Современный Узбекистан стоит на пороге новой эпохи - третьего Ренессанса. В этот период большое значение придается развитию науки, особое внимание уделяется сферам просвещения, культуры, духовности. Празднование 31-й годовщины независимости Респуб­лики Узбекистан - очередной повод взглянуть на былые достижения, справедливо оценить настоящее, определить планы на будущее.

Следует отметить, что особый акцент в Новом Узбекистане делается на развитие образования и воспитания - направлений, считающихся важными элементами процесса глобализации. Без науки сложно, почти невозможно решить актуальные вопросы, стоящие перед человечеством. Поэтому в нашей стране развитие образования - в ряду приоритетных направлений государственной политики.

Если повысить качество образования, изменения коснутся всех сфер. Как справедливо отметил Президент Шавкат Мирзиёев, наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день и будущее Родины неразрывно связаны с образованием, которое получают сегодня наши дети. Особое внимание обращается на его содержание и качество.

Примечательно, что масштабная работа преж­де всего начата в сфере дошкольного образования и воспитания. Ведь система ДО является важным звеном в развитии подрастающего поколения, его роль и значение неизмеримы в жизни общества. В последние годы под руководством Президента страны осуществляется масштабная деятельность по строительству современных детских садов (как в больших городах, так и в отдаленных райо­нах, селах и аулах). Так, если пять лет назад в стране действовали чуть более пяти тысяч детсадов, сегодня их около 28 тысяч. Охват в системе ДО достиг 69,4 процента. В числе основных направлений - разработка и реализация единой государственной политики, внедрение в учебно-­воспитательный процесс инновационных педагогических технологий, укрепление материально-­технической базы и расширение сети ДОО, обеспечение детских садов учебно-материальными, дидактическими материалами, повышение квалификации педагогических кадров и многое другое.

Благодаря вовлечению в систему дошкольного образования представителей частного сектора в настоящее время 33,8 процента детей, охваченных ДО, посещают негосударственные детские сады. Примечательным также является тот факт, что на создание дошкольных образовательных организаций в рамках ГЧП направлены льготные кредитные средства в размере 2,2 трлн сумов. Также за счет внедрения государственно-частного партнерства создано 20 862 частных ДОО на 625 228 мест. Организовано свыше 55 тысяч рабочих мест.

Развитие сети дошкольных образовательных организаций на основе стандартов и требований времени - основная цель воспитания будущего поколения в достойных условиях.

Сегодня деятельность ДОО страны направлена на формирование у детей грамотности, воспитание в них чувства любви к Родине, гордости за нее, расширение мировоззрения подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование является начальным этапом непрерывного образования, формирует здоровую и развитую личность, пробуждает в ребенке стремление к учебе и подготавливает его к дальнейшему системному обучению, сегодня необходимо уделять как можно больше внимания совершенствованию подходов к организации качественного образовательного процесса в детских садах.

Еще один важный вопрос заключается в том, что за последние пять-шесть лет кардинально изменились отношение и внимание к системе народного образования. Принят ряд указов и постановлений Президента по развитию системы школьного образования, направленных в том числе на повышение квалификации педагогов и укрепление их статуса в обществе, усиление работ по воспитанию подрастающего поколения. В результате чего возведены десятки новых школ, в действующих проведены реконструкция и капитальный ремонт. В сотнях учебных заведений улучшены системы энергоснабжения, обеспечения питьевой водой, отопления, построены столовые, спортивные залы. Активно продолжается работа по созданию Президентских, творческих и специализированных школ.

Ныне преподаватели и студенты полностью вовлечены в учебный процесс. Ежемесячная заработная плата наставников в школах увеличена в несколько раз, растет и число педагогов, награжденных госнаградами. Такие преобразования происходят благодаря последовательным реформам, реализуемым под руководством главы государства.

Основную часть нововведений в сфере составляют комплексные преобразования в системе высшего образования. Несомненно, первыми шагами в этом направлении стали созданные условия для одновременной подачи молодежью документов в несколько вузов. Более того, для упрощения процедуры и сокращения средств и времени абитуриентов внедрена онлайн-система подачи документов.

Раньше соотечественники приезжали в областные центры или столицу, ожидали очереди, чтобы сдать документы, а после экзаменов уезжали обратно домой. А ведь это прежде всего финансы родителей, их время, не говоря уже об одновременном приеме в другие вузы. То есть нововведения сегодня позволяют юношам и девушкам самостоятельно выбирать будущую профессию, опираясь исключительно на свои интересы и желания.

Стоит также отметить и тот факт, что за последние годы количество высших учебных заведений в стране увеличилось с 77 до 170, а прием в них вырос в 3,5 раза. За счет поддержки конкуренции в сфере высшего образования и привлечения частного сектора создано 24 филиала иностранных вузов и 27 частных высших учебных заведений. Все это позволило повысить уровень охвата молодежи высшим образованием с девяти до 32 процентов.

Радует, что теперь граждане со стажем и опытом работы имеют возможность поступать в вуз без экзаменов по результатам собеседования, а также по рекомендации организации или предприятия, где они трудятся.

Важным аспектом реализации реформ в системе высшего образования стала его интеграция с производством. В результате студенты не только знакомятся с новыми технологиями, но и практикуются в управлении ими непосредственно на промышленных объектах.

В целом за последние пять лет независимости для обеспечения непрерывности обучения в Узбекистане создана прочная цепочка: детский сад - школа - вуз. Воплощение в жизнь этих инициатив - важный шаг в развитии государства. Молодежь нового времени заинтересована в получении актуальных знаний и достойного образования, которые в дальнейшем откроют для нее все двери, помогут обрести место в жизни. Поэтому создание необходимых условий для поднятия уровня и качества учебного процесса в образовательных учреждениях было и остается одним из приоритетных направлений. И можно с уверенностью сказать: последовательно проводимые реформы в сфере образования оставят неизгладимый след в летописи независимости Нового Узбекистана.

Шахноза Холмахматова.
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.