В целях укрепления гарантий прав человека, в том числе прав лиц с инвалидностью, инклюзивного развития, внедрения эффективных механизмов обеспечения равных прав и возможностей для всех слоев населения, а также создания необходимых условий для участия лиц с инвалидностью во всех сферах жизни общества:
1. Одобрить предложения Министерства занятости и сокращения бедности, Министерства юстиции, Национального центра по правам человека, Общества инвалидов Узбекистана, Ассоциации инвалидов Узбекистана, Палаты адвокатов и общественности, предусматривающие:
обеспечение современными протезно-ортопедическими изделиями нуждающихся лиц с инвалидностью, а также модернизацию оборудования учреждений по реабилитации лиц с инвалидностью;
предоставление лицам с инвалидностью I и II групп, детям с инвалидностью, а также гражданам, заботящимся о них, льготы по пользованию государственными услугами, оказываемыми государственными учреждениями и организациями, вне очереди;
совершенствование системы оказания юридической помощи и укрепление правовых гарантий лиц с инвалидностью.
2. Принять к сведению, что в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы установлена цель по доведению уровня обеспечения нуждающейся части населения современными протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации до 60 процентов.
В рамках достижения данного показателя Министерству занятости и сокращения бедности безвозмездно обеспечить нуждающихся лиц качественными современными протезно-ортопедическими изделиями для ног, изготовленными на основе зарубежных технологий, в том числе лиц с инвалидностью, включенных в «Единый реестр социальной защиты», а также лиц с инвалидностью I группы – протезами бедра, протезами голени и ортопедическими аппаратами ноги.
3. Установить, что:
а) с 1 сентября 2023 года отменяется истребование медицинского заключения при обеспечении лиц с инвалидностью протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации.
При этом:
медицинское заключение для получения соответствующих протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации вносится медико-социальными экспертными комиссиями в электронную информационную систему «Медико-социальная экспертиза» одновременно с проведением медико-социальной экспертизы и установления инвалидности граждан;
наличие медицинского заключения, требуемого для получения протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, определяется путем взаимного обмена данными;
на основании обращения (в том числе в электронной форме) лица, инвалидность которого установлена, а также медицинского заключения, внесенного в электронную информационную систему «Медико-социальная экспертиза», на электронной платформе «Социальная услуга», интегрированной с указанной информационной системой, формируется электронный сертификат на получение протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации;
б) в рамках внедряемой прозрачной электронной очереди при обеспечении лиц с инвалидностью современными протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации посредством электронной платформы «Социальная услуга» отдается приоритет лицам с инвалидностью, включенным в «Единый реестр социальной защиты».
При этом заявки на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации формируются поочередно в порядке – одна заявка из списка лиц с инвалидностью, включенных в «Единый реестр социальной защиты», и одна заявка из общего списка.
4. Министерству занятости и сокращения бедности совместно с Министерством здравоохранения и Министерством экономики и финансов в срок до 1 июля 2023 года внести в Кабинет Министров проект постановления правительства по расширению перечня протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, которыми обеспечиваются нуждающиеся лица с инвалидностью.
5. Установить, что лицам с инвалидностью I и II групп, детям с инвалидностью, а также одному заботящемуся о них (сопровождающему в дороге) гражданину предоставляется льгота по внеочередному пользованию услугами, оказываемыми при личном присутствии граждан (на месте) в государственных учреждениях и организациях, в том числе центрах государственных услуг, учреждениях здравоохранения, образования и культуры, а также по внеочередному приему руководителями (должностными лицами) государственных органов.
6. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 мая 2023 года для ухода за ребенком с инвалидностью, находящимся на лечении в медицинском учреждении, его отцу или матери (лицам их заменяющим) либо другому члену семьи, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, создаются условия для нахождения вместе с ребенком-инвалидом, в частности:
лицу, осуществляющему уход за ребенком с инвалидностью в стационарных медицинских учреждениях, выдается листок нетрудоспособности;
лицам, заботящимся о лицах с инвалидностью с детства (родителям и другим), предоставляется бесплатное питание в период лечения в государственных стационарных медицинских учреждениях.
7. Определить, что отменяется порядок направления детей с инвалидностью на повторную медико-социальную экспертизу на основании направления районных (городских) отделов внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве экономики и финансов в целях установления обоснованности признания их лицами с инвалидностью педиатрическими медико-социальными экспертными комиссиями.
8. Принять к сведению, что запущена информационная система «Юридическая помощь», предусматривающая цифровизацию процессов оказания юридической помощи гражданам и интеграцию сферы адвокатуры с деятельностью судов, правоохранительных органов и иных государственных органов.
Установить, что в целях оказания содействия в получении лицами с инвалидностью добровольной бесплатной помощи (pro bono) в информационной системе «Юридическая помощь» создается раздел обращений лиц с инвалидностью, доступный для пользования адвокатскими формированиями и адвокатами.
При этом:
обращения лиц с инвалидностью по поводу получения добровольной бесплатной юридической помощи (pro bono) вводятся в информационную систему «Юридическая помощь» и доводятся до сведения адвокатских формирований и адвокатов для оказания добровольной помощи;
создается техническая возможность для направления предложения о предоставлении добровольной бесплатной юридической помощи адвокатскими формированиями и адвокатами, изъявившими желание оказать такую помощь;
предоставление адвокатскими формированиями и адвокатами отчета об оказанной ими добровольной бесплатной юридической помощи (pro bono) не требуется.
9. Министерству занятости и сокращения бедности:
а) в целях создания удобств для лиц с инвалидностью, детей с инвалидностью и граждан, заботящихся о них, при реализации ими своих прав:
совместно с Министерством здравоохранения, Министерством экономики и финансов, а также заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июня 2023 года сформировать и регулярно обновлять единый перечень льгот, определенный законодательством, для лиц с инвалидностью и граждан, заботящихся о них;
совместно с Министерством юстиции обеспечить опубликование единого перечня льгот, определенного для лиц с инвалидностью и граждан, заботящихся о них, на правовом информационном портале «Advice.uz» (e-maslahat.uz) и регулярное освещение посредством сети Интернет;
б) совместно с Министерством юстиции, Генеральной прокуратурой и Национальным центром по правам человека в трехмесячный срок изучить на основе передового зарубежного опыта и внести в Кабинет Министров вопрос о применении предварительного испытательного срока при приеме на работу лиц с инвалидностью.
10. Установить, что с 2023/2024 учебного года прием на специальность магистратуры «Специальная педагогика, дефектология» государственных высших образовательных учреждений проводится полностью на основе государственного гранта.
При этом обучение на основе государственного гранта осуществляется в рамках общих параметров приема по государственному гранту, выделенных для магистратуры государственных высших образовательных учреждений.
11. Министерству высшего образования, науки и инноваций:
начиная с процесса приема на 2023/2024 учебный год обеспечить подготовку материалов о порядке приема и тестовых испытаниях для предоставления информации абитуриентам в форматах, доступных для лиц с инвалидностью, в частности, видеороликов с сурдопереводом или субтитрами;
принять меры по созданию условий для нахождения вместе с лицом с инвалидностью члена его семьи или иных лиц в высшем образовательном учреждении для оказания содействия в образовательном процессе.
12. Утвердить План дополнительных мер по совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью согласно приложению.
13. Абзац десятый пункта 2 постановления Президента Республики Узбекистан от 9 августа 2021 года № ПП–5217 «О мерах по дальнейшему улучшению качества медико-социальных услуг, оказываемых лицам с инвалидностью» изложить в следующей редакции:
«обеспечению Национального центра реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью и его территориальных центров 28 единицами современного экзоскелета в 2021–2022 годах, в том числе 14 единицами в 2021 году, в 2023 году – комплектами роботизированных локомоторов и другим современным реабилитационным оборудованием в целях восстановления функции самостоятельного передвижения у детей с церебральным параличом, а также детей и взрослых с патологическим переломом позвоночника».
14. Министерству экономики и финансов обеспечить финансирование мер, предусмотренных в пунктах 2, 6 и 13 настоящего постановления, в рамках средств государственного бюджета, направляемых в соответствующие сферы в 2023 году, с 2024 года – предусматривать необходимые средства при формировании параметров государственного бюджета.
15. Министерству юстиции:
совместно с Национальным центром по правам человека и Министерством занятости и сокращения бедности провести широкую разъяснительную работу о льготах, предоставленных лицам с инвалидностью, недопущении дискриминации по признаку инвалидности, создании благоприятных условий для реализации лицами с инвалидностью своих прав, свобод и законных интересов;
совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить разъяснение среди населения, а также широкое регулярное освещение сути, содержания и значения настоящего постановления в средствах массовой информации, в том числе сети Интернет.
16. Министерству занятости и сокращения бедности совместно с Министерством здравоохранения, заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
17. Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан
Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
27 февраля 2023 года.