«Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами».
Статья 13 Конституции Республики Узбекистан.
Защита прав и свобод граждан на стадии предварительного расследования во многом определяется обеспечением участников уголовного судопроизводства правовой помощью. Конституцией страны гарантируется защита прав и свобод человека, в том числе и в виде предоставления квалифицированной юридической помощи. В связи с этим в республике реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение равенства прокурора и адвоката, состязательности на всех стадиях уголовного и гражданского судопроизводства, повышение качества и оперативности осуществления правосудия.
В последние годы в стране принят ряд законодательных актов, направленных на защиту прав и свобод, чести и достоинства личности, дальнейшее расширение применения принципа состязательности сторон на всех стадиях судопроизводства, а также внедрение в данную сферу международных стандартов и передового зарубежного опыта.
Так, в 2017 году Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности» определено право адвокатов на сбор и представление доказательств по уголовному делу, которые в обязательном порядке должны проверяться и оцениваться следственными и судебными органами. Были существенно расширены возможности адвокатов, устранены искусственно создаваемые барьеры в их деятельности по оказанию помощи подзащитным.
В целом нововведения, предусмотренные в рамках судебно-правовой реформы, расширили гарантии доступа граждан к правосудию, создали условия для укрепления независимости и самостоятельности судов как важнейшей составной части формирования и демократизации общества, обеспечения верховенства закона, надежной защиты прав и свобод человека. Проведена значительная работа по обеспечению законности в деятельности правоохранительных органов и в первую очередь по реформированию деятельности прокуратуры.
Вместе с тем, как справедливо отмечает глава государства, сегодня следует не только объективно оценить наш потенциал и возможности, но и обратить пристальное внимание на просчеты и ошибки.
Анализ обращений граждан свидетельствует: в судебной системе по-прежнему наблюдаются бюрократические препятствия, дублирующие друг друга инстанции по рассмотрению судебных решений, все еще недостаточен уровень соблюдения принципа состязательности сторон, уровень защиты прав и интересов инвесторов не соответствует реальным потребностям. И, как следствие, Узбекистан до сих пор занимает относительно невысокие места в соответствующих международных рейтингах правосудия. Так, по Индексу верховенства права - 92-е место в мире, по индикаторам «Правосудие по гражданским делам» - 72-е и «Правосудие по уголовным делам» - 66-е соответственно.
Кроме того, результаты анализа судебно- следственной практики и изучения обращений граждан свидетельствуют о неполном задействовании механизмов обеспечения гарантий защиты прав и свобод личности в уголовном процессе, а также наличии пробелов в законодательстве, связанных с четким определением полномочий правоохранительных органов по расследованию преступлений.
Принимая во внимание существующие, несмотря на реформирование судебно-следственной сферы, проблемы, главой государства за короткий период приняты два важнейших документа, призванных кардинальным образом повысить качество обеспеченности прав и свобод граждан в уголовном процессе, укрепить уровень соблюдения принципа состязательности сторон, расширить полномочия адвокатов (защитников).
Так, Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля текущего года призван, в частности, расширить механизмы обеспечения на практике равенства и состязательности сторон, способствующие принятию объективных, справедливых и законных судебных решений.
Данным Указом в Уголовно-процессуальный кодекс республики впервые вводится стадия предварительного слушания, предоставляющая возможность принятия решений по делу с участием сторон и соблюдением принципа состязательности на стадии назначения дела к рассмотрению в суде. Введение предварительного слушания в уголовных судах позволит выявить и устранить недостатки работы органов предварительного следствия, еще более усилить уровень обеспечения принципа состязательности сторон в суде. В настоящее время данный институт существует практически во всех странах, в том числе СНГ.
Поскольку устранение недостатков судебно-следственной системы требует не только реформ в деятельности судебных органов, логичным шагом стало принятие Указа «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности» от 10 августа этого года, направленный на дальнейшее усиление гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности.
В документе предусмотрены правовые механизмы по предупреждению случаев нарушения прав человека, особенно недопущению совершения сотрудниками правоохранительных органов противозаконных действий в отношении граждан. Кроме того, предусмотрены практические меры по коренному повышению качества следствия на основе международных стандартов.
Как известно, наиболее строго права человека ограничиваются в ходе проведения следствия, вплоть до заключения под стражу. В частности, в виде применения незаконных методов воздействия, отказа или искусственного затягивания допуска защитника к участию в деле, задержания и заключения под стражу лиц с нарушениями процессуальных сроков, и не только.
Указ определяет внедрение современных механизмов, исключающих подобные случаи нарушения прав человека в дальнейшем. В частности, исчисление срока задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, осуществляется не с момента его доставления в правоохранительный орган (как это предусмотрено в настоящее время), а с момента его фактического задержания. При этом для пресечения случаев незаконного воздействия предусматривается обязательное обеспечение встречи с адвокатом наедине с момента его фактического задержания.
Кроме того, устанавливается обязательное участие защитника при рассмотрении дел в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления, а также лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.
Опять же с учетом все еще сохраняющихся случаев нарушения прав на получение квалифицированной юридической защиты впредь будет предусмотрено получение заявлений, объяснений или показаний от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого сотрудниками органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, осуществляется на основании письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или судьи, в производстве у которого находится данное уголовное дело, и обязательно при участии защитника (за исключением случаев отказа от защитника в установленном порядке).
Во всем мире достаточно эффективно действует институт соглашения о признании вины, который устраняет случаи волокиты, одновременно проявляя снисхождение к виновным лицам.
Указом Президента Республики Узбекистан предусматривается внедрение данного института и в нашем законодательстве. При этом по некоторым категориям преступлений и с учетом выполнения предписаний закона о чистосердечном раскаянии, помощи следствию, заглаживании вреда возможно назначение судом наказания не более половины размера и (или) срока максимального наказания, предусмотренного в соответствующей статье Особенной части УК.
Кроме того, в Указе определен круг мер, направленных на повышение эффективности охраны прав лиц, которые привлечены к участию в деле в разном качестве (свидетели, подозреваемые, обвиняемые и прочие). Можно часто наблюдать случаи, когда органы следствия до последнего искусственно, из тактических соображений не предъявляют обвинение лицу, допрашивая его в качестве свидетеля. Тем самым весьма существенно ограничиваются его права на самозащиту. Нередки также случаи вызова в правоохранительные органы родственников подозреваемого или обвиняемого для допросов, давления на них либо на родственников по надуманным основаниям.
Согласно Указу запрещается:
- при наличии оснований для привлечения лица к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого или обвиняемого (за исключением случаев, требующих проведения экспертизы или ревизии) допрашивать его в качестве свидетеля, а также получать от него какие-либо письменные или устные показания до разъяснения процессуальных прав подозреваемого или обвиняемого;
- вызывать в правоохранительные органы и допрашивать близких родственников задержанного подозреваемого или обвиняемого в случае отсутствия оснований для привлечения их в качестве участников процесса.
* * *
Государство, современное общество сознают необходимость и ценность неотъемлемых прав человека, в том числе на стадии предварительного расследования, и стараются в полном объеме обеспечить их точную и гарантированную реализацию.
Создание и совершенствование юридических механизмов защиты прав и свобод человека - это неотложная, актуальная задача, без решения которой не могут быть достигнуты цели по построению свободного демократического правового государства и гражданского общества.
Шухрат Мирзаев.
Преподаватель ТГЮУ.









