Однако, действующая в настоящее время в республике законодательная база оказалась недостаточной для решения всех стоящих перед ней экологических проблем.
Так, в действующей Конституции Республики Узбекистан вопросы охраны окружающей среды отражены фрагментарно в общих чертах, без конкретизации и ограничиваются лишь некоторыми фразами, содержащими обязывающие граждан положения.
В целях дальнейшего улучшения социально-экономического положения населения Узбекистана в целом и экологической ситуации в частности разработан и вынесен на всенародный референдум проект новой редакции Конституции Республики Узбекистан, где в ряде статей отражены вопросы усиления требований к охране окружающей среды.
Самым важным из них является введение отдельной статьи 49, в которой четко обозначены:
- права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
- обязательства государства по созданию условий для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях недопущения ее вредного воздействия на окружающую среду, а также реализации мер по улучшению, восстановлению и охране окружающей среды, сохранению экологического равновесия в республике, в том числе в регионе Приаралья.
Реализация в жизнь положений данной статьи позволит:
- жителям страны иметь право жить в более комфортной экологической среде и конституционное право на получение достоверной информации о ее состоянии;
- устанавливать соответствующие меры по своевременному устранению проблем охраны окружающей среды, создать условия по их реализации и улучшению экологии страны;
- принять нормативно-правовые акты, предусматривающие ответственность за нарушения требований экологических норм и др.
Особого внимания заслуживает то, что государство впервые на конституционном уровне берет на себя ряд обязательств по охране окружающей среды, поддержанию и развитию общественного контроля в этой сфере.
Следует отметить, что особое внимание решению экологических проблем в республике уделяется в последние годы.
Первое - по инициативе Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2021 году принята специальная резолюция «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий». Приаралье стало первым регионом, которому Генассамблея предоставила столь значимый статус.
В данном регионе за период 2018-2022 годы выполнены работы по созданию лесов на площади 1624 тыс. га; создано 278 га зеленных насаждений и общественных парков, посажено 46,5 млн шт. деревьев и кустарников; централизованное водоснабжение в Республике Каракалпакстан достигло охвата 68,1% населения, в том числе 95,2% городского и 31,9% сельского, в Хорезмской области соответственно 82,6, 100, 80,69%.
В 2023 году по состоянию на 15 марта созданы защитные лесные насаждения на площади 78,0 тыс. га.
Проведенные в данном направлении мероприятия оказали благотворное влияние на сохранение биоразнообразия в регионе.
Только в массиве Ахантай идентифицирован 51 вид животного мира. Из них 21 представляют собой редкие виды, 3 из которых занесены в Красную книгу Узбекистана.
Второе - в условиях дефицита водных ресурсов особый акцент делается на повышение эффективности водопользования. Так, за период 2013 гг. водосберегающие технологии орошения сельхозкультур по республике были внедрены всего на общей площади 53,4 тыс. га. В результате реализации инициативы Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева о введении господдержки сельхозпроизводителей, внедривших водосберегающие технологии за 2017-2022 годы они были внедрены на площади 1,0 млн га. Средняя экономия водных ресурсов составила 7,0 млрд м3.
Третье - в результате проведенных реформ в области охраны окружающей среды за последние 5 лет в республике созданы 7 особо охраняемых природных территорий общей площадью 4 млн. га, а площадь охраняемых природных территорий увеличилась с 4,2% до 8,3% от общей площади страны. Общая площадь заповедников и национальных парков увеличилась с 874,5 тыс. га до 4,8 млн га или в 5 раз;
Четвертое - в республике большое внимание уделяется внедрению возобновляемых источников энергии(ВИЭ).
Только в 2023 году предусмотрено введение в эксплуатацию ВИЭ общей мощностью 4300 МВт, солнечных панелей - 1200 МВт, малых фотоэлектрических станций, сооружаемых предпринимателями - 550 МВт.
Также предусматривается производство дополнительно 5 млрд Квт/час электроэнергии и экономию 4,8 млрд м3 природного газа за счет установок ВИЭ, перевода на альтернативную энергию, внедрения энергосберегающих технологий и др.
С целью совершенствования законодательной базы по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования за последние годы приняты Законы «О лесе» в 2018 г. и «Об использовании возобновляемых источников энергии» в 2019 г., на основании которых приняты ряд постановлений и ведомственных нормативных актов - правил, положений, инструкций, которые конкретизируют нормы законов и способствуют их правильному применению.
В 2019 году впервые принята национальная Концепция окружающей среды до 2030 г, которая является программным документом и определяет развитие экологической политики страны на среднесрочную перспективу.
В настоящее время подготовлен проект экологического кодекса Республики Узбекистан.
Расширяется процесс участия республики в международных экологических конвенциях. Так, только за последнее время Узбекистан в 2019 г. стал участником Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, присоединение к которым неоправданно затягивалось долгое время.
Вместе с тем в Узбекистане сохраняются экологические проблемы (деградация почвы, сокращение плодородных земель, опустынивание, дефицит воды, засуха, обеспечение населения чистой питьевой водой и др.).
В республике участились обращения граждан, недовольных ведением строительными работ без учета мнений граждан и строительных норм. Так, за последние 3 года таких обращений поступило 15 тыс. Только в Ташкенте судами остановлено более 200 строек. В этой связи принятие новой Конституции Республики Узбекистан, разработанной с учетом указанных недостатков, наряду с совершенствованием построения гуманного демократического государства, открытого и справедливого общества, позволит укрепить законодательную базу по защите окружающей среды и решать стоящие перед республикой экологические проблемы.
Сайдакмал Сайдахмедов,
ведущий научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан.