Университет со 120-летней историей

Огромное желание учиться, стремление к свету науки определили мой выбор изучать языки. Повысился интерес к культуре и традициям англоязычных народов.  

Получив высшее образование, я преподавала английский язык сначала в Джизакском педагогическом институте (ныне - государственный университет), затем - в Ташкентском государственном юридическом университете. За годы работы пришла к выводу: каждый учитель иностранного языка должен участвовать в государственных или международных грантовых конкурсах, побывать в стране выбранного языка, непосредственно пообщаться с его носителями. Таким образом человек изучает культуру того народа, чей язык изучает, наблюдает традиции воспитания ребенка и роль родителей в его жизни.

В 2015 году выиграла девятимесячный грант по программе Фулбрайт Техасского университета США. В течение года для американских студентов вела практические занятия, посвященные языку, культуре и богатому историческому наследию узбекского народа. Появилось желание продолжить научные изыскания в одном из заокеанских государств. Однако финансовый вопрос был большой помехой на этом пути. 

Фонд «Эл-юрт умиди» помог осуществлению моей мечты. В настоящее время учусь в докторантуре Университета Лидса, который имеет 120-летнюю историю и входит в исследовательскую группу Russell. Занимает 75-е место в рейтинге QS среди мировых вузов. Веду научные исследования, направленные на развитие навыков узбекистанских учителей английского языка по изданию качественных статей в престижных международных журналах.  

Школьная система

В увлекательной научной командировке меня сопровождает семья. Поэтому есть возможность наблюдать за процессом дошкольной и школьной систем Великобритании и непосредственно участвовать в ней: ведь я мама.

Так, школьная система предоставляет возможности для профессионального и академического развития каждого. Свыше 4300 государственных школ имеют свои платформы на портале arbor-education.com: здесь подробно освещается деятельность учащихся, есть расписание уроков, информация об ожидаемых экзаменах и их результаты, о членских клубах и не только. К каждому ученику у педагогов индивидуальный подход. Через эту платформу родители могут узнать об успехах или о недочетах ребенка, ознакомиться с комментариями учителей-предметников о его оценках или поведении. Также на портале размещаются объявления администрации школы, новости, изменения и прочее. По любым аспектам, касающимся школы, родители могут выразить свое мнение. Еще одно удобство: на платформе можно произвести оплату за обед путем перевода определенной суммы на электронный баланс школьной столовой, а ежедневный отчет о завтраках и обедах ребенка размещается на платформе. По­­этому детям необязательно давать наличные или ограничивать их и контролировать личные расходы. 

Для поддержки высоких показателей посещаемости в конце каждой четверти ученикам, которые не пропускали занятия, торжественно вручаются поощрительные призы от директора школы. Также через портал arbor можно ознакомиться с программой музыкальных и спортивных кружков, помочь ребенку в выборе нужного направления.

Недельная практика

Еще в школьной системе понравилось то, что десятиклассники перед летними каникулами (в июле) проходят недельную практику. В течение учебного года на основе указаний школьной администрации ученики с родителями регистрируются на www.unifrog.org и сдают документы на свободные рабочие места. На этом сайте можно связаться с представителями сотен предприятий из сфер образования, производства и услуг и выбрать практику, ориентированную на ту профессию, которой интересуется ребенок. Конечно же, предприятие обязуется обеспечить безопасность юного практиканта в процессе работы. При этом школьная администрация не советует выбирать для прохождения практики заводы и фабрики с высоким уровнем технической опасности.

Такой опыт предоставляет учащимся широкие возможности для нахождения работы на основе неполной или полной занятости. По законодательству Великобритании граждане с 16 лет могут работать в выходные дни до 10 часов в неделю, во время каникул - до 35 часов.

Летние программы

Существуют бесплатные программы, способствующие формированию в учениках интереса к тем или иным специальностям, освоению профессиональных знаний и навыков. Следует отметить, что все общеобразовательные школы Великобритании сотрудничают с местными вузами и колледжами, которые во время летних каникул в июле и августе объявляют для учащихся старших классов двух- или трехнедельные ускоренные программы в области точных и гуманитарных наук. Вузы полностью финансируют расходы на выезд, жилье, питание. Участники таких программ ближе знакомятся с академической и социальной жизнью университета, активно посещают лекции и семинары известных профессоров, беседуют с представителями выбранной сферы.

Так, согласно программам по медицине ребята учатся у специалистов-практиков, работающих в больницах или клиниках, прикрепленных к медицинскому факультету. На отборочном этапе некоторых летних программ среди кандидатов определенным преимуществом пользуются дети из малообеспеченных семей, лица с инвалидностью, учащиеся, чьи родители не имеют высшего образования.

Подобная подготовка позволяет учащимся расти профессионально и личностно, поддерживать физическое здоровье, обогащаться духовно, в общем - быть всесторонне развитыми и социально благополучными.

Дурдона Каримова.
Докторант Университета Лидса, стипендиат Фонда «Эл-юрт умиди».