Если говорить простыми словами, аутсорсинг - передача части функций, операций или бизнес-­процессов компании внешним подрядчикам. Например, некоторым фирмам невыгодно держать в штате постоянную кадровую службу, и они делегируют функции соответствующего учета аутсорсинговой компании (провайдеру). Так они экономят на подборе и оформлении персонала, не беспокоятся об обучении и замене сотрудников, передав ответственность за качество услуг их поставщику.

Сегодня ВРО находится на подъеме, о чем свидетельствует тот факт, что объем глобального рынка IТ-аутсорсинга по итогам 2021-го достиг 360 млрд долларов, увеличившись почти на 13 процентов по сравнению с 2020-м. Такие данные в конце апреля текущего года обнародовали аналитики Statista.

Это объясняется тем, что с помощью ВРО можно решить сразу три важные задачи:

  • снизить расходы;
  • улучшить качество работы без увеличения трат;
  • избежать типичных проблем, которые возникают при найме кадров в штат.

В процессе ВРО принимают участие две стороны - компания-заказчик и провайдер. Первый передает управление своими бизнес-процессами, а второй несет полную или частичную ответственность за результат.

Говоря о потенциале рынка аутсорсинга в Узбекистане, министр по развитию информационных технологий и коммуникаций Респуб­лики Узбекистан Шерзод Шерматов отметил созданные в стране необходимые условия, в том числе соответствующее международным стандартам законодательство, современную инфраструктуру, налоговые и таможенные льготы, развитие образования в области IT и так далее.

- Реформы в направлении делают наше государство крайне привлекательным для сотрудничества в сфере аутсорсинга бизнес-процессов, - подчеркнул Ш. Шерматов. - Сегодня ВРО-центры имеются во всех регионах Узбекистана и в Республике Каракалпакстан. Персонал для них готовят в соответствующих школах, лучшие выпускники которых трудоустраиваются в компании. Еще один шаг в данном направлении - ВРО саммит. У него несколько целей: налаживание сотрудничества между местными и международными компаниями, дальнейшее привлечение заказов и увеличение объема оказываемых и экспортируемых IT-услуг, повышение осведомленности крупных игроков сферы об условиях и возможностях в нашей республике. Ведь работа уже начата и дает свои плоды.

Летом текущего года Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан подписало соглашение о сотрудничестве в сфере IT и BPO, а также о создании совместной корпорации с американской Access Capital Management Corp. Договор предусматривает создание 1100 рабочих мест в течение трех лет и открытие юридических лиц в США и Узбекистане.

Новая корпорация достигла договоренностей о расширении аутсорсинга бизнес-процессов в сферах страхования, факторинга, QA (контроль качества) и мультимедиа.

С учетом положительных результатов, которые повлекла за собой эта инициатива, республика намерена расширять работу в данном направлении. Так, география гостей BPO саммита включила в себя практически все континенты. Для обсуждения актуального вопроса прибыли представители компаний США, Канады, Респуб­лики Корея, Турции, Беларуси, Бангладеш, Италии и других стран.

- Узбекистан - крупный игрок на рынке IT, - говорит Постоянный представитель ПРООН в Узбекистане Матильда Димовска. - И хотелось бы сделать акцент на том, что это не сослагательное наклонение, не прогноз или ожидание, а факт. Данная Неделя - еще одно тому доказательство. Здесь проходит большое количество важных мероприятий, и их особенность заключается в том, что итогом каждой встречи становятся реальные договоренности, контакты и меморандумы. Тема ВРО в этом плане как никогда актуальна, ведь ваша страна имеет все, чтобы стать одним из лидеров в данном направлении. Как минимум в регионе. У Узбекистана есть все необходимое: высокое качество IT-образования, стремящийся вверх процент молодого населения, открытость миру.

В рамках саммита презентованы проект Всемирного банка «Цифровая инклюзия - Узбекистан» и кейс Revotech (логистическая ВРО-компания, базирующаяся в США и уже успешно функционирующая в Узбекистане).

Кроме того, в ходе мероприятия прошла панельная дискуссия на тему «Ключевые факторы успешного глобального бизнеса BPO». В ней приняли участие лидеры международного рынка IT-аутсорсинга и представители международных организаций. Среди них - директор FIFO Tech Tayxug Хоссейн Манагин (Бангладеш), вице-президент Assured Partners Transportation Кеннет Лейси (США), старший научный сотрудник Института инженеров электротехники и электроники Шашидхара Донгре (Индия), исполнительный директор Sababa Security Георгий Шебулдаев (Италия), руководитель кластера по эффективному управлению ПРООН Камила Мухамедханова и другие. Они обсудили возможности ВРО и потенциал Узбекистана в данном направлении.

- Часто под аутсорсингом персонала подразумевают предоставление труда работников, но это разные понятия, - говорит управляющий директор DigiCon Technologies Limited Вахидур Рахман Шариф (Бангладеш). - Обычно к аутсорсингу обращаются, чтобы сфокусироваться на основном направлении ведения своего дела, увеличить производительность бизнес-процессов, повысить качество сервиса и получить профессиональную помощь на первых этапах (это актуально, например, для стартапов или при открытии офиса или производства).

Как считает эксперт, ВРО - это и возможность наладить более тесный контакт со странами, где бизнес и IT находятся на пике своего развития. Заказчиком может быть компания любого масштаба. Но в малом и среднем бизнесе аутсорсинг чаще всего используют для небольших процессов. Так, наем сотрудника влечет затраты на подбор, оформление и дальнейшее администрирование. Иногда выгоднее передать работу аутсорсерам.

Крупным производственным компаниям в свою очередь просто невыгодно отвлекаться на второстепенные функции - службу ресепшн, техническую поддержку. Эти процессы требуют затрат не только на подбор и администрирование персонала, но и обучение. А еще нужно организовать замены на период отпусков и контроль. В этом случае тоже проще обратиться к ВРО.

Предпринимателям, желающим развивать сферу ИКТ-аутсорсинга, IT Park Uzbekistan предоставляет ряд возможностей. В частности, помогает открыть бизнес, найти сотрудников и провести с ними собеседование, подобрать офис и оснастить его необходимой мебелью и техникой для сотрудников (до 50 человек), а также предлагает льготную аренду на первые шесть месяцев, льготный кредит на обучение специалистов и при необходимости взаимодействие при работе с государственными учреждениями.

Для привлечения зарубежных BPO-компаний IT Park предоставляет:

  • оборудованный офис (первые шесть месяцев без аренды);
  • полное освобождение от всех видов налогов и таможенных платежей;
  • снижение ставки налога на доходы физических лиц до 7,5, а иностранных компаний - до пяти процентов;
  • выплату дивидендов и заработной платы зарубежным учредителям и сотрудникам в иностранной валюте от поступлений экспорта услуг;
  • помощь с подбором кадров в команду.

Среди преимуществ Узбекистана для иностранных BPO-компаний представители IT Park Uzbekistan отмечают большое количество молодых быстрообучаемых и перспективных кадров, отсутствие языковых барьеров, беспрецедентные налоговые и таможенные льготы.

Кроме того, с 1 апреля 2022 года в Узбекистане начала выдаваться IT-виза для иностранных инвесторов, резидентов IT Park и специалистов сферы (itvisa.uz). Документ позволяет беспрепятственно въезжать и пребывать на территории страны, получить вид на жительство в упрощенном порядке.

Подать заявку как BPO-компания, заинтересованная в расширении деятельности на территории Республики Узбекистан, можно через веб-сайт bpo.mitc.uz.

Участники саммита обратили внимание и на то, что, несмотря на очевидные плюсы, руководители многих компаний до сих пор опасаются использовать аутсорсинг.

На это тоже есть несколько причин. В первую очередь, конечно, бизнесменов интересует вопрос цены. Но в данном контексте важно отметить: даже если передача бизнес-процесса на аутсорсинг и приводит в некоторых случаях к росту затрат, они компенсируются повышением качества предоставляемых услуг.

Предпринимателям также часто не нравится отсутствие контроля за провайдером. Однако современные информационные технологии позволяют наладить обмен данными таким образом, что территориальное расположение исполнителя услуг не будет играть роли.

Если речь идет о бухгалтерском аутсорсинге, то владельцы предприятий опасаются отдавать на сторону конфиденциальные сведения о своем деле. Конечно, в договоре обычно отражено условие о защите информации, но для дополнительной гарантии лучше обращаться к хорошо зарекомендовавшему себя провайдеру, известному на рынке. Такая компания вряд ли будет рисковать своей репутацией. Поэтому можно смело говорить о том, что ВРО - это не просто удобно и выгодно, но и абсолютно безопасно.

*  *  *

Аутсорсинг бизнес-процессов, бесспорно, многообещающее направление. Именно на нем в современных условиях сконцентрировано внимание как крупных, так и небольших компаний.

К ВРО обращаются как медиагиганты вроде Google и Meta, привлекающие независимых экспертов, так и стартапы, которым нужна помощь с бухгалтерским учетом.

И Узбекистан, где, согласно данным Госкомстата, в 2021-м численность молодежи превысила 9,7 млн человек, имеет огромные перспективы в данном направлении. А это значит, что все больше соотечественников будут обеспечены работой. Они получат возможность приобрести опыт сотрудничества с зарубежными компаниями любого профиля. Как результат - рост отечественной экономики и уровня жизни граждан Нового Узбекистана.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».

Фото пресс-службы Министерства
по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.