Осуществляемые в нашей стране реформы по обеспечению верховенства закона и укреплению законности имеют свои результаты, в том числе и в сфере борьбы с коррупцией. Утверждены Государственная программа по противодействию коррупции на 2019-2020 годы, обновленный состав Республиканской межведомственной комиссии. И как результат - улучшение позиции Узбекистана по международным антикоррупционным рейтингам, скажем, в индексе восприятия коррупции международной организации Transparency International и индексе приоритетности закона Всемирного проекта юстиции.
Среди принимаемых в нашей стране мер - совершенствование механизмов обеспечения защиты прав и интересов граждан, а также совершенствование системы оценки коррупционных рисков в деятельности государственных органов; содействие в открытости деятельности государственных органов; развитие общественного и парламентского контроля, реформирование правовых основ деятельности правоохранительных и судебных органов; внедрение стандартов добропорядочности; осуществление проекта «Сферы без коррупции» и другие.
Одним из основных инструментов устранения причин и условий коррупции является также повышение правового сознания и культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции. Осознание того, что каждый из нас ответствен за уровень развития и благополучия общества, будет иметь результат в виде повышения эффективности системы противодействия коррупции, создания необходимых условий для дальнейшего роста экономики, доверия инвесторов и благоприятного делового климата.
Между тем стремительное развитие общества и государства в новых условиях порою свидетельствует о жизнеустойчивости коррупции, проявления новых форм, проникновения в разные сферы деятельности государства. Перед нами стоят задачи по коренному повышению эффективности борьбы с коррупцией, осуществление системного подхода. Именно эти цели преследует Указ Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан», принятый 29 июня этого года.
Данный Указ ознаменовал новый этап в системном подходе к вопросам предупреждения и противодействия коррупции, принятию мер по искоренению коррупциогенных факторов во всех сферах государственного и общественного строительства в нашей стране. Впервые образуется Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан, которое будет ответственным за формирование и реализацию государственной политики в сфере предупреждения и противодействия коррупции. Среди обозначенных целей деятельности нового органа следует назвать и такие, как обеспечение эффективности взаимодействия государственных органов, средств массовой информации, институтов гражданского общества и иных представителей негосударственного сектора, а также международное сотрудничество в данной сфере.
Органы со схожими задачами и функциями функционируют в таких странах, как Сингапур (Бюро по расследованию коррумпированной деятельности), Индия (Центральный комитет бдительности), Франция (Антикоррупционное агентство), Словения (Комиссия по предотвращению коррупции), Румыния (Национальное антикоррупционное управление), Азербайджан (Комиссия по борьбе с коррупцией), Грузия (Антикоррупционный совет при Министерстве юстиции Грузии), Армения (Совет по антикоррупционной политике), Республика Корея (Комиссия по борьбе с коррупцией и защите гражданских прав) и в ряде других стран.
Это свидетельствует о том, что коррупционные проявления наблюдаются во всем мире. И признание этого факта уже является шагом на пути противодействия коррупции.
Создание соответствующего агентства в нашей стране будет способствовать реализации комплексного подхода к предупреждению и противодействию коррупции.
Для обеспечения эффективной деятельности и внедрения действенного механизма следует осуществить ряд следующих мер:
- Разработка и принятие закона об Агентстве по противодействию коррупции Республики Узбекистан, в котором наряду с целями и задачами должны быть обозначены приоритеты деятельности данного органа. Особое внимание следует обратить на определение места агентства в системе других органов, осуществляющих деятельность по предупреждению и противодействию коррупции.
- Обеспечение независимости агентства. Нормы закона должны предусматривать и гарантировать функционирование этого органа вне какого-либо влияния. Только в этом случае деятельность будет эффективной и вызывать доверие общественности. В числе гарантий необходимо предусмотреть и конкретную регламентацию оснований увольнения сотрудников агентства: перечень должен быть минимальным и исключающим какое-либо давление и вмешательство.
- Информационное, материально-техническое и организационное обеспечение агентства:
- высокоскоростной и безопасный интернет;
- система безопасности и защиты информации;
- доступ к информационным
- ресурсам и базам;
- высококвалифицированные кадры.
- Определение функций и компетенций. Анализ содержания и особенностей распределения функций по предупреждению и противодействию коррупции в разных странах свидетельствует об актуальности и важности данного вопроса, особенно при определении конкретных полномочий для выполнения возложенных на агентство задач. Следует обратить внимание и на взаимодействие в этом вопросе с другими органами, осуществляющими деятельность по предупреждению и противодействию коррупции и исключение дублирующих функций. При этом необходимо предусмотреть обязательность выполнения поручений агентства, а также ответственность за невыполнение.
Справка. Несмотря на то, что в Конвенции ООН против коррупции и других международных соглашениях не предусмотрена приоритетная модель распределения антикоррупционных функций, в большинстве стран за борьбу отвечает один конкретный орган. При этом из 171 такого органа 108 наделены полномочиями по расследованию, а 63 - выполняют только функции по предупреждению коррупции, включая информирование и образование.
- Подотчетность как гарантия законности. Обозначение подотчетности как принципа деятельности агентства будет способствовать достижению такой задачи, как обеспечение прозрачности и открытости работы по предупреждению коррупции. В этих целях на агентство возлагается обязанность по ежегодной подготовке Национального доклада о противодействии коррупции в Республике Узбекистан, подлежащий публикации в СМИ и рассмотрению Президентом и парламентом. В качестве формы контроля будет выступать и обязательство по взаимодействию со СМИ, институтами гражданского общества и иными представителями негосударственного сектора, что считается элементом системы сдержек и противовесов.
- Оценка эффективности деятельности. Должны быть разработаны критерии оценки эффективности деятельности нового органа. Такой показатель выполнения возложенных на агентство задач будет определять направления дальнейшего совершенствования. Результаты оценки могут оказать содействие в разработке мер и образовательных программ, в том числе и по повышению квалификации сотрудников агентства.
- Образовательный элемент. Это своего рода основа в системе предупреждения и противодействия коррупции. Образование должно охватывать все категории, иметь как общую, так и специальную направленность в зависимости от адресатов: население, госорганы в целом, специальные государственные органы системы предупреждения и противодействия коррупции, будущие и настоящие кадры для указанной системы (студенты вузов и непосредственно сами сотрудники системы, агентства), ННО и СМИ.
Так, 30 июня на видеоселекторном совещании по вопросам обеспечения правосудия и противодействия коррупции Президентом страны были обозначены задачи по внедрению нового самостоятельного учебного модуля, образованию специальной кафедры, специализации магистратуры по вопросам противодействия коррупции в Академии государственного управления и Ташкентском государственном юридическом университете.
Стоит отметить, что уже сегодня в проектах учебных планов университета во исполнение обозначенных главой страны задач предусмотрены такие дисциплины, как противодействие коррупции и комплаенс; расследование коррупционных преступлений, квалификация коррупционных и экономических преступлений; расследование преступлений, связанных с отмыванием преступных доходов.
Не стоит ждать быстрых результатов. Это тяжелая и кропотливая работа. И процесс становления агентства как независимого и эффективного органа будет требовать определенного времени и задействования лучших профессиональных кадров. Главное - осознание и верное движение на пути предупреждения и противодействия коррупции, где точкой опоры является взаимодействие всех органов государственной власти и институтов гражданского общества.
Умида Тухташева.
Декан факультета Ташкентского государственного
юридического университета, доктор юридических наук,
профессор.