баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Наука, образование, воспитание - краеугольный камень развития общества

    Наука 30 октября 2020 66

    Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, отметил: «Задача системы высшего образования заключается не только в обучении студентов. Наши университеты и институты должны вести активную научную деятельность, привлекать молодежь к научным исследованиям, реализации крупных проектов. В целях дальнейшего развития науки в высших учебных заведениях необходимо в 3 раза увеличить количество проектов, реализуемых в рамках научно-технических программ, и в 4 раза - квоту приема в докторантуру».

    Данные цели отражены и в постановлении Президента «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования» от 11 июля 2019-го и в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (от 8 октября 2019-го), в которых четко определена задача об увеличении квоты на обучение в докторантуре в высших учебных заведениях с целью повышения доли преподавателей с учеными степенями, развития научно-исследовательских работ в системе.

    Сейчас можно с уверенностью сказать, что инновационное исследовательское развитие вышло на качественно новый уровень, чему в значительной мере способствовали дружественные связи и доверительный диалог с партнерскими высшими учебными заведениями зарубежных стран. Естественно, ключевой элемент укрепления социальных связей - сотрудничество в сфере науки. Совместная деятельность с ведущими вузами мира дает шанс ознакомиться с последними новостями науки, что позволяет создать прочный залог дружбы и взаимного понимания.

    Большую научную работу в рамках поставленных задач проводит Андижанский государственный университет имени Захириддина Мухаммада Бабура - один из старейших и крупнейших вузов страны. Здесь 11 факультетов и 35 кафедр. Обучение проводится по 45 образовательным направлениям бакалавриата, 23 специальностям магистратуры и 26 специальностям докторантуры. Общее количество студентов составляет около 20 тысяч, а профессорско- преподавательский состав около 900.

    В Андижанском государственном университете разработаны структурированные программы докторантуры. Это предметные, тематические, индивидуализированные учебные программы, основанные на исследованиях. Выполняются под контролем научного руководителя и привязаны к четким срокам, используются для развития специальных знаний посредством обучения в рамках обязательных и факультативных модулей. Несомненно, такое обучение помогает увеличению доли преподавателей с учеными степенями и развитию научно-исследовательских работ. В дополнение к этим модулям курсы, направленные на развитие личных и профессиональных навыков докторантов. Подобная структура ориентирована на подготовку ученых и экспертов в выбранной ими области науки, создание новых знаний и закрепление их на практике.

    Отрадно и то, что университет располагает современными условиями и высоким научным потенциалом для качественного обучения молодежи. Сегодня в вузе совершенствуют знания 95 докторантов по 27 специальностям. В новом учебном году по дополнительной квоте в докторан­туру приняты 45 человек.

    Важно отметить, что для обучения в данном направлении преподаватели с учеными степенями должны обладать глубокими знаниями нормативно-правовых актов, регулирующих процесс организации обучения, а также специальной методической подготовкой и располагать ресурсами, необходимыми для докторантов при осуществлении научно-исследовательской деятельности. Кроме того, иметь возможности для получения грантов и реализации программ мобильности, знать этапы и процессы, ведущие к защите диссертации. По этим причинам в АндГУ при поступлении соискатели обязаны предоставить проект предложения по тематике исследования, который позволяет оценить потенциальные способности вести научную работу. Тема диссертации может быть предложена самим соискателем в зависимости от его научных интересов и опыта либо выбрана из списка, составленного вузом.

    При этом хотелось бы, чтобы квоту приема в докторантуру лучше адаптировали к потребностям разных отраслей экономики.

    Критерии зачисления должны в большей степени учитывать исследовательский потенциал соискателей, который оценивается в ходе интервью или ознакомления с предварительным проектом исследования, и в меньшей - результаты, продемонстрированные соискателями на более низких ступенях системы образования.

    В свою очередь такое требование, как наличие не менее пяти лет опыта работы, для соискателей, получивших образование на уровне бакалавра, может привести к увеличению срока обучения, поскольку возрастет период их подготовки (время на приобретение теоретических и методологических знаний, необходимых для написания диссертации) и, как следствие, к росту процента докторантов, выбывших до окончания докторантуры.

    Также критерии зачисления, в том числе наличие степени PhD, полученной за рубежом (как одно из потенциальных условий для поступления в докторантуру), должны быть тщательно пересмотрены и адаптированы таким образом, чтобы обеспечить признание всех ученых степеней, присваиваемых в Европе и за ее пределами.

    Отрадно видеть, что в Узбекистане проводится большая работа по привлечению молодежи к научной деятельности, в частности, осуществляются мероприятия, предусматривающие тесную связь образования, науки и инновационной деятельности. Государство, чтобы повысить престиж ученого, роль науки в обществе, уровень социальной защищенности ученых и исследователей, расширяет условия и возможности для научно-исследовательской деятельности, увеличивает объем инвестиций в науку.

    Такие меры, несомненно, привлекают молодежь к научной деятельности, приводят к омолаживанию научного сообщества. Ведь, как отметил Президент, наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети.

    Следует отметить, что в АндГУ реализуются пять местных и три зарубежных научных гранта.

    В них задействованы 36 научных сотрудников.

    Растет и количество стартап-проектов (на сегодня более 20), подготовленных молодыми исследователями университета.

    Также действуют четыре научных совета.

    Акрамжон Юлдашев.
    Ректор Андижанского государственного университета
    имени Захириддина Мухаммада Бабура, доктор биологических наук, профессор.

    No date selected
    January 2021
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates