Общественное обсуждение проекта стратегии проводится с целью определения приоритетных направлений реформ по дальнейшему повышению уровня благосостояния народа, трансформации отраслей экономики, безусловному обеспечению прав и интересов человека, формированию активного гражданского общества на основе идеи «От Стратегии действий - к Стратегии развития». Оно будет проходить до 15 января текущего года. Граждане могут направлять свои предложения через электронные платформы regulation.gov.uz, jamoatchilik.uz и 2022-2026.strategy.uz. В процесс вовлечены эксперты и представители общественности.
- В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах принято около 300 законов, свыше четырех тысяч решений Президента, направленных на кардинальное реформирование всех сфер жизни государства и общества, - отмечает председатель Общенационального движения «Юксалиш» Бобур Бекмуродов. - Наряду с этим проведена системная работа по обеспечению прав человека, усилению подотчетности и открытости государственных органов, повышению роли институтов гражданского общества, средств массовой информации, политической активности населения и общественных объединений. В ходе прошедшего диалога с представителями ННО мы обсудили аспекты создания гуманного государства, где уважаются честь и достоинство каждого человека, а также дальнейшего развития свободного гражданского общества. В частности, отмечалось, что в рамках проекта Стратегии развития нового Узбекистана предусматривается совершенствование организационно-правовой базы эффективного общественного контроля.
В числе предлагаемых новшеств - разработка современных форм общественного контроля, внедрение практики проверки качества реализации региональных, отраслевых и государственных программ на основе коллективных обращений, увеличение в семь раз объемов средств, выделяемых общественным фондам по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Кенгашах народных депутатов.
- Будет иметь большое значение взаимодействие органов местного самоуправления с местными Кенгашами народных депутатов, - комментирует председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Шухрат Бафаев. - Это повысит децентрализацию государственного управления, поспособствует проведению действенной кадровой государственной политики, передаче некоторых функций государства частному сектору и институтам гражданского общества, созданию единой платформы для эффективного рассмотрения обращений граждан. Улучшится взаимодействие Олий Мажлиса с местными Кенгашами народных депутатов.
Спикеры едины во мнении: в период масштабных трансформаций ключевое значение имеет широкое информирование населения и мирового сообщества о ходе реализации реформ. В этом процессе, как отмечают эксперты, все большую роль играют СМИ и платформы для коммуникаций, в том числе социальные сети. Они становятся площадкой для открытого диалога власти и народа, обсуждения актуальных и резонансных вопросов.
Участники диалога подчеркнули важность широкого вовлечения субъектов общественного контроля в процесс реализации государственных функций, повышения общественно-политической активности и электоральной культуры населения, продолжения работы по имплементации международных избирательных стандартов в национальное законодательство. По их мнению, при изучении результативности деятельности органов государственной власти свой эффект дадут проведение опросов населения и внедрение практики открытых обсуждений выявленных недостатков. Также высказаны мнения и предложения по повышению социального партнерства, удвоению объемов государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в виде субсидий, грантов и социальных заказов.
Стоит отметить, что сегодня ни один акт законодательства не принимается без предварительных консультаций с населением. При госорганах организуются общественные советы, которые служат вовлечению населения в процессы принятия решений на разных уровнях, осуществлению общественного контроля за их деятельностью. Создаются новые механизмы и инструменты вовлечения людей в общественное и государственное строительство. На всех уровнях государственной власти продвигается принцип диалога с народом - будь то во время выездных и личных приемов либо посредством электронных платформ и средств массовой коммуникации. Это стимулирует развитие правосознания народа.
- Проект Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы является важным документом, в котором отражены основные идеи и действия, намеченные руководством страны для последующей реализации, - говорит депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Дурбек Ахмедов. - Стратегия состоит из семи частей. Одна из них, конечно же, - развитие национальной экономики. Основное требование - обеспечение ее устойчивого роста, а вместе с тем повышение благосостояния населения. Вся экономическая политика, связанная с либерализацией экономики, нацелена на обеспечение роста ВВП на 1,6 процента на протяжении следующих пяти лет. Ставится задача обеспечить вхождение Узбекистана в число стран с уровнем дохода на душу населения выше среднего к 2030-му. Особый упор - на развитие промышленности. То есть речь идет о дальнейшем продолжении работы по созданию цепочки добавленной стоимости во всех ее отраслях.
В ходе встречи обсуждены и результаты, достигнутые в рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Их масштабы колоссальны. Принятие пять лет назад Стратегии действий обусловило новый характер трансформаций в стране. Приоритеты были определены на основе диалога с народом (в том числе с использованием современных технологий) с учетом мнений экспертного сообщества и академических кругов.
Так, страна добилась значительных успехов по ряду направлений. В частности, гарантируются экономические права. К этому можно отнести искоренение принудительного труда, внедрение нового порядка изъятия земель для общественных и государственных целей, установление обязательной выплаты компенсации собственникам снесенного имущества. Обеспечиваются личные права граждан. В целом за последние несколько лет в Узбекистане совершен большой прорыв в области совершенствования основ гарантированной защиты прав человека, закрепленных в международных и национальных документах.
Этап преобразований условно можно разделить на два направления. Первое - решение вопросов, которые на протяжении многих лет волновали обычных людей, представителей бизнеса. Второе - институциональные, глубокие реформы. Они требуют стратегически обдуманного подхода, большего времени. К обоим пунктам можно причислить земельную реформу, приватизацию госсобственности, развитие свободы слова и открытости госструктур, гражданского общества, обеспечение прав человека, преобразования в аграрной политике, экологии, судебную реформу, изменения в системах правоохранительных органов, здравоохранения и образования.
- Неизменным остается одно - приверженность руководства Узбекистана демократизации, защите и обеспечению законных прав и интересов граждан, - отметила первый заместитель министра по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан Гулнора Маруфова. - Здесь имеет большое значение поддержка органов самоуправления граждан, поднятие их деятельности на новый уровень, обеспечение участия граждан в решении проблем, касающихся махалли. Их связь с государственными органами управления будет играть существенную роль в совершенствовании работы махалли. Повышается авторитет махалли, обеспечивается непосредственная связь с государством. У представителей органов местного самоуправления будут формироваться навыки по основам управления, знания банковско-финансовой сферы, работы на приусадебных участках, вырастет эффективность работы института помощников председателей махаллей.
- Президент в вопросах принятия решений указывает на два основополагающих условия, - говорит Б. Бекмуродов. - Первое - необходимость научного обоснования, то есть решения всегда должны основываться на науке, анализе, экспертизе и исследованиях. Второе - учет мнений и предложений населения в процессе реформирования сфер государственного и общественного строительства. Чему это способствовало? Во-первых, изменились принципы реформирования. Если раньше было определено, что государство - главный реформатор, то теперь установлено, что источник реформ - народ, граждане должны участвовать в обсуждениях, принятии решений. Во-вторых, изменились подходы к решению вопросов. Государство руководствуется принципом не закрываться от проблем, а признавать недостатки, работать с проблемами, вместе находить их решения. В-третьих, изменился характер государственного управления. Сейчас ценится инициативность - как личностная, так и институциональная.
Проектом Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы предусмотрено достижение порядка ста целевых показателей. В документе подняты актуальные вопросы, требующие внимания. Это создание правовой, научно-просветительской и социальной базы для проведения реформ. В стране уже проживают 35 миллионов жителей. К 2026-му, предполагается, цифра превысит 38 миллионов. Ежегодно на рынок труда выходят 600 тысяч человек. Все это говорит об очень большой возможности, но вместе с тем и колоссальной ответственности. Исходя из чего мнение каждого имеет сегодня особое значение.
Евгения Юн.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».
Фото пресс-службы ОД «Юксалиш».