Новый Узбекистан: достижение успехов и высоких рубежей

    Страна в фокусе 25 августа 2021 5662

    1 сентября народ Узбекистана отметит национальный праздник -  День Независимости. Обретение суверенитета и государственности  в корне изменило жизнь и сознание граждан, стало основополагающим фактором на пути независимого развития и прогресса. Сегодня наша страна вступила на новый этап политических, экономических, социальных реформ, инициатором и духовным вдохновителем которых стал Президент Шавкат Мирзиёев.

    В интервью, опубликованном в газете «Янги Узбекистон», лидер страны особо подчеркнул: «Новый Узбекистан - это государство, главной целью которого является обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом».

    Мы являемся очевидцами и активными участниками широкомасштабных изменений, которые охватывают все сферы государственной и общественной жизни. Последовательно реализуется Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, цели которой - углубление демократических реформ, обеспечение мира, стабильности, укрепление экономической мощи страны и создание достойных условий жизни народа.

    Отвечая вызовам современности, в условиях глобализирующегося и конкурирующего мира процессы реформирования носят долгосрочный характер и нацелены на обеспечение модернизации и обновления Узбекистана на основе повсеместного внедрения демократических и рыночных методов управления, а также передовых достижений науки и высоких технологий.

    Высшей целью развития узбекистанского общества руководство страны определило повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина, обеспечение безопасности и социальной справедливости, создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народа Узбекистана, сохраняемых исторических и национально-культурных традиций.

    На современном этапе развития государства и общества особую актуальность приобретает проведение социологических исследований, опросов, направленных на выявление общественного мнения и отношения граждан к происходящим преобразованиям и изменениям, оценки населением принимаемых руководством страны решений.

    Накануне празднования 30-летия Независимости Республики Узбекистан РЦИОМ «Ижтимоий фикр» провел комп­лексное социологическое исследование, в котором выявлено мнение узбекистанцев о важнейших достижениях периода суверенитета, о процессах обновления и реформирования страны, осуществляемых под руководством Президента Шавката Мирзиёева и направленных на обеспечение верховенства закона и надежную защиту прав и свобод граждан, повышение качества и эффективности системы государственного и общественного управления, либерализацию и развитие экономики, комплексное социально-экономическое развитие регионов и повышение благосостояния граждан.

    Анализ результатов опроса свидетельствует о том, что происходящие в стране преобразования в политической и социально-экономической сфере, стремление страны к интеграции с международным сообществом в области экономического и гуманитарного сотрудничества и безопасности вселяют оптимизм и уверенность узбекистанцев в будущем республики как сильного, динамично развивающегося, конкурентоспособного, имеющего международный авторитет и огромный потенциал государства.

    Респонденты отмечают: принятые системные и комплексные реформы способствуют динамичному развитию страны во всех направлениях - от создания высокотехнологичных предприятий до реставрации исторических памятников архитектуры, что является наглядным признаком обновления и развития государства.

    Участники опроса, высказывая точку зрения о происходящем системном обновлении во всех сферах жизни общества, выделили в первую очередь кардинальные изменения в плане взаимодействия власти с народом. Население позитивно оценило инициативу Президента по формированию в стране принципиально новой политической культуры, основанной на открытости, готовности в диалоге с народом обсуждать злободневные проблемы, существующие в обществе, и принимать меры по их решению.

    Формированию новой политической культуры в стране способствует тот факт, что сегодня к управлению государством приходят в подавляющем большинстве молодые, перспективные, амбициозные технократы. Представители молодого поколения госслужащих активно общаются в социальных сетях, не боятся говорить о проблемах, разбираются в напряженных ситуациях на месте, дают интервью и местным, и иностранным СМИ.

    Участники опроса считают важным достижением независимости усилия, которые предпринимаются в респуб­лике по развитию гражданского общества и гражданской активности населения. Одобрительную оценку населения вызвало создание Виртуальной и Народных приемных Президента Республики Узбекистан, работа которых с обращениями граждан позволяет выявить системные ошибки, допущенные властью в ходе проведения реформ, проанализировать эффективность деятельности органов государственной власти и управления, а также способствует повышению ответственности исполнительной власти и должностных лиц перед гражданами.

    В последние годы в обществе растет запрос на непосредственное участие в жизни страны. Респонденты констатируют: в настоящее время население реально участвует в процессе принятия решений, обсуждении основных направлений реформ. Рассмотрение важнейших программных документов, законопроектов и законодательных актов происходит в ходе открытого демократического обсуждения в онлайн- и офлайн-форматах при непосредственном участии общественных институтов, экспертов, рядовых граждан, что демонстрирует их активную гражданскую позицию, стремление участвовать в решении важнейших социальных и политических вопросов.

    Граждане полагают: дальнейшее усиление роли институтов гражданского общества и совершенствование практических механизмов социального парт­нерства, обеспечение эффективного конструктивного диалога исполнительной власти с институтами гражданского общества, расширение полномочий ННО в процессе разработки и принятия стратегических решений консолидируют усилия государства и общества при выработке долгосрочных приоритетов общественного развития.

    Неоспоримым достижением независимости, особенно периода 2016-2021 годов, по мнению респондентов, является отношение в обществе к СМИ. В настоящее время местные и зарубежные журналисты свободно освещают события реальной общественно-политической жизни страны. Для защиты их интересов созданы Агентство информации и массовых коммуникаций при Админист­рации Президента Республики Узбекистан и Общественный фонд поддержки и развития национальных масс-медиа.

    Сегодня в узбекистанских СМИ освещаются такие злободневные проблемы, как нарушение прав человека, коррупция, халатность чиновников. Свобода СМИ заставляет органы исполнительной власти реагировать на происходящие события, что в конечном итоге делает общество более требовательным.

    Реформирование политической системы в стране осуществляется параллельно с построением новой модели экономики, базирующейся на реальных рыночных принципах.

    Меры, направленные на либерализацию и структурные преобразования экономики, большинство граждан оценивают как эффективные. Выделяют в качестве основных позитивных решений, повлиявших на социально-экономическое положение страны, следующее: унификацию обменных курсов, обеспечение законности валютных операций, реформирование банковского сектора, упрощение системы налогообложения, улучшение деловой среды, ликвидацию административных барьеров для иностранных инвесторов, развитие инвес­тиционных программ.

    Вполне закономерно, что в результате масштабных экономических реформ Узбекистан уже стал признанным лидером региона по инвестиционной привлекательности. Его показатели, отражающие объемы иностранных инвестиций и деловой климат в авторитетных мировых рейтингах, существенно улучшаются.

    Как показывают исследования, респонденты лично ощущают позитивное влияние социально-экономических реформ на материальное положение своих семей, констатируя: их финансовый достаток возрос или остался на прежнем уровне. Рост доходов узбекистанцев происходит в основном за счет увеличения заработной платы, пенсий и социальных пособий, доходов от предпринимательской, фермерской деятельности. Характерно, что мониторингом общественного мнения выявлена позитивная тенденция роста числа граждан, указавших на улучшение своего материального статуса и жилищно-бытовых условий жизни за последний год.

    Постоянное регулирование социальной политики - важный аспект этапа формирования демократического правового государства, поскольку конечная цель социальных реформ - рост благосостояния населения. Поэтому дальнейшее повышение уровня жизни людей - приоритет в ходе осуществляемых в стране структурных преобразований.

    Каждый второй респондент позитивно оценивает принятие мер по совершенствованию системы социальной защиты населения, которая ведется по следующим направлениям: оказание материальной и финансовой помощи многодетным семьям, малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения, в том числе лицам с инвалидностью; обеспечение граждан доступным жильем; улучшение снабжения питьевой водой; строительство и ремонт систем водоснабжения, ремонт дорог, электросетей и газопроводов; реконструкция и ремонт детских садов, школ, медицинских, спортивных, культурных учреждений.

    Безусловно, негативно на макроэкономических показателях страны и доходах населения сказался пандемийный 2020 год, когда государство было вынуждено ввести карантинные меры по рекомендации ВОЗ для противодействия распространению COVID-19.

    Руководство страны своевременно приняло оперативные меры для минимизации последствий, вызванных введением карантина. Так, уже 19 марта 2020 года вышел Указ Президента «О перво­очередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений», направленный на поддержание макроэкономической стабильности, действенной социальной поддержки населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции, недопущение резкого снижения доходов населения страны.

    Респонденты обращают внимание на то, что с 2021 года в законодательстве Узбекистана появились понятия «прожиточный минимум» и «минимальная потребительская корзина», что предус­мотрено Указом Президента «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности» от 26 марта 2020 года. Также осуществлен предварительный расчет минимальных потребительских расходов (МПР) в Узбеки­стане, которые будут использоваться для определения черты бедности.

    По мнению респондентов, бедная часть населения не способствует развитию общества, поскольку не может воспользоваться преимуществами быстрого экономического роста, характерного для страны, из-за ограниченного доступа к основным рынкам. Тем не менее, если граждане по основным параметрам попадают в группу населения, классифицированную правительством как уязвимую, государство гарантирует им бесплатное среднее образование, базовый пакет медицинских услуг, специализированную помощь, пособия для малоимущих семей.

    В данном контексте такой вопрос социальной политики, как обеспечение достойных условий жизни для населения, - среди приоритетных.

    Характерно, что участники опроса в качестве важного достижения за последние годы, обусловленного социально-­экономическим развитием страны, отметили разворачивание масштабного жилищного строительства, благоустройство сельской местности, строительство и реконструкцию дорог, учреждений социального назначения, улучшение условий жизни сельского населения, выделение льготного жилья для мало­обеспеченных семей.

    Приоритетом осуществляемых реформ является обеспечение качественного образования подрастающего поколения на всех уровнях, которое служит ресурсом инновационного развития страны, что весьма позитивно воспринимается нашим обществом.

    Реформирование сферы образования в республике происходит непрерывно. С 2021 года максимальный охват высшим образованием будет достигаться не за счет повышения объемов платно-контрактного обучения, а благодаря увеличению бюджетных мест. По предложению Президента в два раза выросли доли государственных грантов на поступление в вузы. Реформа образования сопровождается поэтапным повышением зарплат учителей средних школ и преподавателей вузов. На основе зарубежного опыта совершенствуются стандарты высшего образования, пересматриваются его направления и структура изучаемых дисциплин.

    Конечная цель реформ в сфере образования - создание условий, при которых знания и творческий потенциал работников станут базисом эффективной экономики, без чего невозможен технический и экономический прогресс вне зависимости от объемов средств, инвестированных в основное производство.

    Избранный страной курс на построение Нового Узбекистана, обеспечение ускоренного развития государства предполагает и осуществление назревших кардинальных перемен в существующей судебно-правовой системе. Необходимость проведения дальнейших реформ в сфере обусловлена, по мнению граждан, прежде всего тем, что судебная власть должна обрести подлинную независимость и соответствовать процессам модернизации и либерализации, происходящим в обществе, а также основным постулатам международного права.

    В 2017-2019 годах судебно-правовая система в республике была пересмот­рена, проведена масштабная реформа органов внутренних дел, цель которой - обеспечение гарантий защиты прав и свобод граждан, их законных интересов. Осуществляемые судебно-правовые преобразования опираются на такие конституционные принципы, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека, равенство граждан перед законом, гуманизм, презумпция невиновности.

    В данной структуре появился новый институт - Высший судейский совет Республики Узбекистан, оказывающий содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти. Укреплены основы конституционного правосудия, что послужило важнейшим средством защиты прав граждан.

    Заметно увеличилось количество оправдательных приговоров, принимаются меры, направленные на обеспечение независимости судей и усиление контроля над действиями органов исполнительной власти и правопорядка. Участники опроса считают, что правовая реформа способствовала усилению защиты прав малого бизнеса и частного предпринимательства, расширила полномочия правозащитных организаций, ННО в деятельности по обеспечению прав и законных интересов граждан.

    Респонденты полагают, что обновленная судебно-правовая система превратится в мощный инструмент противодействия коррупции в стране, что свидетельствует об одобрении населением искоренения подобных преступлений.

    Внушительны достижения Узбекистана и в области внешнеполитических отношений. По мнению участников опроса, обретение республикой независимости и суверенитета позволило республике успешно интегрироваться в мировое сообщество и установить взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья.

    Обращается внимание и на региональную взаимосвязанность государств Центральной и Южной Азии по историческим, научным, литературным, религиозным, цивилизационным критериям.

    Для современной внешнеполитической стратегии Узбекистана характерны прагматизм и проведение глубоко продуманной внешней политики. Важным принципом современной внешнеполитической стратегии становится экономизация международного сотрудничества страны, то есть усиление экономических компонентов во внешних отношениях в целях обеспечения полноценной интеграции в структуру мирохозяйственных связей.

    Рациональный интерес у респондентов вызывает активное взаимодействие Узбекистана с международными политическими и экономическими структурами, поскольку расширение такого сотрудничества на недискриминационной основе стало одной из основных черт новой внешней политики страны с началом очередного этапа реформ.

    Узбекистан придает особое значение развитию активного сотрудничества с международными организациями: ООН и ее институтами, ШОС, ОБСЕ, ОИС, Тюркским советом и другими.

    Осуществляемые в республике преобразования способствуют наращиванию экспортного потенциала, в связи с чем Узбекистан заинтересован в более широком выводе своих товаров на международные рынки. Именно поэтому в 2021 году возобновлена деятельность по вступлению страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Стратегическая цель Узбекистана - получение и использование преимуществ, которые дает членство в ВТО. Однако принятие обязательств в рамках этой организации, по мнению большинства респондентов, должно происходить с учетом необходимости защиты национальных интересов.

    Отмечается прямая взаимосвязь между новой внешней политикой и развитием туризма в Узбекистане. Как известно, туризм является одним из ведущих секторов мировой экономики. В нашей стране сегодня уделяется особое внимание модернизации туристической индустрии, разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы для устойчивого развития отрасли, организации обслуживания зарубежных гостей в соответствии с международными стандартами.

    По оценкам респондентов, важнейшие достижения независимости - создание базиса для сохранения межнационального и межконфессионального согласия в стране, осуществление глубоко продуманной национальной политики в соответствии с положениями Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, направленной на упрочение общегражданского и межнационального единства узбекистанцев, сохранение этнокультурной индивидуальности народов Узбекистана, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, гармонизацию общественных и государственных интересов.

    Граждане Узбекистана дали положительную оценку мерам по поддержанию согласия и спокойствия, общегражданского и межнационального единства в республике, отмечая, что это стало этической нормой, неотъемлемой частью общей культуры страны. Государственная политика в области межнациональных отношений, по мнению респондентов, является эффективной, способствующей интеграции представителей различных этносов в многонациональное и многоконфессиональное общество, предотвращающее возникновение конфликтов на национальной почве.

    Проведенные центром опросы свидетельствуют: проводимая под руководством Президента страны политика, направленная на социальную и экономическую модернизацию государства, воспринимается гражданами респуб­лики как свидетельство перехода курса от национального возрождения к нацио­нальному прогрессу, становлению Нового Узбекистана.

    Идеи создания фундамента Третьего Ренессанса и Нового Узбекистана близки и понятны каждому узбекистанцу, они сплотили общество, весь народ для решения главных задач. Это рост и развитие страны во всех сферах, построение новой жизни и вхождение республики в число развитых государств мира, преодоление социального неравенства, борьба с бедностью и повышение благосостояния народа.

    Полученные данные социологических опросов позволяют говорить об устойчивой в общественном сознании оценке Дня Независимости Республики Узбеки­стан как патриотического праздника. По мнению респондентов, эта знаменательная дата - символ проявления любви к Родине, демонстрация многонационального единства узбекистанцев, нацио­нальной гордости за то, что с каждым годом страна делает успехи на пути своего развития, становясь серьезным игроком на международной арене.

    В целом проводимые опросы показывают: осуществляемые под руководством Президента страны политические, экономические, социальные реформы, в центре внимания которых решение актуальных проблем, затрагивающих интересы каждого гражданина, все более укрепляют веру узбекистанцев в то, что республика достигнет высоких результатов на пути демократического развития, обеспечения мира, стабильности, укрепления экономики и создания достойных условий жизни для граждан.

    Полученные результаты - показатель всесторонней поддержки народом Узбекистана государственной политики лидера страны и того, что выбранная стратегия развития полностью себя оправдывает и является прочным фундаментом для достижения новых успехов и высоких рубежей.

    Нигина Рахимова.
    Директор Республиканского центра изучения
    общественного мнения «Ижтимоий фикр».

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates