Следует не только объективно оценить потенциал и возможности в этой сфере, но и обратить пристальное внимание на пробелы и ошибки. Анализ обращений населения свидетельствует: в судебной системе по-прежнему имеются бюрократические препятствия, дублирующие друг друга инстанции по рассмотрению судебных решений, все еще недостаточен уровень соблюдения принципа состязательности сторон, не соответствует реальным потребностям защита прав и интересов инвесторов. Помимо этого, к сожалению, нельзя не отметить присутствие в законодательстве некоторых полномочий прокуроров, которые достаточно сильно влияют на пересмотр судебных решений. Как следствие, Узбекистан до сих пор занимает относительно невысокие места в соответствующих международных рейтингах правосудия. Так, в Индексе верховенства права наша страна на 92-м месте.

Президент страны неоднократно обращал внимание на то, что судебная власть должна занимать достойное место в жизни государства, на усиление ее роли и значения в обществе.

Так, 30 июня текущего года глава государства провел видеоселекторное совещание по вопросам обеспечения правосудия и противодействия коррупции. В ходе обсуждения было отмечено, что осуществляемые в стране реформы судебной системы укрепляют доверие граждан к суду, а значит, к достижению справедливости. Однако отмечено, что еще рано говорить о том, что народ доволен положением дел в судебно-правовой системе. Было поставлено четкое требование: «Каждый, кто приходит в здание суда, должен уходить с уверенностью в том, что в Узбекистане торжествует справедливость».

В ходе совещания даны четкие указания по реформированию судебной власти, прежде всего нацеленные на укрепление подлинной ее независимости и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня доступа к правосудию.

По итогам данного совещания принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от  24 июля сего года.

Как отмечается в Указе, основными целями принятия данного акта являются повышение уровня доступа граждан к правосудию, улучшение качества рассмотрения дел в судах, а также расширение механизмов обеспечения на практике равенства и состязательности сторон, способствующих принятию объективных, справедливых и законных судебных решений.

Документом предусматриваются значительные изменения в судоустройстве страны. Во-первых, будут внедрены новые демократические институты осуществления правосудия, упразднены пережитки прошлого в виде надзорных инстанций. Во-вторых, полностью пересмотрены функции административных судов, оптимизированы и усовершенствованы их компетенция и территориальное устройство. В-третьих, предусматриваются меры усиления материально-технического и финансового обеспечения судов. В-четвертых, будут внедрены особые механизмы обеспечения эффективной защиты инвесторов и, наконец, поставлены задачи совершенствования законодательных основ судоустройства, в том числе принятие Закона «О судах» в новой редакции.

Среди важнейших новаций - изменения в процессуальном законодательстве. Так, в УПК республики впервые вводится совершенно новый институт - стадия предварительного слушания, предоставляющая возможность оперативного выявления и устранения факторов, препятствующих рассмотрению уголовного дела на общих основаниях, а также определения порядка принятия решений по делу с участием сторон и соблюдением принципа состязательности на стадии назначения дела к рассмотрению в суде.

В чем смысл данной новации? Как известно, доверие граждан к судебной власти основано на справедливом и прозрачном ходе судопроизводства, на силе юридического акта суда - судебного решения. Так, несмотря на то, что в 2018-2019 годах в судах первой инстанции было оправдано 307 лиц по 192 уголовным делам, однако ни в одном из случаев прокурор не отказался от обвинения. Между тем это говорит не только о низком качестве предварительного следствия, но и о необходимости более тщательной проверки материалов уголовного дела при назначении к судебному разбирательству. В связи с этим внедрение нового института предварительного слушания не только улучшит качество правосудия, но и даст возможность уже на раннем этапе не допустить «сырых» обвинений к суду, уравновесить баланс сторон обвинения и защиты, поскольку на этой стадии они вправе предоставить суду свое видение преступления и свои доказательства.

Это, безусловно, укрепит доверие населения к суду. Сроки расследования и рассмотрения уголовных дел будут справедливыми, а безалаберности и непрофессионализму работников следствия будет даваться соответствующая правовая оценка.

Следующая новация -  организация принципа судоустройства «один суд - одна инстанция».  Не секрет, что действующая система обжалования судебных решений в рамках одного судебного учреждения, действующего и как суд первой инстанции, и как инстанции, рассматривающей жалобы недовольной стороны, далека от идеала и порождает среди граждан вполне справедливое недоверие к судебной власти. Это объяснимо: ведь невозможно отрицать наличие корпоративных отношений среди судей, работающих в одном судебном учреждении, которые иногда могут повлиять на беспристрастность принятия судебного решения.

Отныне практика обжалования судебного решения одного суда в том же суде будет отменена. Внедряется новый порядок обжалования судебных решений. Иначе говоря, решения межрайонных, районных (городских) судов могут быть пересмотрены в апелляционном порядке областными и приравненными к ним судами.  А решения областных и приравненных к ним судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, - судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан.

Таким образом, это устранит возможность корпоративных злоупотреблений и судейского товарищества при рассмотрении решений судьями, работающими в одном учреждении.

Как известно, наиболее загруженными судами Узбекистана сегодня являются административные. При этом определенные объективные и субъективные причины тормозят эффективность и пользу этих судов. В частности, основная нагрузка административных судов в результате недостаточно продуманного определения их компетенции сосредоточена на рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Исходя из этого согласно Указу отныне будет пересмотрена компетенция и система административных судов. Теперь они станут рассматривать исключительно споры между гражданами (юридическими лицами) и государственными органами (организациями), а полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях переданы с 1 января 2021 года в суды по уголовным делам.

Кроме того, межрайонные административные суды будут созданы только в Республике Каракалпакстан, областных центрах и Ташкенте.

Безусловно, данная новация в полной мере служит реализации концепции профессионального рассмотрения дел, поскольку по своему характеру административные правонарушения очень близки с уголовными преступлениями. Поэтому передача компетенции рассмотрения подобных дел в уголовные суды, во-первых, повысит уровень компетентности и профессионализма судебного производства, во-вторых, обеспечит более высокий уровень защиты граждан и юридических лиц от незаконных действий и решений власти за счет оптимизации нагрузки административных судов.

Огромную пользу для населения представляет и следующая новация. Отныне действующие отдельно суды по гражданским, уголовным, экономическим делам будут преобразованы в суды общей юрисдикции. Это, во-первых, сократит издержки государства на организацию судоустройства на местах. Во-вторых, укрепит право населения на доступ к справедливому правосудию. В-третьих, это возможность создания и поддержания единой судебной практики.

К организационным аспектам судоустройства можно отнести также оптимизацию численности судебных органов в стране. В частности, Указом предусмотрено упразднение Амударьинского, Нурабадского, Байсунского и Пастдаргомского районных экономических судов, а также образование Янгиюльского межрайонного суда по гражданским делам, Ургутского, Сохского, Хатыр­чинского, Пахтакорского районных судов по гражданским делам, Пастдаргомского межрайонного экономического суда, Бузатовского, Тахиаташского, Бандиханского, Тупроккалинского районных судов по уголовным делам.

Как известно, Указом Президента «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан» от 10 апреля 2017 года в сфере правосудия осуществлены масштабные преобразования. Так, полностью отменен институт возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования, упразднен институт рассмотрения судами областного уровня уголовных и гражданских дел в порядке надзора с исключением полномочий соответствующих председателей судов и прокуроров по принесению протеста в порядке надзора, исключены дублирующие полномочия Пленума и Президиума Верховного суда Узбекистана по рассмотрению дел в порядке надзора.

В качестве логического продолжения данной реформы Указом исключена надзорная форма обжалования. С 1 января 2021 года будет упразднен институт рассмотрения судебных дел в порядке надзора, отменено право председателя Верховного суда, Генерального прокурора Респуб­лики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда.

Поскольку законодательство о судах в последние годы претерпевает коренные перемены, Указом предусматривается также разработка и принятие Закона «О судах» в новой редакции, где будут в полной мере закреплены новые демократические институты и принципы организации судоустройства и осуществления правосудия.

Наконец, не лишним будет отметить очередные меры по укреплению материально-технического обеспечения судов. Так, предусмотрено повышение размера заработной платы судей Конституционного суда, Высшего судейского совета, Верховного суда Республики Узбекистан, нижестоящих судов, Высшей школы судей и работников их аппаратов, также работников Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов.

Указанные нововведения призваны обеспечить более высокий уровень прозрачности, профессионализма и справедливости при осуществлении судопроизводства, а также существенную экономию государственных средств на оптимальную организацию устройства судебных учреждений.

Узбекистан продолжает последовательную политику реформирования судебно-правовой системы страны в аспекте дальнейшей демократизации правосудия и надежности защиты прав и интересов человека, обеспечения независимости судебной власти и, в конечном итоге, повышения доверия граждан к правосудию.

Дильдора Камалова.
Заведующая кафедрой ТГЮУ,  доктор философии по юридическим наукам (PhD).