Как известно, песок, щебень и другие компоненты, содержащиеся в рудных отходах, постоянно разрушают транспортный трубопровод и уменьшают его толщину. В результате приходится менять трубу на новую. Это была чрезвычайно актуальная проблема и для гидрометаллургического завода №2. Специалисты Отдела главного механика комбината и Центрального рудоуправления серьезно занялись поиском решения проблемы. С этой целью было налажено сотрудничество с ООО «Zarbuloq injiniring», инвестировавшим в Узбекистан технологию защиты трубопроводов методом торкрет.
В результате переговоров практическая деятельность началась около пяти лет назад.
-Первые экспериментальные работы по реконструкции внутренней части пульповых труб методом бетонирования были проведены на участке магистральной пульповой трубы №1 длиной 105 метров, - отметил начальник цеха транспортировки, укладки хвостов и оборотного водоснабжения ГМЗ-2 Фаррух Халимов. - Труба была укреплена и восстановлена методом торкрет. При совместном осмотре указанного участка трубопровода специалистами завода и подрядной организации выяснилось, что разрушений и других недостатков нет. Было обнаружено, что слой торкретового бетона выдерживает воздействие отходах и с внутренней поверхности трубы не разрушается, полностью сохраняет свою толщину, и опыт показал свой положительный эффект.
Достижение хороших результатов в первоначальном эксперименте позволило широко применять эту технологию. Позже таким же методом был отремонтирован 750-метровый участок магистральной пульповой трубы №3 завода. В настоящее время ООО «Zarbuloq injiniring» проводится ремонт около 1 500 метров магистральной пульповой трубы №2.
Со слов советника генерального директора ООО «Zarbuloq injiniring» Аброра Юсупова, инвестированная технология торкрет адаптирована к износу трубопроводов, используемых для транспортировки рудных отходов на предприятиях Навоийского горно-металлургического комбината. В результате проведенных экспериментов определен состав торкретного бетона, подходящего для использования в магистральных пульповых трубах.
Технология восстановления хвостовых трубопроводов методом торкрет экономически эффективна, потому что не нужно закупать новые трубы, и позволяет экономить значительные средства.
Пресс-служба АО «НГМК».