Молодое поколение: патриоты своей страны или потребители?

    Мы, жители Узбекистана, с первых дней обретения независимости привыкли комфортно существовать в мире и спокойствии, защищенные государством от внешних угроз. И, наблюдая за нестабильной политической (а где-то и военной) ситуацией в некоторых уголках планеты, с облегчением думаем: как хорошо, что нас это напрямую не касается.

    К сожалению, нынешний уклад жизни настолько глобально нестабилен, что нужно быть во всеоружии и наготове, чтобы в возможной критической ситуации защитить свою Родину, родных и близких, друзей и коллег… Но готовы ли соотечественники, особенно молодое поколение, на такие подвиги? Можно ли назвать нас патриотами в полном смысле этого слова?

    Узбекистан - светское государство, реформы в котором представляют собой гармоничный тандем из национальных традиций и передовых инноваций. Автор этого материала застала и период перестройки, и развивающийся молодой суверенный Узбекистан, а теперь и прогрессивный, цветущий, яркий, впечатляющий своими достижениями! Однако успешное развитие государства - это не только технический прогресс. Это общечеловеческие и нацио­нальные ценности, которые должны быть возведены в культ (в самом положительном смысле этого слова). Ведь только высокодуховный и высокоморальный народ может построить светлое будущее без угроз радикализма, терроризма и экстремизма, религиозных распрей, насилия и жестокости. Кажется, это очевидная истина. Но обладают ли данными качествами представители подрастающего поколения? Этот вопрос настолько жизненно важен, что ему уделяется приоритетное внимание на государственном уровне.

    22 декабря 2023 года под председательством Президента Шавката Мирзиёева состоялось расширенное заседание Республиканского совета по духовности и просветительству. Лидер страны отметил:

    - Из истории известно, что в сложной обстановке, когда усиливались угрозы Родине и судьбе народа, именно самоотверженные патриоты нации - представители интеллигенции, поэты и писатели, деятели искусства, работники сферы духовности и просветительства с пробужденным сердцем и душой мужественно выходили на арену. В настоящее время, когда наша страна вступает на новый, высокий этап своего развития, нам как вода и воздух необходимы такие, как предки-джадиды, зрелые кадры, которые наряду с освоением достижений западной науки также воспитаны в духе национальных ценностей.

    Рефлексирующая личность после этих слов сразу задумается: а каким должен быть человек, который готов защищать Родину? Как привить любовь к Отчизне?

    Мы решили побеседовать на эту тему с психологом-практиком, директором тренинг-студии психологического развития Инной ОРЛОВОЙ.

    - Сначала давайте определимся с важными понятиями. Что значит защищать Родину? Однобоко и узко предполагать, что готовность защищать Родину - это согласие с оружием в руках отстаивать ее интересы. Мы защищаем Родину, когда служим ей любым доступным способом: научными и культурными достижениями, созданием развитой инфраструктуры, ростом благосостояния и, как следствие, снижением разрыва между разными слоями населения, и в том числе защитой ее целостности и внешних границ. Такая самоотверженность возникает в ответ на то, как государство относится к своим гражданам. Это определяющий фактор. На мой взгляд, защищать Родину - значит повышать ее рейтинг в спортивных, научных и культурных достижениях. Каждому вести себя так, чтобы в мире формировался позитивный имидж страны и ее жителей.

    Воспитание патриотизма начинается в семье. Не принижать свою страну в разговорах, знать культурные традиции собственного и других братских народов, с которыми у нас одна общая Родина. Знать и уважать их. Не тот патриот, кто ругает законы и чиновников, и не тот, кто говорит о стране только хорошее. Патриот неравнодушен. Он знает все минусы и недостатки, но старается сделать то, что в его силах, чтобы улучшить ситуацию. Ему не все равно, какие выводы сделают о всей стране, глядя на его поведение. Он вежлив и доброжелателен, но, если при нем начинают нелицеприятно отзываться о его Родине и согражданах, даст достойный ответ. И, конечно, в случае крайней необходимости он готов защищать безопасность границ своей страны, потому что это - его гражданский долг.

    Вопрос в том, как у ребенка сформировать понимание гражданского долга, если от государства он получает недостаточно? Чтобы иметь право что-то потребовать, сначала надо вложиться в человека. Сегодня многие исполняют гражданский долг на службе в армии лишь потому, что обязаны по закону. Но это не про готовность осознанно и добровольно защищать свою Отчизну.

    Если в стране устроено так, что с раннего возраста человек может жить достойно, государство обеспечивает условия для развития его потенциала, уважает его как личность, конечно, гражданская позиция молодого поколения будет проактивной и в интересах Родины.

    Сегодня иногда путают патриотизм с национализмом. Всегда говорю: я - узбекистанка русского происхождения. Мне важно, что я могу свободно говорить на родном языке где угодно, и меня за это не осудят. Но при этом я по собственному желанию изучаю государственный язык, и это только расширяет поле моих возможностей.

    Мы все разными путями приходим к патриотизму. Кто-то через науку и искусство, кто-то через медицину и спорт, кто-то через духовность и религию. Тогда однажды возникает чувство гордости за страну и свою принадлежность к ней.

    Патриотизм формируется с раннего возраста, с понятия «малая Родина». Мой дом, подъезд, мои соседи, улица, махалля... Это происходит незаметно, накапливаясь, когда мы учим ребенка думать не только о себе, но и об окружающих нас людях, пространстве вокруг.

    Учим своим примером. Не мусорить под дверью, зимой пустить в подъезд согреться бездомных животных, накормить, а летом дать доступ к воде. По-другому никак. Можно читать умные лекции в школах и вузах о значении гражданской позиции, и это не сработает. А можно с детства привить уважение к сообществу, в котором мы все живем. Не вредить, уважать право на покой и тишину в позднее время, совместно включаться в решение локальных проблем. Учить детей быть неравнодушными. Так что здесь должен быть принят комплекс мер и со стороны государства, и со стороны родителей. Тогда растут дети, у которых сформирована такая ценность, как Родина. Дети воспроизводят отношение взрослых к стране. Поэтому начинать нам надо с себя.

    Когда любят - заботятся

    «Мы, без сомнения, - сторонники экологического баланса, чистого воздуха, чистой воды, процветающей природы. Этот вопрос более актуален и важен для нас, чем другие».

    Шавкат Мирзиёев, Президент Республики Узбекистан.

    - Может ли ребенок, которого не учат любви к экологии, животному и растительному миру, научиться любить Родину?

    - Человек не может существовать сам по себе. Он всегда был частью экосистемы планеты. Наши предки отчетливо понимали, что делят планету с растительным, животным миром и даже с неживой природой. Они умели сосуществовать с ними, сохраняя разумный баланс. С развитием технического прогресса что-то пошло не так. Человек выделил себя из экосистемы, поднял себя над здравым смыслом и стал жить одним днем. Так всегда происходит, когда кто-то начинает считать себя особенным, лучше и важнее других. Видимо, в голове срывает какой-то стоп-кран, и он перестает мыслить стратегически. Живет в моменте: сделать себе хорошо и прямо сейчас. Так и происходит. Мы медленно разрушаем экосистему своего региона. И, к сожалению, наши дети перенимают отношение и привычки взрослых. Сегодня позиция масс в том, что сиюминутное удобство и комфорт - превыше всего. А отсутствие элементарных знаний по ботанике и биологии не дает понять масштаб экологической катастрофы, которую человек творит собственными руками.

    Понимание законов природы нужно закладывать в детях с самого раннего возраста. Не словами, а реальными действиями показывать, что человек встроен во все циклы экосистемы и вне природы существовать не сможет. Экономить воду, не мыть питьевой водой автомобили, ограничить использование пластика, научить детей выращивать растения, показать, как заботиться о животных, а не издеваться над ними.

    Все это взрослые могут и должны делать. Только проблема в том, что не делают. Берут животных в дом, а когда они надоедают или портят имущество, выгоняют их на улицу. Нет площадок для выгула питомцев, мало зеленых парковых зон и аллей внутри городских кварталов. Зато есть высохшие елочки, за которыми не ухаживают местные жители, вырубка лиственных деревьев, снос культурных и исторически значимых зданий, заливка земли бетоном нерадивыми должностными лицами и недобросовестными предпринимателями... Вот что видят наши дети. И вряд ли мы таким образом формируем у них чувство гордости за свою страну и любовь к Родине. Когда любят - заботятся.

    Сегодня у детей разрушено экологическое мышление и не сформировано экологическое сознание. Они переняли все страхи взрослых: боятся сквозняков, не ценят возможность побыть на свежем воздухе. У них и друзей-то особо нет, больше приятели по переписке в социальных сетях. А значит, не формируются будущие теплые воспоминания, связанные с малой Родиной. Дети привыкли сидеть с гаджетами в руках в комнатах с искусственным и спертым воздухом. Боятся окружающей среды - микробов, насекомых. Вы часто видите малышей, которые с упоением прыгают по лужам, с восторгом копаются в земле? Нет, родители старательно ограждают детей от соприкосновения с природой. Им важнее, чтобы ребенок не испачкал одежду. Поэтому дети не могут бережно относиться к тому, ценность чего просто не знают и не понимают. Хуже всего то, что у некоторых постепенно формируется восприятие окружающего мира как враждебного. А кто будет заботиться о враге?

    Дети не знают элементарных основ наших взаимосвязей с природой. Например, о том, что, если исчезнут пчелы, перестанут расти цветы и человечество потеряет катастрофически много. Ведь растения - это колоссальный ресурс! За их счет человек получает фрукты, овощи, корнеплоды, корма для домашних животных. Растительное сырье необходимо для изготовления нужных лекарств, они используются как строительный материал и топливо. Сколько современных детей об этом знают?..

    Важность экологического просвещения сегодня просто невозможно переоценить. Нужно донести до каждого человека - ребенка и взрослого - ценность бережного отношения к природе своего региона, области, края, страны. Показать ее уникальность и в то же время взаимосвязь с другими элементами планетарной экосистемы. Научить действовать экологично. Патриотизм - это беречь. И если понадобится, то защищать.

    Почему мы становимся эгоистами?

    - Правда ли, что проблема потребительского отношения к жизни мешает стать настоящим патриотом?

    - Да, это грустная правда. Потребительское отношение к жизни превращает людей в эгоистов, зацикленных на себе. Свои желания и интересы, а главное - комфорт, они ценят превыше всего. Сегодня практически все можно быстро заменить, поэтому никто не дорожит тем, что имеет. Зачем беречь и тем более самостоятельно чинить вещь, ведь гораздо легче пойти и купить новую! Вот никто и не хочет напрягаться. Дружба - до первой ссоры, любовь - до первых препятствий. С напряжением подрастающее поколение справляться не учат. А забота и защита - это всегда какое-то сверх усилие, напряжение, в первую очередь душевных сил.

    Да, замечательно, что большинство людей в нашей стране живут в условиях бытового комфорта и экономической стабильности. Еще нам очень повезло с климатом. И мы расслабились. К сожалению, это обратная сторона медали. Сегодня мы все страдаем от потребительского отношения к ресурсам своей страны: брать, ничего не давая взамен, а то и наносить ущерб экологии, системам образования и здравоохранения.

    Как семейный психолог могу сказать, что тема патриотизма не возникала на моих сеансах и тренингах. Молодежь строит планы на жизнь вне Родины. Ребята считают, что раскрыть свой творческий потенциал, обеспечить достойный уровень благосостояния им будет легче где-то там. Многие планируют однажды вернуться, но ближе к пенсии. И это очень грустно. Дети усиленно занимаются с репетиторами, активно изучают иностранные языки, принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах, чтобы получить… хороший шанс обучаться за границей. Они не планируют навсегда покидать Родину. Хотят приезжать сюда к родным, но только в гости. А о планах внести свой вклад в процветание Родины, увы, я не слышала ни от детей, ни от их родителей.

    Хотя справедливости ради, надо признать, что в тех семьях, где есть понимание права преемственности, молодые люди берегут то, что есть, и дорожат этим. Для них семейная система, семейные традиции - не пустой звук. У них есть чувство любви и ответственности за своих близких и родной край. Но в целом проблема воспитания патриотизма в молодежи сегодня весьма актуальна.

    Как формировать национальное и гражданское самоощущение

    - С какого возраста в детях надо взращивать патриотизм?

    - С младенчества. Как обсуждаются новости в семье? Участвуют ли взрослые члены семьи в выборах? Отмечают ли в семье государственные праздники? Знают ли текст гимна? Подчеркивают ли родители позитивные стороны жизни в стране, ее национальные особенности или, наоборот, негативные? Поддерживают ли старшие родственники хорошие начинания правительства или только ругают его? Что говорят об отечественной истории, как отзываются о представителях другой национальности и вероисповедания? Посещает ли ребенок вместе с родителями музеи, выставки? Что знает об истории своей страны? Путешествует ли семья по своей стране или выезжает только на зарубежные пляжи?

    От всего этого зависит, какое будет формироваться национальное и гражданское самоощущение у ребенка и, соответственно, его картина мира. Станет ли он патриотом своей страны или вырастет обычным пользователем и потребителем.

    Чтобы вырастить защитника Родины, сначала надо не сделать из ребенка эмоционального инвалида. Это забота родителей! Взращивать в нем стремление к самостоятельности и здоровой независимости. Поощрять его собственные размышления, выводы и решения. Это не значит всегда соглашаться с ребенком, но необходимо уважать его мнение, позицию, а не навязывать свою точку зрения. С ребенком должны быть теплые сердечные отношения в семье. Абстрактную Родину, человечество вряд ли кто-то захочет защищать. А вот чтобы уберечь свою семью, близких, человек готов взять в руки оружие. Без развития волевых качеств, здорового альтруизма и дисциплины, хорошей физической подготовки готовность защищать Родину не возникнет.

    Но вообще я глубоко убеждена в том, что надо не умирать за Родину, а жить для нее, созидая ее благо.

    * * *

    Безусловно, руководство нашей страны делает все возможное, чтобы обеспечить счастливую и полноценную жизнь народа, вырастить духовно и интеллектуально развитых юношей и девушек. Однако многое зависит от нас, старшего поколения. Мы жалуемся на молодежь, но какой пример подаем сами? Давайте заботиться об окружающем нас мире, ценить то, что имеем, и стремиться внести приумножающий, а не деструктивный вклад в развитие страны. Надеемся, наша статья заставит читателей задуматься об этом.

    Беседовала
    Юлия Пушкарёва.
    «Правда Востока».

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates