Специалисты в области окружающей среды озадачены: как заставить туризм работать на охрану природы? В дискуссиях о развитии экологического права на первый план вышли вопросы экологического воспитания и просвещения.
Общественное объединение Биоэкологический центр «Экотуризм и Экохукук» Навоийской области развивает образовательный аспект экотуризма, предусматривающий просвещение и активное вовлечение населения в природоохранную деятельность.
- Наши мероприятия и целевые проекты направлены на пропаганду и развитие экологического туризма и сферы охраны природы, правовую защиту деятельности представителей отрасли, а также содействие в сохранении туристских ресурсов, исторических памятников архитектуры, объектов культурного наследия и природы, - говорит руководитель общественного объединения Зокир Тогаев. - Предмет нашей деятельности - просвещение в области экологического туризма и права.
В настоящее время общественное объединение Биоэкологический центр «Экотуризм и Экохукук» реализует грантовый проект «Кармана - край, где ступала нога великих людей» («Кармана - буюк инсонлар кадами етган диёр»), финансируемый Общественным фондом по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Кенгаше народных депутатов Навоийской области. В рамках него некоммерческая организация проводит работу по популяризации мест поклонения и паломничества на территории Карманы, а также культурно-исторического наследия древнего города, ознакомлению с ними приезжающих туристов. Кроме того, общественное объединение организует совместные тематические мероприятия, творческие смотры рисунков и сочинений в общеобразовательных школах района, конкурс «Знатоки туризма», встречи и круглые столы с представителями религии и учеными об историческом значении местных объектов культурного наследия, святынь и мест поклонения, смотр-конкурс на знание истории края.
Как отмечает З. Тогаев, основная цель общественного объединения в рамках данного проекта - глубокое изучение объектов культурного наследия на территории района, издание пособий о памятниках архитектуры и местах поклонения в виде фотоальбомов, брошюр и материалов, формирование пропагандистской группы из преподавателей истории и студентов Навоийского государственного педагогического института.
Нынешний грантовый проект стал логическим продолжением одной из трех предыдущих гражданских инициатив Биоэкологического центра «Экотуризм и Экохукук». Проект «Будущее Нового Узбекистана построим вместе с современной молодежью» также предусматривал широкую просветительскую деятельность преимущественно среди молодежи, чтобы пробудить у нее интерес к истории. В фокусе внимания общественной организации - архитектурные памятники на территории Карманинского и Нуратинского районов, города Газгана.
Изданные по инициативе навоийской ННО брошюры с конкретным списком туристских объектов, краткой исторической информацией раздали в четырнадцать общеобразовательных школ Навои и Газгана. Благодаря гражданской инициативе некоммерческой организации свыше 1500 школьников включились в процесс формирования метанавыков, которые помогают ориентироваться в пространственных особенностях объектов культурного наследия.
Важнейшим направлением работы в формате грантового проекта Биоэкологический центр «Экотуризм и Экохукук» считает разработку комплекса мероприятий, направленных на продвижение идеи сохранения памятников истории и культуры, особенно в молодежной среде. Если каждый из нас сегодня не проявит активность в отношении бережного отношения к историческому прошлому, никакого серьезного прогресса не достичь.
Свои подходы к вопросу экологического воспитания среди подрастающего поколения формирует в рамках грантового проекта Всемирного фонда дикой природы (WWF) на тему «Исследование приоритетных видов биоразнообразия равнины хребта Нуратау и определение оптимальных мер для решения существующих проблем» общественное объединение Узбекистана «Жонли табиат».
Руководитель и координатор проекта, биолог, магистрант Навоийского государственного педагогического института Шарофат Турсунова, рассказывая о проделанной за год работе, отмечает, что в контексте проекта акцентировались на воспитании и формировании положительного отношения к окружающей среде в первую очередь среди учащихся общеобразовательных школ, близко расположенных к изучаемой природной локации. Из числа способов донести до школьников важность проблем экологии, бережного отношения к природе и ее ресурсам выбрали те, которые заточены на активном участии мальчишек и девчонок.
Например, в поселковой общеобразовательной школе № 21 села Соп Нуратинского района организовали тематическую встречу с учащимися и местными жителями, провели конкурс рисунков «Природа и я». В селе Кизилча на базе общеобразовательной школы № 22 провели семинар на тему «Вдохновляясь природой» сопровождался сценическими выступлениями ребят, которые при поддержке школьных педагогов организовали живые уголки.
На встрече с работниками Нуратинского горно-орехоплодного государственного заповедника и местными жителями в поселке Ухум Джизакской области представители общественного объединения «Жонли табиат» говорили о таких насущных экологических проблемах, как рациональный выпас домашнего скота, повышение качества и бонитета земель и почв, о возможности культивировать фисташковые породы и деревья миндаля, а также о планах развития туризма в регионе.
Победители организованного общественным объединением в рамках грантового проекта фотоконкурса «Природа глазами молодежи», в котором участвовали учащиеся десяти общеобразовательных школ Нуратинского района, получили, помимо памятных подарков, благодарственные письма за выражение собственной позиции и личного отношения к окружающей живой природе.
Как считают организаторы мероприятия, творческий смотр помог организовать образовательный и просветительский процесс, нацеленный на экологическое воспитание.
Целью данного грантового проекта его инициаторы обозначили исследование приоритетных видов биоразнообразия предгорной равнины и хребта Нуратау, чтобы определиться с точными данными, численностью, координатами обитания животных, разработать методы их сохранения и предотвращения истребления, в том числе в свете экологического воспитания подрастающего поколения.
По словам Ш. Турсуновой, ежемесячно организовывались научные полевые экспедиции в составе преподавателей Навоийского государственного педагогического института: орнитолога Р. Сохибназарова, герпетолога О. Абралова, а также ботаника Н. Рустамова. Ученые изучали местную флору и фауну, в частности, дикие виды тюльпанов, миндаля, фисташки, черепаху степную, волков и перелетных птиц.
В контексте современных экологических вызовов декларируемая важность экологического воспитания и просвещения общественными организациями, которые закладывают фундамент экопросвещения, должна соответствовать серьезности проблем природоохранной деятельности, чтобы каждый понимал окружающий мир и необходимость заботы о нем.
Проведение экологических мероприятий для школьников - лишь первый шаг на пути к формированию общественного экосознания.
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».