В соответствии с Указом Президента «О мерах по оздоровлению социально-духовной атмосферы в обществе, дальнейшей поддержке института махалли, а также поднятию на новый уровень системы работы с семьями и женщинами» от 18 февраля 2020 года в Узбекистане образовано Министерство по поддержке махалли и семьи. Главные задачи этого ведомства - ведение государственной политики по укреплению института семьи, организация адресного содействия неблагополучным и проблемным семьям, обеспечение защиты прав и интересов женщин, свое­временное выявление их проблем, оказание социально-правовой, психологической и материальной помощи женщинам, нуждающимся в помощи и попавшим в тяжелое социальное положение.

Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин» от 7 марта 2019 года создана Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства Республики Узбекистан. Ею организовано 197 центров реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия.

Вместе с тем как в Узбекистане, так и во всем мире женский вопрос все еще ждет своего решения по некоторым направлениям.

Во многих странах введены карантинные меры из-за пандемии коронавируса и власти призвали граждан к самоизоляции, называя дом самым безопасным местом. Однако не для всех родное жилище оказалось таковым. Примеры из повседневной жизни говорят о том, что во всем мире девушки и женщины становятся объектами насилия, бытового и семейного гнета.

Ситуация обострилась в Бразилии, где количество обращений увеличилось на 40-50 процентов. И это при том, что и раньше показатели были очень высокие.

Как отмечают правозащитники Италии и Испании, особое беспокойство у них вызывает тот факт, что из-за карантина женщины часто не могут позвонить в полицию, так как находятся дома не одни. В поисках выхода из сложившейся ситуации международные организации призывают государства принимать активные действия по защите прав женщин.

Специальный докладчик ООН по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях Дубравка Шимонович также отметила, что из-за введения карантина в разных странах может увеличиться число случаев домашнего насилия и призвала власти принять дополнительные меры для помощи жертвам.

В Германии государственный деятель и общественный активист Катрин Гёринг-Эккардт призывает немецкие власти переделать пустующие отели и гостевые дома в кризисные центры для жертв домашнего насилия, поскольку вызывает беспокойство судьба женщин, оставшихся под одной крышей с агрессорами.

По данным МВД Республики Узбекистан, с 16 марта по 9 апреля в министерство поступило 203 обращения от женщин, пострадавших от насилия и притеснения, в 180 случаях им оформлены «охранные ордера». В 23-х - общими усилиями сотрудников органов внутренних дел, актива махалли и представителей соответствующих организаций оказана помощь по примирению семей.  

В период карантина с целью защиты прав женщин, предотвращения притеснения и насилия по отношению к ним Комиссией по вопросам обеспечения гендерного равенства Республики Узбекистан совместно с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Цент­ром поддержки гражданских инициатив налажена работа «телефона доверия», куда с 17 по 23 апреля этого года поступило 65 обращений от женщин, пострадавших от насилия и притеснения.

По мнению экспертов, данная проблема существует из-за стереотипов: в семейные дела нельзя вмешиваться. Также считается, что не надо громко говорить о том, что происходит в доме и что проблемы нужно решать в семейном кругу. В результате жертвы вынуждены сами как-то выходить из положения…

В сложившейся ситуации есть необходимость изучения передового опыта зарубежных стран по дальнейшему совершенствованию деятельности по защите женщин от притеснения и насилия.

Опыт Польши показывает, что реальные размеры проблемы значительно больше. По статистике, в среднем в каждой четвертой польской семье имеет место насилие. Главным образом ассоциируется с рукоприкладством. Но существуют и другие его виды, более изощренные и менее заметные. Среди прочего это психическое и экономическое насилие, то есть когда члену семьи отказывается в финансовой поддержке и опеке.

В целях создания механизма борьбы с устоявшимся в социуме явлением и предотвращения домашнего насилия в Польше 20 сентября 2005 года принят Закон «О противодействии насилию в семье», который в 2010-м усовершенствован и принят в новой редакции. Основной постулат данного документа: чем раньше государство вмешается в вопросы семьи, тем дольше продержится эта семья. Учитывая, что проблема семейного насилия комплексная, закон предусмотрел создание междисциплинарных групп из числа представителей разных государственных органов: правоохранительных, образования, здравоохранения, труда и социальной защиты.

Особенность внесения изменений в закон состояла и в том, что непосредственное внимание здесь уделено детям - жертвам домашнего насилия. Сюда также включено положение, согласно которому, если жизни и здоровью ребенка угрожает опасность, полиция, органы образования или здравоохранения могут инициировать процесс изъятия его из семьи. Соответствующие поправки были внесены и в Кодекс о семье, предусматривающие то, что применение физического насилия в отношении детей не является эффективным методом их воспитания.

Также разработан и создан механизм «голубая карта». Благодаря данной процедуре осуществляется взаимодействие разных государственных органов по защите жертв насилия и оказанию помощи одновременно по нескольким направлениям.

Ежегодно в Польше заполняется 98 тысяч «голубых карт», хотя с 2014 года эта тенденция начала понижаться. Инициаторами возбуждения «голубых карт» в большинстве случаев выступают сотрудники полиции, а также центров социальной помощи. При этом не требуется согласия жертвы насилия, и соответствующая процедура может начаться на основе подозрений о возможных случаях насилия в семье. 

В Польше функционируют шелтеры для жертв насилия, беременных женщин и матерей с детьми, где, как правило, они могут находиться до трех месяцев, а в отдельных случаях и до года. В 2019 году услугами шелтера воспользовались 1100 человек.

Принимая во внимание этот опыт, в целях дальнейшего совершенствования механизмов защиты женщин от насилия и притеснений в Узбекистане можно сделать следующие выводы.

Как упоминалось выше, в Польше действует «голубая карта», которая призвана противодействовать насилию в семьях. Цель самой процедуры в том, чтобы включить в ее действие всю семью - как жертву, так и лицо, совершающее насилие. Жертва получает всевозможную помощь, в том числе психологическую, правовую, социальную. Для лиц, совершающих насилие, созданы специальные коррекционные программы. Процедура «голубая карта» рассматривается как позитивный инструмент по предотвращению домашнего насилия.

В нашей стране необходимо также пересмотреть подход к работе по борьбе с насилием в семье и внедрить механизм, включающий взаимодействие не только с жертвой насилия, но и лицом, его совершающим.

В Польше в каждом районе созданы междисциплинарные комиссии, состоящие из пяти и более представителей государственных органов: полиции, центров социальной помощи, здравоохранения, образования, а также прокуратуры, кураторов по уголовным и делам семьи. В Узбекистане следует создать междисциплинарные комиссии, внедрив систему статистического учета случаев насилия и притеснения в отношении женщин, что позволит упорядочить действия, направленные на помощь жертвам насилия.

Также необходимо использовать польский опыт и по разработке национальных программ по предупреждению домашнего насилия, подготовить Нацио­нальный план действий Узбекистана по защите женщин от притеснений и насилия на 2020-2025 годы.

С учетом рекомендаций международных организаций и Комитета ООН по правам ребенка предлагается разработать проект закона «О защите детей от насилия» для обеспечения защиты от случаев притеснения и насилия в семье, образовательных учреждениях. Важно уделить больше внимания информационно-просветительской деятельности, созданию социальных роликов, привлекающих внимание к самой проблеме, а также разъясняющих механизмы защиты жертв насилия.

Дилбар Рашидова.
Координатор проектов Центра «Стратегия развития».

Опубликовано в газете «Правда Востока» №108 от 23.05.20.