В связи с тем, что природные системы - источник энергии и питательных веществ, от их непрерывного функционирования зависит сохранение генетической основы жизни на Земле. Сегодня численность населения нашей планеты приближается к восьми миллиардам (при ее способности обеспечить за счет своих ресурсов около шести миллиардов человек).
По подсчетам ученых, на планете обитает примерно 1,5 миллиона видов животных. В то же время изучено лишь 14 процентов от общего количества существующего видового биологического разнообразия.
Популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться по крайней мере на том уровне, который достаточен для обеспечения ее выживания. Стоит отметить: пределы развития человечества определяются не простым потреблением природных ресурсов. Люди своими действиями или их последствиями могут видоизменять окружающую среду, что способно привести к исчерпанию ее полезных ископаемых. Поэтому нам следует в полной мере осознавать насущную необходимость сохранения равновесия и качества мира вокруг себя.
Вмешательство человека в естественные природные процессы, особенно в XIX-XX веках, в значительной степени связано с происходящими изменениями окружающей среды, которые имеют разрушительные последствия и могут оказаться необратимыми. К сожалению, в XXI веке пагубные последствия изменения климата уже очевидны, а стихийные бедствия становятся более частыми и разрушительными. Продолжаются потеря биологического разнообразия и истощение рыбных запасов. Опустынивание поглощает все больше плодородных земель. Развивающиеся страны становятся уязвимее, а загрязнение воздуха, воды, деградация земельных ресурсов и нехватка качественной питьевой воды продолжают лишать миллионы людей достойной жизни.
В связи с этим решением Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 года (также известная как Стокгольмская конференция) 5 июня было объявлено Всемирным днем окружающей среды. В принятой в рамках данного форума декларации приведены рассуждения о сущности и причинах глобальной экологической проблемы, которые объясняют необходимость интеграции нового направления. Также в ней сформулированы принципы международного сотрудничества в направлении начиная с провозглашения основополагающего принципа: права человека на жизнь в окружающей среде.
В этом году исполняется 50 лет с того дня, когда международное сообщество осознало необходимость бережного отношения к природе, рационального использования ресурсов, сохранения при этом видового разнообразия и экосистем на благо нынешнего и будущих поколений. Сегодня становится все очевиднее, что природа - не богатство человечества, а его естественное окружение. Все это требует понимания механизма происходящих в окружающей среде изменений и выделения главных его составляющих, которые управляют глобальными законами.
Нынешняя цивилизация столкнулась с такими глобальными экологическими проблемами, как изменение климата, разрушение озонового слоя, загрязнение океанов, морей и рек, нехватка пресной питьевой воды, деградация земель и лесов, резкое сокращение биоразнообразия, образование избыточного объема отходов (строительных, токсичных, радиоактивных, сельскохозяйственных, бытовых и других) и задача по их утилизации.
С данными вопросами столкнулся и Узбекистан. Один из наиболее трагических из них - усыхание Арала и связанные с этим последствия.
Вместе с тем имеющийся природно-ресурсный, интеллектуальный и экономический потенциал нашей республики обуславливает приоритетность и важность роли страны в решении национальных и региональных проблем в этой сфере.
Экологическое благополучие отдельных территорий государства обеспечивалось прежде всего за счет рационального использования богатых природных ресурсов. Это способствовало формированию производства с точки зрения сохранения и улучшения окружающей среды, организации эффективной пространственной структуры общественного производства и реконструкции производственных систем, а также хозяйственного механизма на местном уровне.
Узбекистан как полноправный субъект международного права последовательно проводит социально-экономическую и экологическую политику, направленную на охрану окружающей среды и здоровья населения, рациональное использование ресурсов в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития страны, а также играет ключевую роль в поддержании функций биосферы в центральноазиатском субрегионе.
Глава нашего государства в своих обращениях с высокой трибуны ООН неоднократно призывал мировое сообщество к совместным усилиям в решении таких глобальных вопросов, как катастрофа Аральского моря, борьба с бедностью, охрана окружающей среды, и ряда других. В качестве страны, подписавшей Декларацию тысячелетия ООН, Узбекистан выполняет свои обязательства по достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ), признавая их важность и актуальность в контексте национального роста.
Новые Цели в области устойчивого развития ООН, сформулированные в обобщающем докладе под названием «Дорога к достойной жизни к 2030 году: искоренение нищеты, преобразование условий жизни всех людей и защита планеты», стали логическим продолжением ЦРТ.
В этом плане важную роль и особую значимость вопроса в нашей стране предопределили Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Национальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года. Последними определены: Цель 6 «Сохранение и рациональное использование водных ресурсов в интересах устойчивого развития, обеспечения их наличия и развития санитарии для всех»; Цель 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями»; Цель 15 «Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия». Их достижение невозможно без участия экологической общественности и ее тесного взаимодействия с государственными и международными организациями.
Между тем процесс правового регулирования экологических отношений, базирующийся на фундаментальных положениях Конституции Республики Узбекистан, право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду получают законодательное оформление. Экологическое законодательство характеризует природу и ее ресурсы как основу жизни в качестве экологического аспекта и как основу деятельности - в качестве экономического. Это способствует закреплению тесной взаимосвязи экономики и экологии, а также подтверждает необходимость научно обоснованного сочетания соответствующих интересов народа нашей страны.
Наряду с развитием национального экологического законодательства в государстве ведется системная и последовательная деятельность по подписанию международных и межгосударственных договоров, соглашений в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также осуществляется системная работа по обеспечению их выполнения.
Необходимо отметить, что Программой развития ООН оказывается значительная поддержка, направленная на усиление институционального потенциала в сфере. Например, в рамках Механизма чистого развития (МЧР) Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата при технической поддержке проекта ПРООН «Создание потенциала по МЧР в Узбекистане» подготовлены и реализуются инициативы по сокращению выбросов парниковых газов. Проводятся работы в области сохранения биоразнообразия, защиты окружающей среды, эффективного управления земельными ресурсами, внедрения возобновляемых источников энергии, а также энергосберегающих, мало- и безотходных технологий и других.
В структуре посевных площадей установилась тенденция роста удельного веса зерновых и зернобобовых культур, овощей, бахчевых и картофеля за счет сокращения посевов хлопчатника.
Существенно увеличились площади садов и виноградников. Активно осуществляются мероприятия по повышению уровня плодородия почв и мелиоративному улучшению орошаемых земель, а также реабилитации экологической обстановки в Приаралье.
За последние пять лет достигнуто улучшение мелиоративного состояния более 1 миллиона 700 тысяч га орошаемых земель и проведено облесение осушенного дна Аральского моря на площади 1 миллион 734 тысячи га. Для сохранения уникальной флоры и фауны, а также генофонда биоразнообразия развиваются национальные заповедники, парки, заказники и экологические центры. Увеличивается площадь охраняемых природных территорий, которая к настоящему времени составляет около 12 процентов от территории Узбекистана.
Между тем правовое регулирование экологических отношений направлено не только на решение перспективных задач по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, но и на решение текущих приоритетных проблем, в том числе касающихся защиты здоровья населения.
Институт общественного, гражданского контроля становится одним из важнейших элементов обеспечения эффективной обратной связи государства с обществом, выявления отношения людей к проводимым в стране преобразованиям. Однако серьезность и масштабы существующих в этой сфере задач требуют консолидации усилий государственных органов, общественных объединений, институтов гражданского общества и населения республики в целом в деле комплексного решения проблем улучшения экологической обстановки в стране и регионе. Охрана здоровой окружающей среды становится делом руководства страны, ее населения и каждого гражданина в частности.
Выходя на более высокий уровень демократизации общества, особую актуальность на современном этапе приобретают задачи дальнейшего обеспечения стабилизации и коренного улучшения ситуации за счет экологизации общественного производства, осуществления институциональных и структурных преобразований, позволяющих ввести производственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры производства, вовлечения в экономико-экологическую сферу молодежи, развития общественного экоконтроля, совершенствования системы непрерывного экообразования и воспитания, широкого вовлечения разных слоев общества в процесс решения соответствующих вопросов и развития международного сотрудничества.
Для решения указанных задач необходимо активизировать деятельность по объединению институтов гражданского общества и узбекистанцев, поддерживающих идеи и желающих активно участвовать в охране природы и здоровья человека, убежденных в том, что экологически ориентированный подход в ходе проведения социально-экономических и общественно-политических реформ - наиболее эффективный путь достижения устойчивого развития Узбекистана.
Борий Алиханов.
Председатель Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
по вопросам развития региона Приаралья и экологии.
Сергей Самойлов.
Главный эксперт Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
по вопросам развития региона Приаралья и экологии.