Новый этап  в противодействии  коррупции

    Страна в фокусе 9 августа 2020 3274

    С давних пор коррупция - одна из наиболее острых проблем человечества. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили этому злу выйти  на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности.

    В конце ХХ - начале ХI столетия коррумпированность аппарата государственного управления приобрела глобальный системный транснациональный характер. Формальным признанием критического обострения проблемы продажности и подкупаемости чиновничества явилось принятие в 1999 году Советом Европы Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Разрушительные социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией, зафиксированы в ее преамбуле, где сказано, что «коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества».

    По статистическим данным известно, что мировая экономика ежегодно теряет из-за коррупции в среднем 2,6 триллиона долларов. К сожалению, эта проблема и в Узбекистане является одной из наиболее опасных внутренних угроз национальной безопасности. В республике коррупция наиболее широко распространена в медицинской, образовательной, банковской, таможенной, судебной системах, правоохранительных органах и коммунальном обслуживании, а также при приеме граждан на работу.

    Для Узбекистана проблема коррупции и борьбы с ней является актуальной. Поэтому в последние годы в стране последовательно осуществляются масштабные реформы, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, искоренение коррупциогенных факторов во всех сферах государственного и общественного строительства.

    В частности, ведется колоссальная работа по совершенствованию системы оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации задач и функций, возложенных на государственные органы, внедрению стандартов добропорядочности в систему государственной службы. Также ежедневно реализуются меры по устранению бюрократических преград во всех сферах жизни: переход к системе электронного правительства, повышение правовой культуры сотрудников правоохранительных органов, контроль со стороны СМИ и институтов гражданского общества.

    Многочисленные исследования во всем мире доказали, что, преследуя свои частные интересы, представители бюрократического аппарата управления рассматривают соответствующие институты и процедуры как источник своего обогащения и существования. Подрывая доверие народа к власти, ее авторитет, коррупция в конечном счете препятствует реализации общественных интересов, свободе личности, причиняет ущерб сотрудничеству с другими государствами, социальной и инвестиционной политике.

    Еще коррупция становится явлением, во многом определяющим политическое, экономическое и культурное развитие общества, поскольку данный феномен неразрывно связан с организованной преступностью. Она служит мощным рычагом влияния на органы государственной власти, политику и институты гражданского общества.

    Также эта проблема в условиях глобализационных процессов преодолела государственные границы и стала явлением международным. Данный феномен из опасности для отдельно взятой страны постепенно превратился в глобальную комплексную угрозу всему мировому порядку. Перед человечеством со всей очевидностью встал вопрос о создании международной системы сдержек и противовесов этому явлению, или, иными словами, системы противодействия коррупции. В борьбе с этим злом полезно использовать и опыт других стран. В связи с этим в плане изучения международной практики борьбы с коррупцией наибольший интерес вызывает трудовая этика государственных служащих и юридические ограничения, которые сегодня обязательны для исполнения всеми правительственными чиновниками. В настоящее время за рубежом деятельность государственных служащих регулируется целым набором моральных кодексов и законодательных регламентов.

    Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 30 июня состоялось видео­селекторное совещание по вопросам обеспечения правосудия и противодействия коррупции, где глава государства указал на то, что теперь профильные комитеты в парламенте Узбекистана будут вести рейтинг правосудия и коррупционной обстановки в каждом регионе страны, а по итогам каждого полугодия - проводить парламентские слушания и проверки.

    Также 29 июня глава государства подписал Указ «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Респуб­лике Узбекистан». В связи чем создано Агентство по противодействию коррупции, которое будет подчиняться Президенту и отчитываться перед парламентом.

    Кроме того, антикоррупционный орган займется разработкой и реализацией государственной политики в области предупреждения и борьбы с коррупцией. В его задачи также входит:

    во-первых, обеспечение системного анализа состояния и тенденций распространения коррупции в стране, выявления сфер, наиболее подверженных коррупционным рискам;

    во-вторых, внедрение в органы государственного и хозяйственного управления системы внутреннего антикоррупционного контроля (комплаенс контроля) и других международных антикоррупционных инструментов;

    в-третьих, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

    в-четвертых, обеспечение эффективности антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

    в-пятых, внедрение в государственную службу стандартов добропорядочности («вакцины добро­порядочности»), организация системы декларирования доходов и имущества госслужащих;

    в-шестых, антикоррупционный контроль в области государственных закупок и использование средств госбюджета;

    в-седьмых, международное сотруд­ничество, в том числе в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией (ОЭСР), укрепление авторитета страны, повышение ее позиций в международных рейтингах.

    К сведению, органы со схожими задачами и функциями ведут деятельность в таких странах, как Сингапур (Бюро по расследованию коррумпированной деятельности), Индия (Центральный комитет бдительности), Франция (Антикоррупционное агентство), Словения (Комиссия по предотвращению коррупции), Румыния (Национальное антикоррупционное управление), Азербай­джан (Комиссия по борьбе с коррупцией), Грузия (Антикоррупционный совет при Министерстве юстиции Грузии), Армения (Совет по антикоррупционной политике), Украина (Национальный совет Украины по вопросам антикоррупционной политики), Республика Корея (Комиссия по борьбе с коррупцией и защите гражданским правам) и в ряде других стран.

    Следует отметить, что на начало 2020 года в более чем 170 государствах мира функционируют специализированные органы в сфере противодействия коррупции.

    Создание антикоррупционных органов позволило ряду стран сформировать действенные системы противодействия коррупции, значительно усилить эффективность государственного управления, оптимизировать функции по осуществлению государственного контроля и надзора за деятельностью правительственных учреждений.

    Данное обстоятельство предопределяет заинтересованность национальных правоохранительных систем в совместном поиске наиболее действенных средств и методов противодействия коррупционным проявлениям. Достаточно чистыми в отношении коррупции странами, сформировавшими на государственном уровне антикоррупционную стратегию, являются Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Австралия, Швейцария, Великобритания, Гонконг, Австрия, Израиль, США, Чили, Ирландия, Германия, Япония.

    Отличительной особенностью организации антикоррупционной деятельности в вышеуказанных странах является четкое осознание правительствами феномена коррупции в качестве серьезной проблемы национальной безопасности. Поэтому усилия по противодействию коррупции в перечисленных странах масштабны и, как правило, институциализированы.

    Без изучения позитивного опыта других стран в сфере невозможно разработать собственную эффективную национальную антикоррупционную политику. Изучая зарубежную практику, мы убедились еще раз, что коррупция оказывает негативное воздействие на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику.

    Нужно отметить, что главной задачей любых действий, направленных на борьбу с коррупцией, является достижение реального прогресса. Сама по себе статистика не является надежным показателем этого. Лучшая форма измерения - общественное мнение. Обычный человек хорошо знает, в каком окружении он живет, и весьма четко представляет себе, что происходит вокруг. Полагаем, что такая система построения органов по противодействию коррупции является перспективной для внедрения в нашей стране.

    Борьба с коррупцией, которая ведется только силами государственных учреждений, не может увенчаться успехом. В этой борьбе должны активно участвовать гражданское общество, средства массовой информации, парламент, судебные органы и частный сектор, имея для этого необходимые возможности и влияние.

    Хоть в Узбекистане вопрос по противодействию коррупции поднимался с самого провозглашения независимости, принимались нормативные акты, но специальных программных документов не было. С присоединением Узбекистана в 2008 году к Конвенции ООН против коррупции государство взяло на себя ряд обязательств, в числе которых системное противодействие и усовершенствование законодательств в этой сфере.

    В настоящее время борьба с коррупцией во всех сферах общества определена как один из основных приоритетов Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В 2017-м принят Закон «О противодействии коррупции», основными принципами которого являются законность, приоритетность прав, свобод, законных интересов граждан, открытость и прозрачность, системность, взаимодействие государства и гражданского общества, приоритетность мер по предупреждению коррупции и неотвратимость ответственности. В целях недопущения коррупции в рамках проведения государственных закупок 9 апреля 2018 года принят Закон «О государственных закупках».

    Проведенный анализ международно-правовых актов и конвенциональных документов, направленных на борьбу с коррупцией, а также ее состояние в различных странах мира позволяет сделать вывод о своевременном создании Агентства по противодействию коррупции Респуб­лики Узбекистан.

    Фирюза Мухитдинова.
    Доктор юридических наук, профессор ТГЮУ.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates