Растет спрос на полезную и доступную сельскохозяйственную продукцию

    Агросектор 8 июля 2023 1940

    В условиях интенсивной глобализации, происходящей в мировой экономике, продовольственная безопасность приобретает особую актуальность и как задача экономической безопасности. В связи с этим активизируется научный подход к данному вопросу, усиливается инновационное развитие аграрной сферы.

    К показателям продовольственной проблемы относятся хроническое недоедание, дефицит качественной пищи и чистой питьевой воды, отсутствие возможности купить желаемую продукцию по доступным ценам и не только.

    По аналитическим данным, аграрный сектор экономики Узбекистана имеет возможность производства и переработки всех видов сельскохозяйственной продукции, способен обеспечить продовольствием не только население республики, но и осуществлять экспорт в другие страны. Последние пять лет можно назвать периодом широкомасштабных комп­лексных реформ в аграрной отрасли, включающих внедрение рыночных механизмов и передовых технологий.

    Среди важных направлений политики продовольственной безопасности - поставка населению в достаточном количестве животноводческой продукции и растительного масла; создание необходимой базы для переработки и хранения сельхозпродукции; формирование достаточных запасов основных видов продовольствия; достижение устойчивости розничных цен; сокращение объема импорта продовольственных товаров. Выполнение этих задач требует обеспечения продовольственной безопасности страны; наполнения внутреннего рынка качественными, безо­пасными и доступными продуктами питания; укрепления покупательной способности населения; либерализации внешнеэкономической деятельности; развития среды здоровой конкуренции; последовательного решения существующих в отрасли проблем. Поэтому с самого начала реформ определены конкретные цели и задачи, реализуются меры по устранению барьеров при импорте продовольственных товаров и усилению гарантий защиты прав субъектов внешнеэкономической деятельности. Благодаря предоставляемым возможностям и льготам за короткое время республика вошла в список ведущих государств - экспортеров продовольственных товаров. В частности, более 80 видов сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в Узбекистане, экспортируется в 71 страну, где наша плодоовощная продукция пользуется большим спросом.

    Качественная продукция на складах не залеживается

    Необходимо отметить, что плодо­овощная отрасль - один из важных секторов отечественного сельского хозяйства. В этом направлении производится почти семь процентов ВВП страны, 27 - сельхозкультур. В данное время около 96 процентов среднегодовой потребности республики в плодоовощной продукции обеспечивается за счет собственного производства, показатели которого растут из года в год. Так, в 2022-м в стране выращено 21,8 млн тонн плодоовощной продукции, что на 3,8 процента больше показателей предыдущего года. Сегодня Узбекистан занимает второе место в мире по выращиванию урюка, третье - моркови, четвертое - черешни, седьмое - огурцов, восьмое - вишни и инжира.

    Отрасль значима еще и тем, что вносит весомый вклад в повышение экспортного потенциала страны и валютных поступлений. Особое внимание уделяется развитию интенсивного садоводства и виноградарства посредством создания плантаций скороспелых и карликовых фруктовых деревьев, расширению объема экспорта.

    Востребованность продукции на мировом рынке определяется ее соответствием международным стандартам, уровнем качества и конкурентоспособностью. Среди важных задач, стоящих сегодня перед производителями-экспортерами, - правильная оценка уровня рентабельности. При этом используется аналитический метод оценки влияния реформ в республиканской социально-­экономической системе на повышение конкурентоспособности отраслей сельского хозяйства.

    Так, рентабельность в первую очередь отражает показатели качества предлагаемой на рынке продукции. Параметры качества определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности - из интересов потребителя. На качество продукции воздействует ряд факторов природно-­климатического, технико-технологического, социально-психологического и организационно-экономического характера. К таким относятся состав почвы, климатические условия региона, погода, продолжительность вегетационного периода растений, уровень солнечной активности, света и влажности. Так, наша страна отличается благоприятными природно-климатическими условиями, и вегетационный период длится с марта до конца ноября, что способствует выращиванию фруктов и овощей с неповторимыми вкусовыми качествами.

    Также на конкурентоспособность продукции влияют полезность продукции (витамины, микроэлементы, питательность), вкусовые и потребительские особенности, уровень ее обеспеченности маркетингом и рекламной информацией, показатели качества, дизайн упаковки, стоимость, экологическая безопасность, соответствие техническим нормам и стандартам и другие факторы. Немаловажна и безопасность продукции, то есть наличие разрешения к потреблению.

    Словом, при повышении конкурентоспособности национальной экономики и укрепления экспортного потенциала особое место занимают требования, предъявляемые к качеству и безопасности продукции аграрного и продовольственного сектора. Это является одной из важных задач, стоящих перед любым предприятием, потому что экономическую эффективность предприятий в условиях рынка во многом определяют качество и конкурентоспособность производимой ими продукции.

    Во-первых, в результате научно-технического прогресса растут требования к качеству продукции. Так, при оценке продукции современный потребитель прежде всего обращает внимание на ее качество, в том числе надежность, питательность, состав витаминов, экологичность и дизайн упаковки, другие параметры. Высококачественная продукция характеризуется уровнем удовлетворенности потребителя.

    Во-вторых, в условиях острой конкурентной среды на внутреннем и внешнем рынках качество продукции является одним из важных условий выживания.

    В-третьих, благодаря экономической активности предприятий экспорт продукции становится обычным явлением. Чтобы занять достойное место на внешнем рынке, требуется последовательное улучшение качества производимой продукции.

    В-четвертых, обеспечение качества продукции способствует повышению эффективности производственных затрат. А высокая стоимость качественных товаров - увеличению денежных поступлений, чистой прибыли, показателей рентабельности. Такие товары на складах не залеживаются, поэтому увеличивается скорость оборота товарно-­материальных ресурсов, улучшается платежная способность предприятия.

    В-пятых, повышение качества продукции благотворно влияет и на укрепление авторитета страны, что выражается в увеличении объема требований и предложений, расширении ее экспортных возможностей, увеличении объема валютных поступлений, более полном удовлетворении потребностей населения, ускорении научно-технического прогресса и не только.

    Требования к выходу на мировой рынок

    Как известно, продукция таких отраслей сельского хозяйства, как хлопководство, зерноводство, плодоовощеводство, животноводство, шелководство и каракулеводство, является сырьем для перерабатывающей промышленности. Показатели качества перерабатывающих сельхозпредприятий определяются технологическими параметрами. При этом учитывается соответствие сырья требованиям, предъявляемым к производимой продукции и технологическому процессу.

    Еще одним критерием определения качества является соответствие продукции международным стандартам. В стране проводится работа в этом направлении. Внедряются международные стандарты, увеличивается количество предприятий. В целях выхода на международные рынки представители бизнеса работают над улучшением качества товаров.

    Из года в год расширяется и география экспорта национальной продукции. Присоединение Узбекистана к системе преференций GSP+ позволило беспошлинно экспортировать в Евросоюз 6200 видов товаров. Как член системы GSP+ Узбекистан получает дополнительные экономические выгоды по сравнению со стандартным GSP за счет полной отмены тарифов на три трети продуктовых линеек. Это будет способствовать росту экспорта и привлечению дополнительных инвестиций в страну.

    В настоящее время уровень использования преференций в рамках GSP в Узбекистане составляет 87 процентов. Сегментами продукции, которые в наибольшей степени пользуются сокращенными льготами, являются текстиль и одежда, изделия из пластика, а также фрукты, орехи и овощи. Это указывает на то, что структура экспорта нашей страны по сравнению с соседями из Цент­ральной Азии более разнообразна.

    В республике сформирована и совершенствуется нормативно-правовая база обеспечения продовольственной безо­пасности. При этом внимание акцентируется не только на внутренних возможностях страны, но и на ее международных связях. В результате внутренний рынок обеспечивается качественной и доступной продукцией, отечественный бренд завоевывает международные рынки. Расширение экспортных масштабов служит развитию национальной экономики, а значит, механизм обеспечения продовольственной безопасности работает исправно.

    Сохибжон Топилдиев.
    Доктор экономических наук.

    Фото УзА.

    No date selected
    июль 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates