Неоценима роль истории и в воспитании духовно просвещенного, отзывчивого и патриотически настроенного поколения.
Президент Узбекистана 29 января этого года в ходе ознакомления со строительством Центра исламской цивилизации в Ташкенте отметил: «...мы должны черпать из истории духовную силу, чтобы достичь рубежей, к которым стремится наша страна!»
Оценивая современное состояние исторической науки, нельзя закрывать глаза и на те упущения и недостатки, с которыми столкнулись и другие сферы гуманитарного направления. Вспомним период, когда академический статус Института истории как республиканского центра был снижен до уровня структурного подразделения вуза. Не соответствующее объему работ внебюджетное финансирование его деятельности привело к сокращению числа научных сотрудников. Также ограниченность материальных ресурсов препятствовала подготовке нового поколения источниковедов, историографов, палеографов, нумизматов, картографов, этнологов и не только. Не считая единичных случаев, вынужденно были забыты практика перевода и издания древних исторических произведений, подготовка и публикация академических изданий, хрестоматий, сборников документов.
Преподавание истории носило формальный характер. Несмотря на фактологический объем учебного курса, молодежь практически не знала свою историю. На качество преподавания оказывала свое влияние нехватка не только квалифицированных, но и вообще специалистов с высшим образованием. Отсутствие единой системы духовно-просветительской работы особенно негативно проявилось в эпоху глобализации, когда под воздействием чуждых разрушительных идей молодежь оказалась уязвима для терроризма, экстремизма, киберпреступности, торговли людьми и наркотрафика. Через интернет разными способами внедряются не свойственные нашему народу чувства: эгоцентризм, беззаботное отношение к труду, семье, потребительские настроения.
Возникает вопрос: как должна преподаваться история и какова ее роль в формировании современного, прогрессивного общества?
Переход с июля 2020 года Института истории наряду с другими научно-исследовательскими институтами Академии наук на бюджетное финансирование оказал весьма позитивное влияние на творческое настроение кадрового потенциала. Внедрение по инициативе главы государства системы поощрения научно-педагогических кадров способствует созданию здоровой конкурентной среды. Среди молодежи заметно возрастает интерес к научной деятельности. Сформировалась благоприятная почва для мотивации к высокопродуктивной научно-педагогической деятельности. При этом сохраненная грантовая система служит дополнительным материальным стимулом в реализации научных исследований в приоритетных направлениях для решения наиболее актуальных задач науки и общественного развития страны.
Наряду с этим восстанавливается статус Института истории как ведущего центра развития исторической науки.
19 января текущего года на видеоселекторном совещании по вопросам кардинального совершенствования системы духовно-просветительской работы Президент сделал акцент на том, что следует вывести преподавание истории на новый уровень, расширить научные исследования в этой области, создать крепкую основу источниковедческой деятельности. Также необходимо преподавать национальную историю в национальном духе, научить молодежь извлекать уроки из истории, делать выводы, вооружить ее исторической наукой, историческим мышлением. В этих целях определено: Институт истории как ответственное учреждение будет отвечать за разработку Концепции развития исторической науки в Узбекистане до 2030 года.
Какие же приоритетные направления, на наш взгляд, предстоит развивать?
Во-первых, это образовательная система. С учетом возраста учащихся, их интереса и профессиональной специализации нужно пересмотреть учебные программы. Начиная с детского сада и со школьной скамьи посредством исторических рассказов следует сформировать у детей первичное представление об истории. Например, в нашей школе ученик официально знакомится с понятием «история» лишь в пятом классе. В ведущих же странах мира воспитанники детских садов и учащиеся начальных классов, кроме занятий, планомерно посещают не только исторические музеи, но и архивы.
Во-вторых, воспитательная работа. Целесообразно при телеканале «O’zbekiston tarixi» («История Узбекистана») с привлечением историков и специалистов других отраслей открыть медиацентр по созданию национальных исторических анимационных, документальных и художественных фильмов. Учитывая возрастающий интерес не только детей, но и молодежи к компьютерным играм, важно разработать познавательные исторические игры, которые будут способствовать укреплению визуальной памяти по отечественной истории.
В-третьих, подготовка педагогических кадров. Качество образования неразрывно связано с научно-педагогическим потенциалом специалистов. Действующая система повышения квалификации преподавателей больше имеет педагогическое направление. Не отрицая важности ее функционирования, для качественной подготовки историков с привлечением ведущих ученых следует на базе Института истории создать Центр повышения квалификации преподавателей истории для всех образовательных учреждений.
В-четвертых, усиление интеграции междисциплинарных областей с исторической наукой. Необходимо проводить исследования в области этногенеза, исторической антропологии, социологии, исторической географии, демографии, картографии, антропометрии, исторической информатики.
В-пятых, повышение качества научных исследований. Отойдя от метода изложения и констатации фактов, нужно усилить творческие и новаторские подходы, аналитические прогнозы и практические выводы, для чего требуются поиск и выявление новых источников. В частности, по поручению главы государства Институту истории Академии наук Республики Узбекистан будут выделяться дополнительные средства и исследовательские гранты для изучения первоисточников научных трудов.
* * *
В целом обозначенная новая веха развития исторической науки ставит перед специалистами задачи, для выполнения которых необходима сплоченная и целенаправленная работа.
Мухаё Исакова.
Заведующая отделом Института истории Академии наук Республики Узбекистан,
доктор исторических наук.