Справка:
Добровольный национальный обзор - это процесс, посредством которого страны оценивают и представляют прогресс в достижении глобальных Целей устойчивого развития и обязательства «Никого не оставлять позади».
В своем приветственном слове к участникам Политического форума председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева подчеркнула твердую приверженность Узбекистана реализации Глобальной повестки дня до 2030 года и продвижению масштабных реформ, которые полностью соответствуют Целям устойчивого развития.
В работе Политического форума также принял участие первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, директор Национального центра по правам человека Акмаль Саидов, который отвечал на вопросы участников масштабного события. С презентацией Добровольного национального обзора Узбекистана выступил представитель Министерства экономического развития и сокращения бедности. В проекте затронуты разные аспекты в области достижения Узбекистана по реализации Целей устойчивого развития, а также задачи и вызовы, стоящие перед страной в данной сфере. Отдельно отмечено, что реализация ЦУР в республике совпала с масштабными реформами в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах. Стратегия действий и ее пять приоритетных направлений признаны соответствующими глобальным ЦУР. Ведется работа по интеграции Национальных целей устойчивого развития в общенациональные, отраслевые и региональные стратегии и программы развития, включая разрабатываемые Концепцию комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан и Стратегию сокращения бедности до 2030 года.
Среди достижений отмечены следующие:
l сокращение бедности. В частности, доля бедных слоев населения снизилась с 12,8 процента в 2015 году до 11,4 процента в 2018-м. То есть в общем соотношении сократилась на 1,4 процента. Среди вызовов - высокий разброс в уровне бедности по регионам;
l рост охвата детей дошкольным образованием вырос с 27,7 процента в 2017 году до 52 процентов в 2019-м;
l согласно индексу верховенства закона, определяемому международной организацией World Justice Project, в 2020 году Узбекистан занял 92-е место среди 128 стран. За год страна поднялась на четыре позиции;
l приняты гендерно ориентированные законы республики, такие как «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия»;
l доля женщин достигла 33 процентов на руководящих должностях и 45 - в общей численности трудоспособного населения;
l доступ к электроэнергии в сельской местности увеличился с 74 до 78 процентов, к природному газу - с 62 до 67 процентов, к питьевой воде - с 62,6 до 64,1 процента;
l Узбекистан улучшил свою позицию в глобальном рейтинге по ведению бизнеса Doing business с 141-го места в 2015 году до 76-го в 2019-м, а в 2020-м - 69-го;
l страна поднялась с 100-го места в 2014 году до 81-го в 2018-м (из 193 стран) в индексе ООН по электронному правительству;
l прирост среднегодовых темпов валовых инвестиций за 2017-2018 годы достиг 12 процентов.
Все участники Политического форума сошлись во мнении, что пандемия COVID-19 угрожает замедлить прогресс всех стран в достижении ЦУР. Что касается Узбекистана, то здесь также ожидается резкое замедление роста ВВП с 5,6 процента в 2019 году до 1,5 - в 2020-м. Также прогнозируется дефицит бюджета в размере 4 процентов от ВВП. В результате кризиса 1,3 процента населения оказались в категории малоимущих.
В целях по смягчению последствий кризиса правительство Узбекистана анонсировало ряд крупных антикризисных мер, включающих финансово-экономические и нормативно-правовые для поддержки субъектов предпринимательства, наиболее уязвимых слоев населения и работников социальных учреждений. Создан Антикризисный фонд в объеме одного миллиарда долларов.
Также отмечено, что перед Узбекистаном стоят следующие стратегические цели и задачи:
l дальнейшее сокращение уровня бедности и неравенства (ЦУР 1 и 10);
l повышение качества и равного доступа к социальным услугам, в частности, в сфере здравоохранения (ЦУР 3) и образования (ЦУР 4), с акцентом на отдаленные регионы и уязвимые слои населения;
l обеспечение устойчивой занятости, особенно среди молодежи и женщин (ЦУР 5 и 8);
l достижение более рационального использования водных (ЦУР 6), энергетических (ЦУР 7), земельных (ЦУР 2 и 15) и других природных ресурсов (ЦУР 11, 12, 13) для более устойчивого социально-экономического развития и адаптации к изменению климата;
l дальнейшее укрепление верховенства права, свободы слова и печати, повышения прозрачности и качества государственных услуг, снижение коррупции (ЦУР 16) и обеспечение большего гендерного равенства (ЦУР 5) по принципу «Никого не оставлять позади».
По итогам презентации состоялось активное обсуждение хода реализации ЦУР. Узбекская делегация исходя из доклада дала подробные разъяснения и ответы на вопросы стран-участниц.
Оксана Малосабирова.
«Правда Востока».