Надо отметить, что за годы независимости в нашей стране принят и реализован ряд крупных программ. Мощной и решающей силой такого созидательного процесса, несомненно, является многонациональный народ, которому пришлось пережить сложные времена в его многовековой истории.

Новейшая история Узбекистана и достигнутые огромные успехи дают все основания с уверенностью сказать, что граждане республики, обладающие мужеством и силой, несгибаемой волей и решительностью, способны преодолеть любые трудности и испытания на своем пути.

Главная цель Узбекистана - построение развивающегося, свободного и процветающего демократического государства.

Стоит обратить внимание: благодаря независимости имеем право принимать самостоятельные решения, выбирать собственный путь развития и определять перспективы. Самое важное: честь и достоинство защищаются законом страны. Это отражено в Конституции Республики Узбеки­стан.

За годы независимости претерпели изменения все сферы жизнедеятельности человека, в их числе и система высшего образования. Так, квота на поступление в вузы была увеличена в несколько раз, повысился охват высшим образованием, стало выделяться больше государственных грантов. За счет вновь созданных институтов и университетов, их филиа­лов количество высших учебных заведений превысило 140.

В целях превращения системы высшего образования Узбекистана в хаб, реализующий международные образовательные программы в Цент­ральной Азии, проводится системная широкомасштабная практическая работа. В частности, практикуется кредитно-­модульная система в учебном процессе с целью совершенствования сферы и внедрения современных мировых стандартов образования.

Также высшим учебным заведениям предоставляется академическая и финансовая независимость, что позволяет самостоятельно регулировать трудовые отношения с профессорско-преподавательским составом. Подобные вузы традиционно занимают лидирующие места в международных рейтингах.

Кроме того, расширение специальностей магистратуры, увеличение квот приема в ближайшие годы устранят проблему дефицита потенциальных научно-педагогических кадров. Организацией заочной и вечерней форм обучения в вузах решена проблема нехватки квалифицированных кадров с высшим образованием на производстве. В свою очередь усиление интеграции науки, образования и производства служит решению существующих проблем в промышленности и народном хозяйстве.

20 апреля 2017 года постановлением Президента «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы, включающая меры по кардинальному совершенствованию и качественному повышению уровня высшего образования. Намечены укрепление и модернизация материально-технической базы вузов, оснащение их современным лабораторным оборудованием и средствами ИКТ. А в принятой Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года предусмотрены оптимизация государственно-частного партнерства в сфере, повышение уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе организации в регионах деятельности государственных и негосударственных вузов, создания здоровой конкурентной среды.

Приумножающая мощь страны и народа - наука и образование. Будущее нашей Родины во многом предопределяется неразрывностью данной связи. Задача системы высшего образования заключается не только в обучении студентов. Вузы должны вести активную научную деятельность, привлекать молодежь к исследованиям, реализации крупных проектов.

Используя производственный потенциал профессорско-преподавательского и научного состава, Алмалыкский филиал Ташкентского государственного технического университета имени Ислама Каримова, проводит большую работу по укреплению интеграции науки, образования и производства, привлечению студентов старших курсов и молодежи к научной деятельности.

С момента основания по настоящее время в филиале защищены две докторские (DSc) и девять докторских диссертаций философии в области технических наук (PhD). Научный потенциал вырос с 21 до 34 процентов. К концу 2021 года планируется еще четыре защиты научных работ, что приведет к росту научного потенциала до 45 процентов.

В результате увеличения квот приема и количества студентов образовательный процесс в Алмалыкском филиале ТГТУ осуществляется в двух зданиях города Алмалыка и дополнительно в одном - Ахангарана. В 2021-2022 учебном году в нашем филиале начали обучение более 4,5 тысячи студентов. В городе Красногорске Ташкентской области создан академический лицей при филиале. Закуплено с финансовой поддержкой Всемирного банка на 1 млрд 53 млн 849 тысяч сумов, отвечающее современным требованиям лабораторное оборудование. Установлены партнерские отношения с зарубежными высшими учебными заведениями, подписаны соглашения о сотрудничестве с вузами России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. Ведутся переговоры по налаживанию учебно-практического сотрудничества с техническим высшим учебным заведением Ингольштадт (Германия).

В нашем высшем образовательном учреждении осуществляется подготовка высокопрофессиональных инженерно-технических кадров для промышленных предприятий, расположенных в Ташкентской области и других регионах республики. Растущий из года в год производственный потенциал АО «Алмалыкский горно-­металлургический комбинат», занимающего одно из ведущих мест в мировой металлургической промышленности, обуславливает потребность в специалистах с глубокими знаниями.

***

Отметим: наши молодежь и ученые достойно продолжают лучшие традиции великих предков. Сделанные ими важные открытия, основанные на научных изысканиях, становятся драйвером в развитии экономики, служат качественным и прогрессивным преобразованиям страны.

Алишер Самадов.
Директор Алмалыкского филиала ТГТУ, доктор технических наук.