействия предприятий, производственных зданий и сооружений, функционирующих на основе технологических процессов, являющихся источником загрязнения атмосферного воздуха.
Для сведения: существует 5 категорий санитарно-защитных зон: I категория - 1000 м, II категория - 500 м, III категория - 300 м, IV категория - 100 м, V - 50 м. Эти зоны подразумевают осуществление деятельности определенных типов предприятий на их территории.
Однако в этих правилах не отражены вопросы неприятных запахов и регламентирующие их нормы. Поэтому, помимо вредных (загрязняющих) отходов, необходимость регулирования предельно допустимого уровня воздействия запахов.
По этой причине, наряду с загрязняющими окружающую среду отходами, имеется необходимость в правовом урегулировании допустимого максимального уровня воздействия запаха.
Зарубежный опыт
В зарубежных странах созданы правовые механизмы для борьбы с неприятными запахами. В Японии, например, отношения с запахами регулируются Законом «О борьбе с неприятными запахами» 1972 года (Offensive Odor Control Law). Во Франции существуют стандарты AFNOR X-43-101, а в Нидерландах - стандарты NVN 2820. В Германии действует Техническая инструкция по контролю качества воздуха (Technical Instructions on Air Quality Control). В США борьба с запахами регулируется на уровне законодательства отдельных штатов.
Негативное влияние неприятных запахов на окружающую среду, здоровье человека, а также расширение городов, рост населения и промышленных предприятий обусловливают необходимость создания эффективных правовых механизмов против неприятных запахов в нашей стране.
Следовательно, посредством правового регулирования общественных отношений данного типа будет предотвращено воздействие неприятных запахов на окружающую среду, будут устранены неудобства, возникающие в повседневной жизни из-за запахов. В результате будут обеспечены права граждан на атмосферный воздух, безвредный для их жизни и здоровья.
Исходя из этого, в целях практического внедрения результаты анализа и разработанные в данном направлении предложения внесены в ответственные ведомства, сообщает отдел по связям с общественностью Министерства юстиции РУз.