Президент Шавкат Мирзиёев с первых дней на посту руководителя страны обозначил приоритетом государственной политики системные преобразования в области просвещения. Заданный курс на комплексное улучшение и повышение качества получаемых подрастающим поколением знаний дает свои плоды. Это отмечают и эксперты из-за рубежа. К слову, международное сотрудничество в области народного образования в том числе послужило фактором развития сферы. С зарубежными коллегами реализуется ряд важных инициатив и проектов.
Строительство третьего Ренессанса, о котором глава государства сказал в выступлении на торжественном собрании, посвященном 29-й годовщине независимости Республики Узбекистан, предполагает проведение структурных реформ в общеобразовательных учреждениях. Это закреплено и в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Программным документом предусмотрены следующие цели:
- создание 1,2 миллиона ученических мест в системе народного образования путем внедрения Национальной программы развития школ;
- разработка и реализация национальной программы, предусматривающей строительство новых школ, увеличение числа частных школ, повышение качества образования;
- налаживание деятельности свыше 100 тысяч обеспеченных необходимым оборудованием бесплатных кружков для приобщения молодежи к миру искусства, овладения ею знаниями и навыками в сфере компьютерных и информационных технологий;
- доведение до конца 2026 года количества ученических мест до 6,4 миллиона;
- полная переработка учебных программ и учебников на основе передового зарубежного опыта и их внедрение в образовательный процесс до 2026 года;
- повышение квалификации педагогических кадров и соответственно качества образования в школах согласно международным стандартам.
Важные задачи в этом направлении определены подписанными Президентом 11 мая текущего года Указом «Об утверждении Национальной программы по развитию народного образования в 2022-2026 годах» и постановлением «О дополнительных мерах по развитию народного образования».
Документы нацелены на формирование знаний и навыков учащихся школ, их воспитание в духе преданности национальным и общечеловеческим ценностям, повышение авторитета профессии учителя и качественного состава педагогов, совершенствование учебников и учебно-методических комплексов на основе современных требований, строительство современных моделей учреждений народного образования, отвечающих международным стандартам.
Принятие Национальной программы свидетельствует о высоком внимании государства к образовательной сфере. Ввиду растущего спроса на качественные образовательные услуги, необходимости дальнейшего формирования и развития человеческого капитала, а также принятых Узбекистаном обязательств по исполнению Целей устойчивого развития ООН утверждение подобной программы представляется весьма целесообразным шагом.
В рамках реализации Национальной программы по развитию народного образования в 2022-2026 годах выделяются приоритетные аспекты:
- полноценное внедрение в школьное образование Национальной учебной программы, разработанной на основе передового международного опыта, а также применение на практике современных учебников, созданных отечественными и зарубежными авторами;
- повышение в обществе авторитета профессии учителя, создание благоприятных социальных условий для педагогов и достойное стимулирование их труда;
- формирование национального кадрового резерва для учреждений общего среднего образования, разработка критериев передового директора школы и образцового учителя, а также проведение на их основе регулярной оценки деятельности руководящих и педагогических кадров;
- системная организация духовно-просветительской работы в школах, внедрение механизмов непрерывного мониторинга, оценки и прогнозирования в данном направлении, повышение роли семьи, особенно родителей, в образовании и воспитании ребенка;
- содержательная организация свободного времени учащихся, совершенствование системы их профессиональной ориентации;
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт и оснащение школ необходимым инвентарем на основе современных моделей.
Главная задача - создать условия для организации качественного учебного процесса. Выполнить ее максимально эффективно помогут заимствование передового зарубежного опыта, изучение практики стран, на чьи системы школьного образования ориентируются в мире. Исходя из этого поставлена цель в месячный срок утвердить порядок внедрения признанных международных образовательных программ в учебный процесс государственных общеобразовательных учреждений. Перечень будет сформирован и размещен на официальном сайте Министерства народного образования в течение ближайших двух месяцев. Указом предусматривается содействие, в том числе финансовое, школам республики во внедрении этих программ.
Подготовка педагогических кадров - еще один важный вопрос, над которым мы усиленно работаем. Отталкиваясь от поставленных в этом направлении задач, начаты разработка и выпуск учебных пособий, предназначенных для учителей. Чтобы достичь высоких показателей и повысить уровень качества образования, следует ускорить работу по совершенствованию знаний и педагогического мастерства наставников. Это значит, что учителям необходимо проходить переподготовку, соответствующую мировым стандартам.
Так, в соответствии с Указом в направлении подготовки педагогических кадров запланировано обеспечить проведение с 2022/2023 учебного года недельных занятий для студентов 2-4-х курсов очной формы обучения в Ташкентском государственном педагогическом университете в порядке «4+2», в том числе четырех дней - в высшем образовательном учреждении и двух - в школах, в порядке прохождения практики. Вместе с тем в ТГПУ внедряется порядок присвоения основной и дополнительной специальности (квалификации) по направлениям образования бакалавриата с близкими учебными программами. А в целях повышения научно-исследовательских и профессиональных навыков студентов вуза к учебным занятиям станут привлекать профильных специалистов и ученых.
Нелегкий труд педагогов должен цениться высоко. Об этом не раз говорил Президент. Так, в Стратегии развития в числе целей значится поэтапное доведение месячной заработной платы учителей до тысячи долларов в эквиваленте. А согласно принятому Указу, с 1 сентября 2022 года устанавливается порядок, согласно которому педагогическим кадрам, имеющим сертификат соответствующего уровня по общеобразовательным предметам, выплачивается ежемесячная дополнительная надбавка.
Для достижения нужного результата важно проводить соответствующий контроль качества. Мониторинг хода преобразований в учебном процессе позволит определять уровень продуктивности деятельности государственных общеобразовательных учреждений. Так, в вышеназванном постановлении значится: работа школ, в которых по результатам мониторинга наблюдалось снижение качества образования, изучается согласно отдельному плану с выездом на место. Затем для школы разрабатывается «дорожная карта» по улучшению эффективности ее деятельности. Вместе с тем до 1 октября текущего года в Кабинет Министров Республики Узбекистан поручено внести порядок осуществления в государственных организациях общего среднего образования мониторинга качества обучения, основанного на риск-анализе, а также проект правительственного решения, определяющий упрощенный порядок проведения внутренней и внешней оценки деятельности школ.
Принимаемые меры по развитию народного образования в Узбекистане затрагивают также вопросы широкого привлечения руководителей секторов и ответственных организаций к созданию условий для внедрения в сознание учащихся патриотизма и уважительного отношения к национальным ценностям; изучения богатого культурного и исторического наследия, национальных обычаев и традиций, духовного наследия наших великих предков; проведения пропагандистской и разъяснительной работы среди руководителей и педагогов образовательных учреждений для осмысления ими личного вклада в развитие Нового Узбекистана, ответственности в воспитании гармонично развитого зрелого поколения.
Для успешной реализации поставленных целей и задач в республике ведется активная работа по внедрению в деятельность школ передовых методик, современных технологий. Используются необходимые ресурсы и возможности, в том числе продуктивный механизм государственно-частного партнерства.
Устойчивость реформ не может быть достигнута при недостаточно развитой системе образования. Именно поэтому в Узбекистане приоритет отдается эффективной реализации молодежной политики, поддержке педагогов, укреплению материально-технической базы школ.
Уже решены многие проблемы. Вместе с тем следует должным образом проанализировать существующие вопросы.
Принятие Национальной программы по развитию народного образования в 2022-2026 годах - ключевое звено в процессе строительства Нового Узбекистана.