Неуклонное исполнение законов как продвижение демократических реформ

    Страна в фокусе 26 августа 2020 498

    Государство в лице уполномоченных органов  и должностных лиц обязано следовать положениям Основного Закона.  Это требование в полной мере относится  и к органам предварительного расследования, осуществляющим борьбу  с преступными элементами.

    «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами».

    Статья 13 Конституции Республики Узбекистан.

    Защита прав и свобод граждан на стадии предварительного расследования во многом определяется обеспечением участников уголовного судопроизводства правовой помощью. Конституцией страны гарантируется защита прав и свобод человека, в том числе и в виде предоставления квалифицированной юридической помощи. В связи с этим в республике реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение равенства прокурора и адвоката, состязательности на всех стадиях уголовного и гражданского судопроизводства, повышение качества и оперативности осуществления правосудия.

    В последние годы в стране принят ряд законодательных актов, направленных на защиту прав и свобод, чести и достоинства личности, дальнейшее расширение применения принципа состязательности сторон на всех стадиях судопроизводства, а также внед­рение в данную сферу международных стандартов и передового зарубежного опыта.

    Так, в 2017 году Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности» определено право адвокатов на сбор и представление доказательств по уголовному делу, которые в обязательном порядке должны проверяться и оцениваться следственными и судебными органами. Были существенно расширены возможности адвокатов, устранены искусственно создаваемые барьеры в их деятельности по оказанию помощи подзащитным.

    В целом нововведения, предусмот­ренные в рамках судебно-правовой реформы, расширили гарантии доступа граждан к правосудию, создали условия для укрепления независимости и самостоятельности судов как важнейшей составной части формирования и демократизации общества, обеспечения верховенства закона, надежной защиты прав и свобод человека. Проведена значительная работа по обеспечению законности в деятельности правоохранительных органов и в первую очередь по реформированию деятельности прокуратуры.

    Вместе с тем, как справедливо отмечает глава государства, сегодня следует не только объективно оценить наш потенциал и возможности, но и обратить пристальное внимание на просчеты и ошибки.

    Анализ обращений граждан свидетельствует: в судебной системе по-прежнему наблюдаются бюрократические препятствия, дублирующие друг друга инстанции по рассмотрению судебных решений, все еще недостаточен уровень соблюдения принципа состязательности сторон, уровень защиты прав и интересов инвесторов не соответствует реальным потребностям. И, как следствие, Узбекистан до сих пор занимает относительно невысокие места в соответствующих международных рейтингах правосудия. Так, по Индексу верховенства права - 92-е место в мире, по индикаторам «Правосудие по гражданским делам» - 72-е и «Правосудие по уголовным делам» - 66-е соответственно.

    Кроме того, результаты анализа судебно- следственной практики и изучения обращений граждан свидетельствуют о неполном задействовании механизмов обеспечения гарантий защиты прав и свобод личности в уголовном процессе, а также наличии пробелов в законодательстве, связанных с четким определением полномочий правоохранительных органов по расследованию преступлений.

    Принимая во внимание существующие, несмотря на реформирование судебно-следственной сферы, проблемы, главой государства за короткий период приняты два важнейших документа, призванных кардинальным образом повысить качество обеспеченности прав и свобод граждан в уголовном процессе, укрепить уровень соблюдения принципа состязательности сторон, расширить полномочия адвокатов (защитников).

    Так, Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности право­судия» от 24 июля текущего года приз­ван, в частности, расширить механизмы обеспечения на практике равенства и состязательности сторон, способствующие принятию объективных, справедливых и законных судебных решений.

    Данным Указом в Уголовно-процессуальный кодекс республики впервые вводится стадия предварительного слушания, предоставляющая возможность принятия решений по делу с участием сторон и соблюдением принципа состязательности на стадии назначения дела к рассмотрению в суде. Введение предварительного слушания в уголовных судах позволит выявить и устранить недостатки работы органов предварительного следствия, еще более усилить уровень обеспечения принципа состязательности сторон в суде. В настоящее время данный институт существует практически во всех странах, в том числе СНГ.

    Поскольку устранение недостатков судебно-следственной системы требует не только реформ в деятельности судебных органов, логичным шагом стало принятие Указа «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности» от 10 августа этого года, направленный на дальнейшее усиление гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности.

    В документе предусмотрены правовые механизмы по предупреждению случаев нарушения прав человека, особенно недопущению совершения сотрудниками правоохранительных органов противозаконных действий в отношении граждан. Кроме того, предусмотрены практические меры по коренному повышению качества следствия на основе международных стандартов.

    Как известно, наиболее строго права человека ограничиваются в ходе проведения следствия, вплоть до заключения под стражу. В частности, в виде применения незаконных методов воздействия, отказа или искусственного затягивания допуска защитника к участию в деле, задержания и заключения под стражу лиц с нарушениями процессуальных сроков, и не только.

    Указ определяет внедрение современных механизмов, исключающих подобные случаи нарушения прав человека в дальнейшем. В частности, исчисление срока задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, осуществляется не с момента его доставления в правоохранительный орган (как это предусмотрено в настоящее время), а с момента его фактического задержания. При этом для пресечения случаев незаконного воздействия предусматривается обязательное обеспечение встречи с адвокатом наедине с момента его фактического задер­жания.

    Кроме того, устанавливается обязательное участие защитника при рассмот­рении дел в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления, а также лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.

    Опять же с учетом все еще сохраняющихся случаев нарушения прав на получение квалифицированной юридической защиты впредь будет предусмотрено получение заявлений, объяснений или показаний от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого сотрудниками органов, проводящих оперативно-­розыскную деятельность, осуществляется на основании письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или судьи, в производстве у которого находится данное уголовное дело, и обязательно при участии защитника (за исключением случаев отказа от защитника в установленном порядке).

    Во всем мире достаточно эффективно действует институт соглашения о признании вины, который устраняет случаи волокиты, одновременно проявляя снисхо­ждение к виновным лицам.

    Указом Президента Республики Узбеки­стан предусматривается внед­рение данного института и в нашем законодательстве. При этом по некоторым категориям преступлений и с учетом выполнения предписаний закона о чистосердечном раскаянии, помощи следствию, заглаживании вреда возможно назначение судом наказания не более половины размера и (или) срока максимального наказания, предусмот­ренного в соответствующей статье Особенной части УК.

    Кроме того, в Указе определен круг мер, направленных на повышение эффективности охраны прав лиц, которые привлечены к участию в деле в разном качестве (свидетели, подозреваемые, обвиняемые и прочие). Можно часто наблюдать случаи, когда органы следствия до последнего искусственно, из тактических соображений не предъявляют обвинение лицу, допрашивая его в качестве свидетеля. Тем самым весьма существенно ограничиваются его права на самозащиту. Нередки также случаи вызова в правоохранительные органы родственников подозреваемого или обвиняемого для допросов, давления на них либо на родственников по надуманным основаниям.

    Согласно Указу запрещается:

    • при наличии оснований для привлечения лица к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого или обвиняемого (за исключением случаев, требующих проведения экспертизы или ревизии) допрашивать его в качестве свидетеля, а также получать от него какие-либо письменные или устные показания до разъяснения процессуальных прав подозреваемого или обвиняемого;
    • вызывать в правоохранительные органы и допрашивать близких родственников задержанного подозреваемого или обвиняемого в случае отсутствия оснований для привлечения их в качестве участников процесса.

    * * *

    Государство, современное общество сознают необходимость и ценность неотъемлемых прав человека, в том числе на стадии предварительного расследования, и стараются в полном объеме обеспечить их точную и гарантированную реализацию.

    Создание и совершенствование юридических механизмов защиты прав и свобод человека - это неотложная, актуальная задача, без решения которой не могут быть достигнуты цели по построению свободного демократического правового государства и гражданского общества.

    Шухрат Мирзаев.
    Преподаватель ТГЮУ.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates