Значительные изменения происходят во всех сферах. Так, системно осуществляется работа по повышению духовности молодежи. Укрепляется соответствующая нормативно-правовая база. На основе современных требований проведены организационные мероприятия и по привлечению широкой общественности к решению важного вопроса. За короткое время районным и городским библиотекам страны доставлены сотни тысяч экземпляров художественной литературы. Школы музыки и искусств обеспечены музыкальными инструментами, спортивные объекты - инвентарем.

Особое внимание уделяется самосовершенствованию, поиску нового, в чем книга - лучший помощник.

Об этом и многом другом рассказала специалист информационно-­ресурсного центра Ташкентского государственного технического университета имени Ислама Каримова Шохсанамхон ЮЛЧИЕВА:

- В нашей стране всегда ценилась хорошая литература. А великие предки по сей день славятся не только как непревзойденные ученые, но и большие эстеты, умельцы запечатлеть мысль в самом ее удивительном и неповторимом виде. Ведь чтение - это механизм поддержания и развития родного языка.

Чтобы полнее и точнее удовлетворить запросы читателей, в библиотеках, информационно-библиотечных и информационно-ресурсных цент­рах активно изучаются их интересы. При этом сотрудники ИРЦ сами должны много читать, уделять время самообразованию. Чтение для библиотекарей должно быть не только реализацией личных вкусов, интересов, но и непрерывным образованием, существенно повышающим уровень профессионализма.

Согласно статистике, снижение интереса к чтению наблюдается во всем мире. И многие государства, реализуя собственные стратегии и программы, ищут эффективные способы противодействия этому. Однако характер целей, объем и содержание задач, набор используемых средств в разных регионах отнюдь не одинаковы, потому что различны как острота самих проблем и порождающие их факторы, так и целевые группы населения, на которые эти программы направлены.

Потребность в чтении, проблемы доступности текстов, распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, ИБЦ и ИРЦ, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты в сфере культуры, образования - все здесь тесно переплетено и взаимосвязано. При этом все важно.

Необходимо понимать и то, что проблема не касается исключительно книг и литературы. Здесь же периодические издания по науке и технике, экономике, социологии, политологии, социальной психологии, культурологии, истории и философии, которые расширяют представление о мире и происходящих в нем процессах, позволяют верно понимать окружающую действительность и легко ориентироваться в ней, открывают новые пути для успешной самореализации. Через это люди могут осваивать социально необходимые знания, а не только приобщаться к художественному слову, к возвышенному и прекрасному. Хотя это всегда было и остается чрезвычайно важным.

Сегодня должны быть созданы условия и общественный климат, которые одновременно и побуждали бы людей читать, и обеспечили бы доступность любых современных изданий в книжных магазинах, библиотеках, интернете. Необходимы институты и учреждения, в обязанности которых официально занесены функции поддержки чтения, а работающие в них специалисты обучены новым методам и технологиям. Стоит обратить особое внимание на повышение качества подготовки кадров, работающих с литературой.

Ведь те же библиотекари используют личный читательский опыт при выдаче справок, составлении циклов лекций, а также при проведении обзора просветительских брошюр, составлении библиографических пособий, подготовке к дискуссиям, клубной работе и не только.

Необходимый элемент профессионализма библиотекаря - чтение. Работник ИРЦ должен быть квалифицированным читателем, приобщенным к книжной культуре. Широкие интересы, художественный вкус, знание литературы и библиографии - вот основные его характеристики.

Обязательным для представителя данной профессии является изучение литературы по библиотековедению, книговедению, библиографии. Чтобы быть достойным помощником, он должен просматривать всю литературу, поступающую в библиотеку.

Библиотекарю следует быть знатоком литературного процесса, иметь актуальную информацию об основных его событиях. Он должен быть осведомлен и о фонде библиотеки, в которой работает. Необходимо проводить мероприятия по ознакомлению с новой литературой, поступающей в фонды. В этом могут помочь обзоры новых поступлений, семинары, аннотированные списки, литературные дискуссии и деловые игры.

Личный читательский опыт с успехом может быть использован в профессиональной деятельности по оптимизации процесса обслуживания читателей. Система повышения квалификации, направленная на профессиональное развитие библиотекаря, также должна совершенствоваться.

Когда мы говорим «культура чтения», «читательская культура», то должны иметь в виду культуру определенного вида деятельности. В более широком понимании это совокупность достижений в сфере читательского развития.