Во вступительном слове на мероприятии министр транспорта Республики Узбекистан Илхом Махкамов отметил необходимость проведения комплексной работы по быстрому изменению международной обстановки после пандемии, разрядке геополитической напряженности, совершенствованию транспортной сферы, диверсификации внешнеторговых маршрутов грузовых перевозок.
- В сегодняшних сложных условиях, связанных с разрывами цепочки перевозок, вопросы транспорта и логистики требуют особо пристального внимания, - подчеркнул И. Махкамов. - Считаю важным объединить усилия всех участников - от представителей государственных учреждений до перевозчиков, чтобы скорее добиться позитивных перемен в этих процессах.
В конференции участвовали руководители и эксперты из более чем 15 стран СНГ, Прибалтики, Турции, Ирана, Пакистана, Германии, Эстонии, Польши, представители Международного союза автомобильного транспорта (IRU), TRACECA, Германского общества международного сотрудничества (GIZ), Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (CAREC), Организации тюркских государств.
- Узбекистан по праву становится лидером региона Центральной Азии в реформировании сферы логистики и транспорта, - говорит генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (IRU) Умберто де Претто. - Действительно, международный перевозчик в чужой стране как никто нуждается в помощи коллег по профессии. Опыт Узбекистана особенно ценен в организации направления содействия перевозчикам. За время работы конференции нас впечатлило большое участие правительства в этом вопросе.
Базовым документом по реформированию транспортной сферы в нашей стране стало постановление Президента «О мерах по совершенствованию транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы» от 2 декабря 2017 года.
В частности, в рамках реализации Программы развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы выработана единая комплексная стратегия в области развития национальной транспортной отрасли, построены и реконструированы автомобильные дороги общей протяженностью 695 километров.
Указанным постановлением утверждена Комплексная программа совершенствования транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки.
В сфере автомобильного транспорта также сделан акцент на создание условий для развития международного сотрудничества путем ускоренной гармонизации национальной правовой базы с международной, расширение парка подвижного состава большегрузных автотранспортных средств национальных автоперевозчиков, совершенствование разрешительной системы международных автомобильных перевозок, формирование новых автомобильных коридоров, обеспечивающих оптимальные выходы к международным транспортным коммуникациям и увеличение объемов транзитных перевозок.
Постановление Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию международных перевозок грузов автомобильным транспортом» от 7 июня 2019 года положило начало новому этапу развития сферы. Узбекистан присоединился к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), подписанному в Женеве 30 сентября 1957 года.
В целях объединения усилий перевозчиков в нашей стране функционирует Ассоциация международных автоперевозчиков Узбекистана.
- Нехватка профессиональных водителей, работающих в настоящее время в этой области, и растущий спрос на их услуги стали глобальной проблемой, - отметил на конференции председатель Ассоциации международных автоперевозчиков Узбекистана Санжар Пулатов. - В настоящее время во всем мире существует нехватка около 470 тысяч профессиональных водителей. Мы подписали трехсторонний совместный меморандум с Международным союзом автомобильного транспорта и Министерством транспорта Республики Узбекистан о создании в нашей стране Центра подготовки и переподготовки водителей-профессионалов большегрузных автомобилей. В этом центре также можно организовать подготовку специалистов по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
Участники конференции также обсудили актуальные вопросы и приоритеты развития международных грузоперевозок автомобильным транспортом между государствами по основным текущим коридорам. В частности, совершенствование документооборота в процессе международных грузоперевозок, разработку общих подходов к решению проблемы нехватки профессиональных кадров (прежде всего квалифицированных водителей), рассмотрели преимущества и недостатки перспективных транспортных коридоров и маршрутов, их развитие.
В свою очередь на важности сотрудничества между автомобильными перевозчиками и таможенными органами заострил внимание участников конференции министр транспорта И. Махкамов. Отмечено, что транспортная политика Узбекистана приобретает современные формы, что создает новые возможности управления трудовыми потоками. Объем международных транспортных перевозок Узбекистан вырос за последние шесть лет почти в пять раз. В рамках Конвенции МДП в Узбекистане функционирует свыше тысячи автомобильных перевозчиков, более десяти тысяч транспортных средств обеспечивают доставку до потребителя около 65 процентов экспорта товаров нашей страны. Организованы новые маршруты в Турцию и Индию.
Ранее для получения книжки МДП оформлялось свыше 20 документов, теперь их заменяет одно заявление в электронной форме. Если раньше уходил месяц, теперь документ оформляется за пять дней. В рамках цифровизации эти документы можно будет оформлять через «одно окно». Узбекистан призвал страны - члены ТРАСЕКА к ведению единой базы автомобильных перевозчиков.
Высоко оценил роль Узбекистана в развитии сети межгосударственных транспортных перевозок генеральный секретарь постоянного секретариата Межправительственной комиссии ТРАСЕКА Асет Асавбаев.
- Наша организация предлагает активнее использовать маршруты через Кавказ, Каспийское и Черное моря в Турцию и далее в Европу, - говорит А. Асавбаев. - Сейчас представители автомобильных перевозок сталкиваются с определенными затруднениями при перевозке грузов. В портах требуется отдельная регистрация транспортного средства, на таможне своя, для страховки новая, для оплаты услуг платной автодороги - еще одна. На конференции вырабатываются предложения по единым документам для стран - членов ТРАСЕКА, поскольку бумажная волокита снижает привлекательность маршрута. Мы должны выработать единый алгоритм действий, чтобы страны, не имеющие выхода к морям, могли доставлять свои товары на внешние рынки. Узбекистан выступает одним из инициаторов добрых перемен в регионе Центральной Азии.
Действительно, если раньше транспортные коридоры Узбекистана были преимущественно направлены на север, то за годы независимости возникли новые направления - Ближний и Дальний Восток, в государства Южной Азии, Трансафганский коридор, через Кыргызстан и Китай, выходы к морям через Туркменистан и Иран. Вот и конференция по международным автомобильным перевозкам стала важным шагом расширения возможностей нашей страны.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».









