Система образования входит в число важнейших подсистем общества, обеспечивающих сохранение и накопление человеческого капитала, который в свою очередь оказывает все большее воздействие на конкурентоспособность той или иной страны. В связи с этим роль образования в современном мире неуклонно растет. В то же время актуализируются проблемы, связанные с его развитием.
Универсальный подход к вложениям в социальную сферу основывается на том, что инвестиции в человеческий капитал наиболее эффективны. Большинство передовых стран мира ищут подходы к инвестиционной политике, при которой оценка результативности, факторы экономического роста, обусловленные капиталовложениями, будут достигаться посредством прироста производительной силы человека и ее влияния на изменение структуры и объема национального богатства государства. Ни одно общество не может иметь высококачественную продукцию без высококачественной базы: образование создает человеческий капитал, который в соединении с физическим и дает увеличение производительности и качества. Это было верно всегда, но вдвойне верно для глобальной, технически сложной экономики, которая наблюдается в Узбекистане, в связи с чем руководство страны уделяет столь большое внимание сфере образования.
«Без изменения школ невозможно изменить человека, общество. А школа является основой, фундаментом образования и воспитания, и учителя составляют его краеугольный камень», - подчеркнул Президент 23 августа в ходе видеоселекторного совещания по вопросам развития системы народного образования, повышения квалификации педагогов и их авторитета в обществе, духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Данное выступление стало мощным толчком для дальнейшего совершенствования сферы.
Повышение статуса учителей, улучшение инфраструктуры школ, пропаганда образования - все претворяется в жизнь. Важно отметить и то, в какой момент происходят данные реформы. Именно сейчас как никогда следует подготавливать совершенно по-новому мыслящее поколение, которое будет легко адаптироваться к вызовам и условиям современности. Ведь все страны переживают изменения, которые связаны прежде всего с внедрением инновационных технологий, меняющих характер общественных отношений. Стремительно развивающаяся цифровая составляющая бизнес-сектора и предпринимательства, а также перемены в образе жизни людей (в том числе в условиях пандемии) задают тон реформам в сфере. В этом контексте необходимо найти решение проблем, возникающих в системе образования на основе новых подходов, без потерь в качестве, опираясь на передовой зарубежный опыт.
В целях поднятия общего среднего образования на новый этап развития, подготовки конкурентоспособных кадров, лидер нашей страны поставил задачу по совершенствованию систем оценки качества методов обучения и воспитания с учетом требований передовых стандартов. Министерству народного образования поручено разработать национальную учебную программу и внедрить международные системы по оценке знаний учащихся (PISA, TIMSS, PIRLS и другие).
О том, как продвигается работа в данном направлении, в чем цель нового документа и какие результаты уже достигнуты, рассказал директор Республиканского центра образования при МНО Шухрат САТТОРОВ:
- На очередном этапе развития глобализации происходит переформатирование экономики, которая базируется на новых знаниях (knowledge based economy). Современный технологический уклад предполагает переход к био- и нанотехнологиям, искусственному интеллекту, а также особую роль вложений в человека, в систему образования нового уровня. Речь идет о новой фазе развития цивилизации - информационной. Главным становится создание и развитие системы накопления и трансляции в будущее данных, то есть системы образования.
Поэтому в школе и вузе должны учить прежде всего творческому подходу. По-настоящему современное образование включает три элемента: формирование творческой личности, обучение и воспитание. Только в этом случае в государственном аппарате и экономике все большую роль будут играть сотрудники нового типа: интеллектуальные, современные, активные работники умственного труда, желающие и способные создавать новое. Не просто исполнители - творцы.
Сегодня качественное образование становится одним из приоритетов государства. И в этом заключается причина необходимости разработки национальной программы образования - движущей силы.
Данная программа станет представлять собой пошаговую проверку опыта, систему интеграции современных технологий и традиционных подходов к работе. Как ожидается, будет полностью введена в действие к 2026-2027 учебному году.
Для обеспечения эффективности разработки, экспертизы и апробации национальной программы образования, а также постепенного внедрения ее в практику организована системная работа с высококвалифицированными специалистами, учеными, практиками-преподавателями, методистами и международными экспертами, в том числе иностранными консультантами ЮНИСЕФ и других международных организаций.
При этом может возникнуть вопрос, учтен ли в работе опыт зарубежных стран? В первую очередь хотелось бы подчеркнуть, что при осмыслении значения и цели образования в отдельных странах сказываются национальные традиции. Нам также стоит об этом помнить.
Нельзя просто повторить чей-то успешный опыт. Необходимо понять, в чем ключ к положительному итогу, и использовать в собственной практике конкретную идею в сочетании с собственными разработками.
Так, в Англии образование - своего рода перспектива социальной судьбы. В Германии и Франции в рамках обучения особенно привлекает возможность развития интеллекта. В США образование зачастую рассматривается сквозь призму прагматизма. В развитых государствах мира существуют национальные центры, занятые вопросами теории школьного образования. Прежде всего это педагогические университеты, кафедры и департаменты в университетах. Есть специальные научные педагогические исследовательские центры: Национальная академия образования (США), Национальный педагогический институт и Центр педагогической документации (Франция), Национальный институт педагогических исследований (Япония), Российская академия образования и многие другие. При разработке теории школьного образования заметны стремления объединить усилия педагогов разных стран.
Мы все это учитываем, думаем о том, какой опыт имеет потенциал стать полезным для молодых узбекистанцев: мальчиков и девочек, которые пока только учатся в школе, но в обозримом будущем станут фундаментом для построения более современной, улучшенной версии Отечества.
На данном этапе современные национальные образовательные стандарты, учебные планы и литература всесторонне изучаются путем полного их пересмотра и сравнения с передовыми эквивалентами зарубежных стран. При разработке учебных программ на основе передового опыта учитываются требования и методология общепринятых международных оценочных программ в дополнение к опыту таких государств, как Сингапур, Корея, США и Япония.
Что касается компонентов национальной учебной программы, то, как говорилось выше, их шесть. Это образовательные программы, методика преподавания и концепции общеобразовательных наук, квалификационные требования к общему среднему образованию, учебный план общего среднего образования и система оценки.
Также документ включит шесть глав, в которых будут описаны общие положения, цели и задачи программы, механизмы ее реализации, приоритетные направления развития Республики Узбекистан в области общеобразовательных наук, требования к учебно-методическим пособиям, а также ожидаемые результаты от принятия программы.
Чем данная программа будет отличаться от других имеющихся? Традиционно считается, что школа должна давать знания, основы наук по математике, физике, истории, другим предметам, делая человека образованным. Это идеал классической школы. Однако многое изменилось: мы наблюдаем лавинообразный рост количества информации, изобретений и научных открытий. Конечно, появляются новые задачи в отечественном образовании. И среди наиболее важных - пересмотр учебных программ с точки зрения перевода их на инновационные рельсы.
Именно об этом говорил Президент Шавкат Мирзиёев 17 июля 2018-го на совещании, посвященном вопросам реформирования и развития системы общего среднего образования: «…исходя из того, какие навыки будет получать учащийся в каждом классе, нужно пересмотреть государственные образовательные стандарты и учебные планы. Предстоит создать и издать учебники на основе самых современных методик, усилить в школах такие направления, как технологии, основы инженерии, математика, искусство, иностранные языки, переоснастить предметные лаборатории. Следует также уделить внимание обеспечению преемственности систем дошкольного и высшего образования».
Тогда же, говоря о приоритетных направлениях школы, наряду с математикой, иностранными языками, технологиями и основами инженерии, лидер страны упомянул искусство. Это неудивительно: школьники таких развитых стран, как Япония и Южная Корея, обучаются разным видам искусства на протяжении всех ступеней образования, а не только в начальной школе, как у нас.
Это тоже учитывается, ведь приобщение к творчеству формирует такие когнитивные качества, как воображение и интуиция, лежащие в основе творческого и креативного мышления. Именно хорошая чувственность плюс развитый интеллект дают вкупе тот симбиоз, который способен максимально реализовать творческий потенциал личности.
Таким образом, национальная учебная программа представляет собой документ из шести компонентов, который разрабатывается системно и целостно, охватывая самые разные направления.