Новый опыт, новые впечатления

    Образование 1 июня 2023 1242

    Мое пребывание в Ургенче длилось с 1 по 31 мая. Хотя это мой первый визит в Узбекистан, этот месяц был чрезвычайно насыщен новым опытом и впечатлениями.

    Работа в Ургенчском государственном университете имела две цели: преподавание курса «Социология образования» для третьего курса бакалавриата психологии (русская группа). Вторая связана с научно-исследовательской работой и деятельностью по противодействию коррупции.

    Чтобы курс был полезен и интересен

    Имею более чем 25-летний опыт преподавания: в школе, колледже, но основная работа связана с преподаванием в Удмуртском государственном университете. Согласно Меморандуму о сотрудничестве в сфере науки и образования между Ургенчским государственным универститетом (Узбекистан) и Удмуртским государственным университетом (Россия) вузы двух стран наладили тесное сотрудничество, в рамках которого ведется совместная образовательная, научная и иная деятельность. Наши преподаватели, которые уже работали в Ургенче, высказывали восторженные отзывы о вузе, городе и стране в целом. Теперь понимаю почему.

    У меня большой международный опыт: стажировки в вузах США, Польши, Латвии, Германии, Швеции, Латвии. Все были связаны с исследовательской работой, а не с преподаванием. Как правило, проводила гостевые лекции либо выступала на исследовательских семинарах и конференциях.

    С преподаванием в зарубежном вузе столкнулась впервые, поэтому волновалась. Ответственно готовилась к занятиям. Несмотря на то, что курс «Социология образования» преподаю с 1999-го, внесла в него много изменений. Важно было отразить как глобальные тенденции в развитии образования, так и национальные особенности, позволяющие студентам сравнить социальные процессы, происходящие в системе образования Узбекистана и России. Включила в изучение методик исследования образования материалы и из области психологии, рассказала студентам об их возможностях.

    Заведующая кафедрой педагогики и психологии УрГУ Бахтигул Нуруллаева и сотрудники кафедры оказали теплый прием, помогли освоиться на рабочем месте.

    Успех преподавателя в первую очередь зависит от студентов. С моей группой будущих психологов чувствовала себя комфортно. С самого начала пыталась узнать интересы юношей и девушек, жизненные планы и потребности, особенно связанные со сферой образования. С учетом этого пыталась модернизировать содержание занятий. Имея большой опыт проведения исследований в сфере образования, включала их результаты в содержание теоретических лекций, иллюстрировала примерами из реальной образовательной практики.

    Общались на разные темы. Студентам было интересно узнать об образовании и жизни в России, в свою очередь получала от них информацию об Узбекистане.

    Важная задача курса - формирование у студентов навыков проведения исследований в образовании, как социологических, так и психолого-педагогических. Как социолог иногда использую психологические методики при проведении опросов. В рамках курса было важно показать студентам, что сочетание социологических и психологических методов может позволить психологу и педагогу делать выводы не только на индивидуальном и групповом уровне, но и на уровне отдельных сфер жизни и социальных институтов. Также осваивали некоторые цифровые инструменты и онлайн-платформы для проведения исследований и психолого-педагогической деятельности. Судя по отзывам молодежи, курс был для них полезен и интересен.

    Хочется отразить и проблемы, с которыми столкнулась. Например, не всегда удавалось удерживать внимание аудитории (с подобной ситуацией редко сталкивалась в своем вузе). Как социолог и педагог объясняю это тем, что, возможно, не все темы интересны для слушателей или материал перегружен теоретически. Поэтому включала интерактивные методы, вовлекала ребят в общение на темы их непосредственных интересов и практик, а также обычаев и традиций. Преподавателю важно уметь связать простые жизненные вопросы с целями обучения, что непросто. Не отрицаю возможные социокультурные препятствия, то, что некоторые термины непонятны. Благодарна студентам за интерес к курсу и надеюсь на его будущую полезность.

    Отмечу онлайн-платформу для обучения HEMIS, которая позволяет сочетать различные цели обучения: вести электронный журнал, размещать ресурсы для студентов, отмечать выполнение занятий по каждой теме, что обеспечивает прозрачность и комфортность обучения и взаимодействия со студентами. Данная система объединяет все вузы страны и курируется Министерством высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан. Посредством этой платформы преодолеваются бюрократические барьеры и бумажная волокита. Она также формирует ответственность у студентов и преподавателей, способствует предотвращению нарушений и нечестных практик.

    От антикоррупционной политики - к академической честности

    Участие в научно-исследовательской и антикоррупционной деятельности - вторая важная задача моего пребывания в Узбекистане. Общение с начальником отдела управления системой комплаенс-контроля по антикоррупционной деятельности УрГУ Хасият Шиховой длится почти год. Началось все с общего интереса к проблемам борьбы с коррупцией в образовании и академической этики. Имею международный опыт исследований в этих сферах и ряд публикаций. Вместе с Х. Шиховой и Б. Нуруллаевой планируем провести исследование восприятия узбекскистанскими студентами проблем коррупции и академической этики. Исследование преследует две цели: научную и практическую. Научная состоит в поиске социальных, психологических и институциональных факторов коррупции, а практическая - в выработке оптимальной стратегии антикоррупционной политики и развитии академической честности в университете.

    Совместная работа над анкетой (разработка, перевод, обсуждение) велась одновременно с проведением занятий на тему «Коррупция и академическая этика в высшем образовании». Это часть работы, которую ведет отдел управления системой комплаенс-контроля по антикоррупционной и просветительской деятельности относительно формирования антикоррупционных ценностей и развития академической этики в вузе.

    Просветительские занятия для студентов УрГУ включали, во-первых, результаты моих исследований коррупции в системе высшего образования и академической этики, проведенных как в России, так и в других странах. Во-вторых, рекомендации по предотвращению нечестных практик и прежде всего плагиата. Поделилась международным опытом борьбы с нарушениями в системе высшего образования (шпаргалки, использование электронных устройств, плагиат), в том числе более серьезные - взятки, написание работ за деньги, фальсификация данных и другие.

    Провела семь таких занятий на английском и русском языках для студентов разных направлений и уровней обучения. В каждом участвовали Хасият Шихова и сотрудник отдела управления системой «комплаенс-контроля» по антикоррупционной деятельности Бахром Одамов. Получилась крепкая слаженная команда по «прививке от коррупции».

    Президент Шавкат Мирзиёев в 2020-м в разгар эпидемии COVID-19 сказал: «Пока в борьбу с коррупцией не будут вовлечены все слои населения, лучшие специалисты, пока все наше общество не будет, образно говоря, привито «вакциной честности», мы не сможем достичь поставленных целей».

    Руководство университета подхватило эту идею, вследствие чего деятельность отдела управления системой комплаенс-контроля по антикоррупционной деятельности направлена не только на контроль, но и на предотвращение коррупционных и нечестных практик путем просвещения и формирования у студентов и сотрудников чувства нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

    Согласно международному опыту, первый фактор успешной борьбы с коррупцией - политическая воля руководства. Важно, чтобы антикоррупционные инициативы исходили от высших эшелонов власти и активно поддерживались и внедрялись во всех сферах и институтах общества.

    Руководство университета поддерживает эти инициативы, поскольку формирование системы академической добросовестности нуждается в долгой системной работе. Следует не просто изменить нормы, разработать законы и процедуры, а обеспечить понимание и принятие данных норм всеми участниками образовательного процесса. Для этого необходимо постоянно обновлять формы работы и создавать устойчивые практики и институты, не только контролирующие, но и поддерживающие.

    Надеюсь, что занятия со студентами, наша совместная работа с отделом дадут хорошие результаты в этом направлении.

    ***

    Впечатлили современный кампус университета, комфортная и многофункциональная территория, современное оборудование и, главное, люди, которые всегда готовы помочь и поддержать. Рада, что приняла участие в развитии сотрудничества между вузами двух стран.

    Надеюсь на продолжение работы с УрГУ как в рамках преподавательской, так и исследовательской деятельности.

    Марина Макарова.

    Доктор социологических наук, доцент,

    профессор кафедры социологии

    Удмуртского государственного университета.