Музыка как феномен искусства, или Высокая культура и духовность формируются в школе

    Духовный рост детей, их гармоничное развитие - важнейшие показатели, определяющие экономический, интеллектуальный и культурный потенциал государства. Краеугольным камнем в воспитании нового поколения активных и одаренных ребят является школьное образование, где школьник, приобретая базовые знания, готовится к взрослой жизни. В связи с этим большое значение имеет изучение основных тем учебной программы, среди которых и музыка.

    Сегодня креативно мыслящие ребята с твердой жизненной позицией постепенно превращаются в решающую силу завтрашнего дня, способную обеспечить процветание страны. В последнее время все чаще можно слышать о значимости роли представителей подрастающего поколения в становлении Узбекистана таким, каким каждый гражданин хотел бы его видеть. При этом важно, что предоставлены все возможности для самореализации, личностного и карьерного роста, что видно по омолодившимся коллективам государственных учреждений, преобладающему количеству представителей подрастающего поколения, которые стремятся изменить в лучшую сторону не только родной край, но и весь мир.

    Особенно значимо то, что внимание строителям будущего уделяется вне зависимости от возраста, национальности или гендера. На первый план выходят идеи и потенциал. Теперь благодаря поддержке правительства любые благие намерения возможно претворить в жизнь. Это демонстрирует и продолжающая совершенствоваться политика по предоставлению гражданам республики доступа к качественному и непрерывному образованию по всем направлениям. Данная система позволяет совсем маленьким детям попробовать себя в самых разных предметах, овладеть необходимыми навыками, а также духовно обогатиться. Например, в последние годы высоко оценена важность уроков музыки в воспитании гармоничной, эмоционально здоровой личности.

    Так, Президент Шавкат Мирзиёев на совещании в Наманганской области 27 июня 2020-го распорядился, чтобы в аттестатах местных школьников указывали оценку за освоение хотя бы одного музыкального инструмента. А в дальнейшем данный опыт предложено распространить на все школы страны. Это решение, как считают эксперты, имеет потенциал внести свой вклад в борьбе с безработицей и бедностью населения.

    - Урок музыки в школе обычно становится первым тесным знакомством ребенка с высоким искусством, - говорит учитель музыки средней школы № 34 Шайхантахурского района столицы Дилафруз Хатамова. - До этого (в повседневной жизни, детском саду) он слышит, чувствует музыку, но в школе открывается дверь к прочтению произведений. И это бесценный опыт. Узбекистан - одна из относительно небольшого списка стран, где в систему обязательного образования входит данный предмет. Это показательный факт.

    В республике уделяется внимание молодежи, ее талантам помогают всесторонне раскрываться со школьной скамьи. Так, если ребенок проявляет склонность к игре на инструменте, пению, в средней школе преподаватели подмечают это, дают задания, которые помогут развить конкретный навык, сообщают родителям, что у школьника есть предрасположенность к тому или иному направлению. Также в государстве проводятся разные конкурсы для молодых музыкантов, во многих учреждениях действуют хоры, между которыми тоже организуются состязания. Таким образом, к достоинствам отечественного музыкального образования в школах можно отнести его фундаментальность и верность традициям. Ребят ждут отличные знания истории музыкальных инструментов и классической музыки, биографий композиторов и их произведений.

    В Узбекистане многое делается для внед­рения здоровьесберегающих технологий в систему образования. До недавнего времени упускался из виду тот факт, что таковым является предмет «Музыка». В педагогике уже доказано: сам по себе урок музыки в общеобразовательной школе обладает огромным терапевтическим эффектом. Благотворное влияние мелодичных композиций на человека доказано учеными и врачами-практиками. Ритм, мелодия, гармония влияют на психику личности. Каждый из нас непосредственно реагирует на ритм непроизвольными телесно-двигательными реакциями, процессами дыхания, сердце­биения и многими другими.

    Такая способность музыки послужила основой для возникновения нового научного направления - музыкотерапии, или лечения музыкой. Лечебное воздействие музыки на человека использовалось в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. Древняя медицина, врачевание неотделимы от искусства, мифологии, философии, естествознания. Эти области научного знания в дальнейшем отделились от медицины, но в Древнем мире составляли содержание врачевания.

    - На собственном опыте убеждаюсь, что дети после занятия становятся совершенно другими, - комментирует Д. Хатамова. - Более спокойными, расслабленными. Урок помогает ребятам выплеснуть эмоции и лишнюю энергию. Вместе с тем это огромный источник вдохновения, способ настроиться на творческий лад, что позволяет выйти из зоны комфорта, прийти к неординарным и креативным решениям. Также занятия помогают справиться с переживаниями, внутренними терзаниями. Еще Пифагор считал музыку панацеей от всех болезней души и тела. С помощью мелодий, ритмов, ладов Пифагор успокаивал скорбь и гнев, снимал раздражительность и страх. Им введено понятие «эвритмия», что означает человеческую способность находить ритм в жизнедеятельности. Другими словами, музыка почти во все времена считалась своего рода «целебным составом». Такую работу Пифагор называл «музыкальным врачеванием».

    Платон также указывал на целебное воздействие музыки и пения. Он считал, что без пения лекарство теряет свою силу. Изучая музыкальные лады и специфику музыкальных инструментов, он приписывал им разную степень воздействия на человека. Определенная музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Не это ли нужно ребятам, которые проходят через один из труднейших периодов жизни - взросление, переход из детства в юность.

    В этом контексте важно, что учебный музыкальный курс школьной программы предполагает освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства: классического, традиционного, современного и прочих направлений. Наибольший процент приходится на отечественное, а также зарубежное классическое наследие. Таким образом, слушание и исполнение на уроке музыки композиторов-классиков, является элементом музыкотерапии. Свое терапевтическое значение имеет и много­образие видов музыкальной деятельности на уроке (пение, восприятие музыки, игра на музыкальных инструментах и ритмическая декламация, музыкально-двигательные игры и упражнения).

    - Искусство пения - это прежде всего правильное дыхание, один из важнейших факторов здоровой жизни, - продолжает учитель музыки. - Из всех средств музыкотерапии самое сильное влияние на организм оказывает именно пение. Когда человек болеет, голос его «садится», становясь глухим и бескрасочным. Методы вокалотерапии (именно так называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и прочих.

    Вместе с тем доказано и то, что школьники, занимающиеся музыкой, если даже не слишком преуспевают в развитии музыкального слуха и памяти, обычно обходят своих сверстников по уровню структурного мышления. Это связано с тем, что игра на детских музыкальных инструментах и ритмическая декламация развивают память, чувство ритма, усиливают двигательную, вокальную и речевую активность, координируют движения, позволяют детям сочинять простейшие композиции, импрови­зировать.

    Также в Узбекистане в программу школьного музыкального образования стали внед­ряться музыкально-двигательные игры, которые, как известно, активизируют творческое самовыражение учащихся, обеспечивают развитие мелкой моторики и координации движений, создают условия для развития навыков общения, становятся источником новых впечатлений и переживаний, формируют механизмы адаптации. Все это вместе с тем способствует снятию негативных эмоциональных состояний, привносит в обучение оздоравливающий эффект.

    Таким образом, в отечественных школах меняются не только цели, методы, формы музыкального образования. Сегодня, когда произошли кардинальные перемены в доступности воспроизведения разного рода композиций на любом носителе, преподаватели в области муз­образования намного активнее используют медиатехнологии.

    Происходит масштабное расширение практики музицирования в школах во всех уголках страны. Это и школьные оркестры, и ансамбли разной направленности. Помимо музыкального развития, это все обеспечивает и общесоциальное развитие.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates