Неподвластные времени строки

    Творчество широко известного поэта и писателя, драматурга и публициста, основоположника жанра романа в узбекской литературе Абдуллы Кадыри близко и понятно не одному поколению читателей. По сей день писатель остается одним из любимейших отечественных представителей сферы всех времен, а труды его изучают во всем мире.

    Абдулла Кадыри родился 10 апреля 1894 года в Ташкенте. Учился сначала в мактабе, затем в русско-туземной школе и медресе. Одно было неизменно: с ранних лет мальчик с упоением слушал рассказы отца (в молодости занимался торговлей, а позже садоводством), который привил сыну любовь к народу, окружающему миру, труду. Это чувство Абдулла пронес через всю жизнь.

    Окончив школу, будущий писатель устроился в магазин к человеку, торгующему мануфактурой, где и познакомился с представителями интеллигенции. Именно это время принято считать отправной точкой в творчестве Кадыри.

    Он знал жизнь народа не понаслышке и не по книгам, а впитывал в себя ее особенности путем непосредственного общения с людьми. Увлекался чтением произведений Навои, Лутфи, Мукими, Фурката, Чулпана, Фитрата и других классиков узбекской литературы.

    Литературную деятельность начал с лирических произведений. Ранние стихи появились в печати в 1913-1914 годах. «К моей нации», «Наше положение», «Свадьба» рассказывают о жизни простого народа. Наверное, именно поэтому они так западают в сердце читателя. Ведь он видит на страницах не какие-то абстрагированные эфемерные фигуры, а себя, близких и родных, соседей и друзей…

    Кадыри обращается к драматургии и прозе, публикует пьесу «Несчастный жених», в которой раскрывает образы представителей разных слоев общества.

    1916 год - начало второго этапа в творчестве. Рассказ «На улаке» получает высокую оценку Айбека. Абдулла Кадыри овладевает техникой и приемами реалистического рассказа, повествует о древнем народном обычае - состязании улак-купкари. Данное произведение заложило основы реалистического метода в узбекской прозе.

    Литературные критики сходятся во мнении, что писатель - один из тех редких людей, чей дар не давал осечек. Все труды - от коротких до фундаментальных - наполнены мудростью и философией. Поэтому читать его надо всего.

    Опыт, приобретенный в создании реалистического рассказа, дал возможность прозаику приступить к написанию крупного эмпирического жанра, романа. Исторические произведения «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря» - жемчужины узбекской литературы - стали первыми отечественными работами в жанре исторического романа.

    По признанию самого автора, «Минувшие дни» он начал писать в 1919 году. Полностью произведение было закончено к 1925-му и опубликовано в журнале «Маориф ва укитувчи», а уже в 1926-м вышло отдельной книгой.

    В романе с необыкновенным мастерством объективно отражена история Туркестана середины XIX века, воссозданы настоящие картины жизни узбекского народа, раскрыты проблемы того времени и духовное состояние людей, их мечты, радости и тревоги.

    «Минувшие дни» - масштабное произведение, с широким охватом действительности, сложными нравственными конфликтами, глубокими социальными обобщениями. Писатель правдиво освещает действительность, красочно описывает народные традиции, религиозные обряды, поднимает проблемы свободы и любви, получившие художественное воплощение на примере трагической судьбы главных героев - Атабека и Кумуш, чьи образы стали абсолютно новым явлением в узбекской литературе.

    Здесь автор отражает один из главных принципов реализма - историзм. Искусно превращает с помощью слова и пера картины истории в достояние искусства. Роман открыл широкую дорогу к появлению новых направлений в литературе, сочетая особенности классической и новой узбекской прозы.

    В 1926 году Абдулла Кадыри приступил к работе над вторым историческим романом - «Скорпион из алтаря». Одна из его особенностей в том, что писателю удалось отобразить картины жизни узбекского народа, ярко и проникновенно передать колорит эпохи, раскрыть характеры героев такими, какими они были в те годы. Писатель значительно обогатил традиции реалистического направления, внес заметный вклад в формы психологического анализа героев, открыл новые пути изображения внутреннего мира человека, показал динамизм развития характеров героев. Таким образом было создано правдивое произведение о социальной, нравственной жизни нации на рубеже двух веков.

    Абдулла Кадыри всегда стремился раскрыть своеобразие и сущность уклада жизни народа, показать характер правителей, духовных наставников. Удивительно тонко разворачиваются судьбы героев Анвара и Раъно («Скорпион из алтаря»), которые вопреки желаниям Абдурахмана подчинить девушку своей воле и наперекор интригам Шахидбека искренне любят друг друга и готовы создать семью.

    Анвар и Раъно, стремившиеся ко всему прекрасному, благородному, олицетворяют типичные национальные характеры. Им присущи искренность, душевная открытость. Благодаря ярким краскам, своеобразной интонации автор виртуозно раскрывает духовный мир главных героев. И это бесценное художественное достижение писателя.

    Востоковед Евгений Бертельс когда-то сказал: «В мире было пять школ романа, а именно: французская, русская, английская, немецкая и индийская. Шестую - узбекскую школу романа - создал Абдулла Кадыри». С этим нельзя не согласиться. Еще при жизни писателя его творчество получило высокую оценку литературоведов.

    Этот выдающийся человек, являющийся одним из наиболее ярких представителей узбекской творческой мысли, стал жертвой репрессий. После трагической смерти Кадыри роман «Минувшие дни» долгое время находился под запретом.

    В 1950-е началась новая ступень изучения его творчества. Критики и литературоведы заново начали осмыслять произведения Абдуллы Кадыри. В этот период выходят статьи и книги, посвященные писателю.

    Автор был увлечен самыми разными видами искусства, стремился помочь развитию перспективных идей и проектов, которые тогда казались фантастикой. Например, рассматривал кино как произведение синтетического искусства. Писатель «сверяет» кинокадры с явлениями повседневной жизни и делает вывод о профессиональном мастерстве художника, его умении отражать на экране реальную действительность, поведение героев в состоянии эмоционального порыва. Рецензент сосредоточенно анализирует одну из первых узбекских художественных кинолент, образам, воплощенным на экране, ищет параллели в литературе и жизни.

    Как драматург Кадыри оставил нам одну драму - «Несчастный жених». Однако по его романам поставлены пьесы «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря». На основе дневниковых записей создан спектакль «Белый белый черный аист».

    Творчество писателя имело большое значение для утверждения принципов реализма в узбекской литературе. Они богаты точными зарисовками жизни народа. В них очерчено множество образов людей, принадлежащих к разным социальным слоям. Привлекают заинтересованное отношение писателя к культурным проявлениям молодой республики, его забота о завтрашнем дне узбекского кино.

    Абдулла Кадыри выдвигал проблемы, которые актуальны и сегодня. В том числе вопрос воспитания национальных кадров, особенно сценаристов и актеров. И тут же ставил задачу сближения художника с действительностью, изучения жизни во всех ее ипостасях. Думается, что об этих мыслях необходимо помнить и сейчас, в пору зрелого возраста нашего кино, идейного и профессионального роста всевозможных видов искусства, поскольку некоторые явления кинематографической жизни свидетельствуют о забвении уроков, преподнесенных гениями разных лет.

    Со времен эпохи Кадыри узбекская литература достигла немалых высот. Это можно судить и по тому, что произведения большого мастера художественного слова отнесены не только к узбекскому наследию, но и всего мира.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates