Начало 1990-х было сложным периодом для гражданской авиации республики. Структуры (одна из которых - Узбекское управление гражданской авиации), до недавнего времени входившие в гигантскую систему советского «Аэрофлота», оказались предоставлены самим себе. В то время Узбекское УГА было одним из крупнейших управлений в составе Министерства гражданской авиации (МГА) и состояло из 10 объединенных авиаотрядов.
Учитывая происходившие в МГА преобразования, в Узбекском УГА возникла необходимость проведения в первую очередь реструктуризации в области организации и управления воздушным движением в воздушном пространстве Республики Узбекистан.
Таким образом, с целью создания единой целенаправленной политики развития и модернизации системы управления воздушным движением (УВД) на базе отдела УВД Узбекского УГА 1 января 1991 года было организовано предприятие по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. Это и стало днем создания ГУП «Центр «Узаэронавигация» (ЦУАН). Появление предприятия ознаменовало новую эпоху в области развития гражданской авиации Республики Узбекистан.
В настоящее время ЦУАН является государственным предприятием, входящим в систему Министерства транспорта Республики Узбекистан.
Основная производственная деятельность ГУП ЦУАН - обеспечение должного уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения (аэронавигационное обслуживание) и радиотехническое обеспечение полетов в воздушном пространстве республики.
ЦУАН предоставляет аэронавигационное обслуживание более чем 400 зарубежным и узбекистанским авиакомпаниям.
В своем кратком интервью директор ГУП ЦУАН Алишер Ашуров охарактеризовал предприятие как не имеющее аналогов в Узбекистане. В своей производственной деятельности обеспечивает государственную политику в области организации безопасности и регулярности полетов, руководствуется стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization - Прим. авт.). Предприятие тесно взаимодействует с такими международными организациями, как Евроконтроль (Европейская организация по безопасности аэронавигации), IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), МАК (Межгосударственный авиационный комитет), Международный союз электросвязи, и является членом Координационного совета «Евразия».
Структурные подразделения ГУП ЦУАН расположены во всех областных аэропортах республики.
Основные этапы развития предприятия
С момента своего создания ГУП ЦУАН динамично развивается.
1996 год: ввод в эксплуатацию Центра автоматизированной системы управления воздушным движением (АС УВД) в аэропорту Ташкента. Республика Узбекистан на тот момент была одной из первых на постсоветском пространстве, которая перешла на автоматизированную систему УВД.
2002-й: ввод в эксплуатацию центров АС УВД в аэропортах Самарканда, Бухары, Ургенча.
2008-й: ввод в эксплуатацию Центра АС УВД в аэропорту Навои.
2010-й: организована единая корпоративная коммуникационная сеть, объединившая структурные подразделения Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» по всей стране в единую телекоммуникационную сеть, что позволило оперативно решать вопросы передачи локационной, навигационной, метеорологической и связной информации.
2011-й: внедрена новая сокращенная система вертикального эшелонирования (RVSM), цель которой - гармонизация воздушного пространства в восточной части Европейского региона ICAO.
2014-й: среди стран Центральной Азии ГУП ЦУАН первым внедрило УВД с использованием абсолютных высот и осуществило переход на методы контроля захода на посадку с использованием абсолютных высот и единиц измерения ICAO.
2019-й: внедрена классификация воздушного пространства в соответствии со стандартами ICAO.
Предприятием успешно реализуется концепция укрупнения центров УВД. В период с 2012 года и по настоящее время функции по обслуживанию воздушного движения в зонах ответственности вспомогательных районных центров Навои и Намангана, а также районного центра Нукуса переданы под управление Ташкентского центра автоматизированной системы УВД.
Внедрены маршруты зональной навигации, что является частью Плана внедрения навигации, основанной на характеристиках (PBN) в воздушном пространстве Республики Узбекистан. Значительно повысилась привлекательность воздушного пространства страны за счет уменьшения времени полета (прямая экономия на топливе и других расходах, связанных с эксплуатацией воздушного судна, защита окружающей среды), эффективно использовалось воздушное пространство (увеличение пропускной способности).
Разрабатываются и внедряются новые участки маршрутов организации воздушного движения по согласованию с министерствами и ведомствами Республики Узбекистан, а также с провайдерами аэронавигационных услуг и авиационными властями сопредельных государств.
На постоянной основе продолжается процесс модернизации автоматизированных систем УВД, средств радиолокации, навигации. На предприятии разработан и реализуется План мероприятий («дорожная карта») на 2020-2030 годы.
Достаточно назвать основные проекты, чтобы понять масштаб развернувшихся преобразований: реконструкция аэропорта Самарканда в части модернизации радиотехнического оборудования обеспечения полетов воздушных судов; ввод в эксплуатацию автоматизированной системы УВД в аэропортах Ташкента, Самарканда, Бухары, Ургенча; закупка радионавигационного оборудования и его установка в Международном аэропорту «Ташкент» имени Ислама Каримова.
Новый Узбекистан активно открывается всему миру, увеличивая и свой туристический потенциал. ГУП ЦУАН способствует развитию туризма путем открытия новых трасс в воздушном пространстве республики и привлечения новых авиакомпаний-пользователей.
ГУП «Центр «Узаэронавигация» контролирует воздушное пространство на площади 449 тысяч квадратных километров. Это накладывает на коллектив предприятия огромную ответственность в плане обеспечения безопасности воздушного движения.
Предприятие уверенно смотрит в завтрашний день и к своему юбилею подходит с новыми успехами.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».
Фото из архива ГУП ЦУАН.