В нем рассмотрены задачи, стоящие перед Законодательной палатой Олий Мажлиса и ее органами по реализации приоритетных задач, определенных в выступлении Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на расширенном заседании Национального совета Республики Узбекистан по противодействию коррупции, состоявшемся 5 марта 2025 года, а также определены приоритетные направления.

Также в ходе пленарного заседания рассмотрен ряд законопроектов по социально-экономическому развитию страны, в том числе по совершенствованию порядка осуществления благотворительной деятельности, деятельности негосударственных некоммерческих организаций, поддержке институтов гражданского общества, внедрения современной системы корпоративного управления и другие вопросы.

 Дополнительные механизмы государственной поддержки благотворительной деятельности

На заседании постатейно во втором чтении рассмотрен законопроект, направленный на совершенствование порядка осуществления благотворительной деятельности.

Отмечено, в последние годы проведены определенные мероприятия по оказанию всесторонней поддержки нуждающимся слоям населения. В этом процессе не только государственные органы, но и наши граждане проявляют инициативу в проведении благотворительных акций, пожертвований и щедрости.

Однако действующее законодательство не дает возможности получить достоверную информацию о порядке сбора благотворительных пожертвований, прозрачности деятельности субъектов в этой сфере и использовании выделенных им средств. Также не установлена ответственность за нарушение порядка проведения благотворительности.

Это вызывает обоснованные возражения граждан, приводит к снижению доверия к негосударственным некоммерческим организациям, законно и добросовестно занимающихся благотворительной деятельностью, а также присвоению средств определенными лицами.

Данный законопроект разработан в целях внедрения эффективных механизмов государственной поддержки субъектов благотворительной деятельности, прозрачность деятельности благотворительных организаций и повышение доверия к ним граждан, а также правовое регулирование сбора средств на реализацию благотворительной деятельности.

Проектом определены дополнительные механизмы государственной поддержки благотворительной деятельности, порядок сбора благотворительных пожертвований, организации и использования ящика для пожертвований, а также раскрытия информации о благотворительных пожертвованиях и обеспечения открытости этого процесса, а также применение мер административной ответственности за нарушение требований законодательства о спонсорстве.

Отмечено, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению ответственным комитетом проведен ряд мероприятий, в том числе семинары и заседания с участием членов рабочей группы и правоведов. Документ доработан на основе предложений депутатов.

После долгой полемики законопроект был принят депутатами во втором чтении.

 Повысится эффективность и результативность общественного контроля 

Депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», разработанный членами фракции демократической партии «Миллий тикланиш» на основе права законодательной инициативы.

Отмечено, в последние годы в стране реализованы масштабные реформы по созданию свободного и сильного гражданского общества. В частности, созданы необходимые организационно-правовые условия для их активного участия в государственном и общественном управлении, совершенствованы механизмы оказания государственной поддержки.

В частности, в новую редакцию Конституции внесена отдельная глава, посвященная институтам гражданского общества, а их права и свободы закреплены на уровне Конституции. В Стратегии «Узбекистан – 2030» как отдельное направление определены реформы по организации государственного управления и совершенствованию общественного управления.

Также была принята Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах. За последние восемь лет на поддержку институтов гражданского общества из государственного бюджета выделено почти 2 трлн сумов. Кроме того, в рамках мер оказания государственной поддержки институтов гражданского общества в каждом регионе созданы «Дома негосударственных некоммерческих организаций».

При этом в два раза снижена пошлина за регистрацию негосударственных некоммерческих организаций, а государственные пошлины за регистрацию (перерегистрацию) общественных объединений инвалидов, ветеранов, женщин и детей полностью отменены. Срок перерегистрации сокращен с одного месяца до 15 дней.

В целях устранения излишних бюрократических преград в деятельности негосударственных некоммерческих организаций все государственные услуги предоставлены в электронной форме через портал e-ngo.uz.

Данный законопроект предусматривает внесение дополнений и изменений в Законы «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об общественных фондах», «Об общественном контроле» и «О государственной пошлине», а также Кодекс об административной ответственности и Налоговый кодекс.

В частности, в целях дальнейшего усиления гарантий свободы деятельности негосударственных некоммерческих организаций, определенных Конституцией и законодательством, на должностных лиц государственных органов возлагается административная ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.

В целях повышения эффективности деятельности общественного контроля предусматривается введение административной ответственности должностных лиц за не рассмотрение итогового документа, представляемого в государственные органы по результатам общественного контроля.

Предлагаемым законопроектом административные штрафы за нарушение требований законодательных актов, регулирующих деятельность негосударственных некоммерческих организаций, сокращаются в среднем на четверть.

Наряду с этим повышается прозрачность и подотчетность ННО перед обществом. То есть определено, что негосударственные некоммерческие организации будут публиковать информацию о полученных из внешних источников средствах и имуществе, а также их использовании.

В целях обеспечения адресности спонсорской и благотворительной деятельности, а также дальнейшего укрепления доверия населения к деятельности общественных фондов в законопроекте также отражено, что лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость

за совершение преступлений хищения путем присвоения или растраты

либо мошенничества, не могут создавать общественные фонды.

Кроме того, упорядочивается участие негосударственных организаций в политической деятельности за счет иностранных грантов. Также вносятся нормы, направленные на повышение прозрачности проведения социологических исследований на основе заказа иностранных доноров от других юридических и физических лиц, преимущественно не связанных с предпринимательской деятельностью.

Принятие данного законопроекта послужит усилению защиту законных прав и интересов негосударственных некоммерческих организаций, обеспечению гарантии и прозрачности их свободы деятельности, повышению эффективности и оперативности общественного контроля, созданию единой правоприменительной практики в данной области.

После бурных обсуждений законопроект принят депутатами.

Совершенствуется система поддержки институтов гражданского общества

 После этого депутаты рассмотрели законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование системы поддержки институтов гражданского общества государством, разработанный группой депутатов на основе права законодательной инициативы.

Отмечено, в последние годы государством проводится системная работа по поддержке институтов гражданского общества и вовлечению их в общественно-политическую жизнь страны. Принятие Стратегии «Узбекистан-2030» и концепции развития гражданского общества в 2021-2025 годах создали прочную основу для выведения реформ в данном направлении на новый уровень.

В новой редакции Конституции в качестве отдельной главы включены «Институты гражданского общества», а также определено, что основу гражданского общества составляют институты гражданского общества.

Соответствующим Указом Президента от 26 августа 2024 года кардинально реформирована с институциональной, организационной и правовой точки зрения деятельность Общественного фонда по поддержке институтов гражданского общества при Олий Мажлисе и Парламентской комиссии по управлению средствами этого Фонда.

За последние четыре года около 3 тысяч проектов институтов гражданского общества получили финансовую поддержку Общественного фонда по поддержке институтов гражданского общества при Олий Мажлисе. Этот показатель увеличился в 30 раз по сравнению с 2008-2016 годами.

В данном законопроекте уточняются задачи Общественного фонда по поддержке институтов гражданского общества и его региональных подразделений, а также их полномочия в процессе распределения государственных субсидий, грантов и социальных заказов. Вводятся нормы, направленные на сокращение излишних проверок и бюрократических процедур в деятельности фондов.

Также предусматривается, что между государственным органом и негосударственной некоммерческой организацией может быть прямое заключение договора в размере до тысячи базовых расчетных величин в целях выведения социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества на новый уровень при реализации социально значимых проектов и оформления государственного социального заказа на положительно оцененные проекты.

Проект закона принят депутатами.

 В деятельность ООО будет внедрена современная система корпоративного управления

На заседании также в первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на совершенствование деятельности обществ с ограниченной ответственностью.

Отмечено, в последние годы в стране реализуются последовательные реформы по развитию предпринимательства. Наряду с этим, как показывают результаты анализа, действующий Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» требует дальнейшего совершенствования и внедрения современной системы корпоративного управления.

В частности, в соответствии с действующим законодательством право участников общества на заключение корпоративных договоров, порядок открытия филиала и представительств общества, альтернативные способы разрешения конфликтной ситуации между участниками общества не определяются путем медиации или арбитражного суда.

Также имеются некоторые правовые пробелы и неясности в вопросах избрания наблюдательного совета общества и его членов, принятия решений наблюдательным советом, а также обязанностей исполнительных органов управления.

В законопроекте также отражены правовые нормы, связанные с дальнейшим совершенствованием деятельности обществ с ограниченной ответственностью, заполнением существующих правовых пробелов, внедрением опыта развитых стран в данную сферу.

Предусмотрено, что общество может заниматься деятельностью не только при наличии лицензии, но и других разрешительных документов и в уведомительном порядке, а также определяется порядок открытия филиалов и представительств обществ.

Особое внимание депутаты акцентировали на то, что участникам общества предоставлено право заключать корпоративные договоры о реализации своих корпоративных прав, а также на то, что конфликтная ситуация между участниками общества может быть разрешена путем медиации или арбитража.

Представители народа отметили, что определенный в проекте порядок принятия решений наблюдательного совета общества путем голосования за пределами собрания (по запросу), а также, что соглашение о передаче доли в уставном капитале другому лицу может быть осуществлено в простой письменной форме, послужит эффективной работе ООО.

Принятие законопроекта послужит дальнейшему усилению гарантий прав и законных интересов участников общества, внедрить современную систему корпоративного управления в деятельность общества.

Проект закона принят депутатами.

 Совершенствуется законодательство в сфере транспорта

 На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса концептуально в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О транзите особых грузов и воинских контингентов».

Отмечено, в последние годы в стране ведется последовательная работа по увеличению объемов транзитных перевозок и развитию логистической системы.

При этом существует необходимость создания дополнительных условий для устранения пробелов в национальном законодательстве и совершенствования законодательства в сфере транспорта.

В частности, Закон «О транзите особых грузов и воинских контингентов» предусматривает, что решение о выдаче разрешения на транзит или об отказе в его выдаче принимается в течение тридцати дней со дня поступления заявления, а при необходимости этот срок может быть продлен. Однако в законе четко не определены обстоятельства, являющиеся основанием для продления этого срока, а также предел срока, который может быть продлен.

Законопроектом определено, что решение о выдаче или отказе в разрешении на транзит особых товаров и воинских контингентов принимается в течение двадцати дней со дня получения заявления, а при необходимости этот срок может быть продлен до одного месяца.

Кроме того, предусмотрено установить срок действия разрешения на транзит особых грузов и воинских контингентов до девяноста дней.

Отмечено, что принятие законопроекта послужит увеличению объемов транзитных перевозок, развитию логистической системы, устранению пробелов в национальном законодательстве и совершенствованию законодательства в сфере транспорта.

После долгой полемики проект закона принят депутатами.

 Отменяется административная ответственность за отдельные правонарушения

Также в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, направленных на обеспечение соблюдения принципа соразмерности при применении мер правового воздействия».

В новой редакции Конституции Республики Узбекистан определено, что меры правового воздействия на человека, применяемые государственными органами, должны основываться на принципе соразмерности и быть достаточными для достижения целей, предусмотренных законом.

Сегодня, исходя из сути коренных реформ и реализуемых в стране социально-политических преобразований, на основе отдельного комплексного подхода к каждой сфере, принимается ряд законов, направленных на определение соответствующих правовых мер за нарушения.

Документом вносятся соответствующие изменения в Кодекс об административной ответственности, направленные на отмену административной ответственности за отдельные правонарушения, исходя

из характера деяний и их достаточности для достижения цели наказания.

Принятие законопроекта послужит обеспечению соблюдения принципа соразмерности при применении мер правового воздействия, дальнейшему усилению гарантий прав и свобод граждан, а также созданию более благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Проект закона принят депутатами.

Обеспечить судебную защиту конституционных прав и свобод личности

В первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на совершенствование института мер принуждения в уголовном процессе.

В последние годы в стране осуществляются широкомасштабные реформы, направленные на дальнейшую демократизацию судебно-правовой сферы и реализацию конституционных прав граждан.

В новой редакции Конституции в качестве одной из важнейших гарантий обеспечения прав и свобод граждан закреплено, что права потерпевших от правонарушений защищаются законом, а государство создает условия для возмещения ущерба, причиненного потерпевшим.

Однако в случаях, когда в отношении лиц, совершивших преступление, не применена мера пресечения в виде заключения под стражу, имеют место случаи выезда таких лиц за пределы Государственной границы Республики Узбекистан с целью скрытия от дознания, следствия или суда. В результате снижается возможность восстановления прав потерпевших от преступлений и возмещения им причиненного ущерба.

Данным законопроектом предусматривается порядок временного ограничения права подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на выезд из Республики Узбекистан дознавателем, следователем, прокурором или судом в случае, если в отношении таких лиц не применена мера пресечения в виде заключения под стражу, но имеются достаточные основания полагать, что они покинув Государственную границу Республики Узбекистан могут без уважительных причин уклониться от дознания, предварительного следствия или суда.

Принятие данного законопроекта послужит обеспечению судебной защиты конституционных прав и свобод личности, предупреждению причинения вреда ее законным правам и интересам.

Законопроект принят депутатами.

 Какая работа проводится по повышению конкурентоспособности Узбекистана на мировом рынке?

На пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 21 января 2025 года министру инвестиций, промышленности и торговли Л. Кудратову направлен парламентский запрос Законодательной палаты «О проводимой работе по повышению конкурентоспособности Узбекистана на мировом рынке, привлечению инвестиций и диверсификации экспорта, развитию глобальных торговых отношений».

В нем определено дать обоснованное разъяснение по проводимой работе по диверсификации экспортных направлений, увеличению объемов экспорта, совершенствованию производства востребованной продукции, улучшению инвестиционной среды

На очередном заседании Законодательной палаты депутаты рассмотрели ответ, направленный на этот парламентский запрос.

По полученным данным, в последние годы наращивание производственных мощностей, внедрение инновационных решений по адаптации к требованиям рынка, диверсификация транспортных коридоров и вывод местной продукции на новые рынки рассматриваются как в числе приоритетных задач проводимой в стране экономической политики.

Для повышения экспортного потенциала нашей страны принимаются все меры по выходу на высокомаржинальные рынки и постепенному увеличению объемов экспорта на них. В частности, с Турцией и Пакистаном было подписано соглашение о преференциальной торговле для диверсификации экспорта местной продукции на внешние рынки и облегчения торговых процедур.

В рамках этих соглашений создана возможность экспорта 12 видов сельскохозяйственной продукции в Турцию и 17 видов местной продукции на рынок Пакистана со сниженными таможенными пошлинами на основе преференциальной торговли.

При этом в 2024 году организованы бизнес-миссии с участием 6 стран Евросоюза и 32 предприятий, экспортирующих в Турцию кожевенную, пищевую, плодоовощную и текстильную продукцию, а также экспортировано продукции на 64,6 млн долларов.

Кроме того, в целях создания благоприятных условий для экспорта местной продукции в страны Евросоюза Узбекистан получил статус страны-бенефициара Генеральной системы преференций плюс» («GSP+») Евросоюза. Сегодня Узбекистан является бенефициаром британской системы GSP+.

В рамках льгот, применимых в рамках этой системы имеется возможность экспортировать местную продукцию по более чем 6 200 товарным позициям в 27 стран Европы и на британские рынки без таможенных пошлин.

В целях расширения масштабов использования этих возможностей 4-5 декабря 2024 года состоялся визит Рабочей группы Министерства инвестиций, промышленности и торговли в Брюссель. В ходе визита узбекская делегация отметила, что перечень товаров с льготами «GSP+» не менялся на протяжении последних 22 лет, и предложено добавить в этот список сельскохозяйственную продукцию, в том числе лимоны, чеснок и яблоки.

Согласно ответу министра, принимаются комплексные меры по значительному увеличению объемов экспорта товаров и услуг за счет эффективного использования существующих возможностей и потенциала республики.

В частности, с участием престижной зарубежной компании «RWC» разрабатывается «Национальная экспортная стратегия Республики Узбекистан на 2025-2030 годы». Исходя из тенденций мирового рынка, за счет принятия комплексных мер, как увеличение доли готовой продукции в экспорте с 50 процентов, освоение новых рынков, широкое продвижение продукции за рубежом и адаптация ее к стандартам внешних рынков, совершенствование системы поддержки экспортеров предусмотрено довести в 2030 году объем экспорта республики до 45 млрд долларов.

Также в целях укрепления экспортного потенциала национальной экономики и увеличения доли продукции с добавленной стоимостью в ее составе приняты меры по внедрению международных стандартов и сертификации предприятий в процессах производства местной продукции. В результате внедрены международные стандарты в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности, а к концу 2024 года количество сертифицированных предприятий в этой сфере было увеличено до 1335.

Депутаты, отмечая, что в ответе на парламентский запрос была представлена ​​подробная информация по поднятым вопросам, ответ министра приняли к сведению.