Качество образовательного процесса всегда определяется несколькими факторами (такими, как уровень квалификации педагогов, материально-техническая база учебных заведений, содержание учебной литературы и многое другое). Главная задача - правильно оценить и определить качество и результативность реформ в сфере просвещения.
Применяя самые разные методы и способы, лучшие мировые практики, Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан осуществляет внедрение передовых решений в сферу. И в настоящее время в сотрудничестве с зарубежными партнерами в лице ЮНЕСКО, а также педагогами и специалистами в области образования инспекцией прорабатываются меры по укреплению сотрудничества в целях принятия и внедрения Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования (Токийская конвенция). Присоединение к ней позволит нашим соотечественникам получать образование и работать в зарубежных странах. Вместе с тем будет обеспечиваться признание квалификации и документа, которые были выданы узбекистанцам в другой стране. Кроме того, это позволит им продолжить обучение на следующем этапе (то есть получить академическое признание) и заниматься профессиональной деятельностью.
В ходе прошедшей на днях в столице встречи экспертов высокого уровня мнениями касательно ратификации конвенции обменялись ведущие специалисты сферы, депутаты, эксперты Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане, представители министерств высшего и среднего специального образования, занятости и трудовых отношений, руководители отечественных вузов. Подробно обсуждены вопросы совершенствования национального законодательства в случае присоединения к конвенции, разработки соответствующей «дорожной карты», а также организации Национального информационного центра в Узбекистане.
Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования (Токийская конвенция) принята с целью постоянного улучшения качества высшего образования и повышения уровня знаний, признания разнообразия традиций, систем и ценностей образования в странах АТР и содействия развитию высшего образования.
Как подчеркнули специалисты, сейчас идет активная работа по обеспечению интеграции национальной системы образования в международное сообщество, мобильности педагогов, профессоров и преподавателей, устранению искусственных барьеров для возвращения молодежи из-за рубежа на Родину, а также совершенствованию системы признания навыков на основе международных стандартов.
Почему этот вопрос стал обретать актуальность именно сейчас? В первую очередь это связано с тем, что нехватка кадров в разных сферах национальной экономики ставит задачу упростить процессы признания зарубежного образования в стране. К настоящему времени уже отменена практика нострификации. Вместо нее введено понятие «признание образования». К тому же сокращен срок признания квалификаций иностранных дипломов с 30 до десяти дней. Этот процесс теперь полностью автоматизирован.
Востребованные кадры нужны всегда и везде. И вопрос о том, где они получали образование, порой уходит на второй план. Приоритет сейчас отдается знаниям и высокой компетентности. Именно поэтому в Узбекистане введено прямое признание дипломов более чем восьми тысяч зарубежных вузов, качество образования которых признано на международном уровне. А с рядом стран, такими как Россия и Беларусь, мы заключили межправительственные соглашения о взаимном признании документов об образовании без каких-либо препятствий.
За последние несколько лет уровень охвата молодежи Узбекистана высшим образованием увеличился в три раза (в 2016 году показатель составлял лишь девять процентов, а в 2021-м увеличился до 28). Вместе с тем расширилось участие представителей зарубежных и негосударственных образовательных услуг на отечественном рынке. Количество вузов в стране увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2016 годом, когда их насчитывалось всего 64 (сегодня - 141). В 7,2 раза стало больше частных вузов, что тоже хорошо отражает динамику развития сферы высшего образования в республике.
Все вышеперечисленное - важные шаги к скорейшему присоединению республики к международному образовательному сообществу. Один из наиболее значимых в этом направлении - внедрение кредитно-модульной системы в отечественных вузах. Такая модель организации образовательного процесса в высших учебных заведениях признана наиболее эффективной во всем мире и действует в странах с самыми высокими показателями качества образования. Ведущие университеты Европы и США работают именно по кредитно-модульной системе, отличающейся гибкостью и прозрачностью. Ее внедрение в сферу высшего образования позволит существенно повысить качество обучении, вместе с тем поможет устранить коррупцию, раскрыть истинные знания студента и создать основу для самостоятельного получения знаний и работы. При таком формате наибольший упор делается на самообучение юношей и девушек, что повлечет за собой рост творческой инициативы и активности среди молодежи.
Процессы обеспечения качества образования совершенствуются на основе стандартов и рекомендаций для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG). Сегодня на практике используется ратифицированная 54 странами Лиссабонская конвенция, а на территории Азиатско-Тихоокеанского региона действует Токийская конвенция, членами которой являются 12 государств. Все конвенции координируются ЮНЕСКО.
Присоединение Узбекистана к данной конвенции возложит на нас ряд международных обязательств. В частности, стороны несут ответственность за признание квалификаций (аттестат, диплом, свидетельство, удостоверение), позволяющих получить высшее образование. А в меморандуме о сотрудничестве между ЮНЕСКО и Республикой Узбекистан на 2018-2021 годы принятие и внедрение Токийской конвенции определены в качестве общей приоритетной задачи.
- Проводимая работа предусматривает формирование и внедрение Национальной квалификационной рамки, а также обеспечение качества образования и согласование процессов признания на международном уровне, - говорит начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан Улугбек Ташкенбаев. - Для этого должны быть выполнены некоторые требования. Во-первых, необходимо организовать Национальный информационный центр (National information Center, NIC) с принятием соответствующего постановления правительства о налаживании его деятельности с указанием устава, штата, целей и задач. Сильная сеть национальных информационных центров - ключ к эффективному осуществлению Токийской конвенции. Это поможет в обеспечении взаимопонимания и прозрачности между национальным образованием и системами квалификаций. Благодаря таким мерам в скором времени мы сможем применять принципы передовой практики в области признания квалификаций и в Узбекистане. А это очень важно с точки зрения повышения уровня отечественной системы образования и подготовки кадров.
Ратификация конвенции предоставит Узбекистану следующие возможности:
- расширение возможностей молодежи в получении качественного высшего образования, оказание содействия в достижении ЦУР;
- развитие международного сотрудничества в области образования на основе признанной в мире нормативно-правовой рамки;
- членство в Азиатско-Тихоокеанской сети информационных центров (APNNIC);
- обеспечение свободной мобильности граждан Узбекистана на международном рынке образования и труда путем упрощения процессов признания зарубежного образования;
- увеличение экспорта отечественных услуг высшего образования, устранение барьеров при их признании;
- повышение авторитета страны путем присоединения Узбекистана к одному из основных международных соглашений в области высшего образования;
- согласование дипломов о высшем образовании и их приложений на основе международного стандарта.
Создание информационной платформы с достаточной и точной информацией о системе образования Узбекистана дополнит возможности быстрого и полного доступа к необходимым данным о признании образования, квалификаций и научных степеней в государствах, ратифицировавших Токийскую конвенцию.
Успешная реализация намеченных задач откроет еще большие перспективы для молодежи, желающей построить успешную карьеру, занять достойное место в обществе и внести свой вклад в строительство нового Узбекистана.









