Восточный Ренессанс и Центральная Азия
Сегодня в стране большое внимание уделяется совершенствованию учебно-воспитательной сферы, особенно всесторонней поддержке представителей науки и просвещения. Почитается интеллектуальное богатство, что непосредственно связано с историей, характером, менталитетом, вековыми ценностями и мечтами нашего народа. И здесь немаловажна твердая убежденность, можно сказать, жизненный принцип Президента - «Самое большое богатство в мире - это знания и профессия, полученные в молодости».
Обратимся к историческим примерам.
Наш великий предок Абу Али ибн Сино выучил Коран наизусть в четыре года. Один из величайших ученых мира и создатель науки о хадисах Имам Бухари исправил ошибку в трудах своего наставника ад-Дохили в возрасте 11 лет. Великий поэт и мыслитель Алишер Навои начал писать стихи в шесть лет и выучил наизусть «Мантик ут-тайр» («Язык птиц») Фаридиддина Аттара. Поэт и правитель Захириддин Мухаммад Бабур взошел на трон в возрасте 12 лет.
Почему наши предки стали такими признанными в мире зрелыми учеными, поэтами, мыслителями и просветителями - словом, великими людьми? Это прежде всего потому, что они посвятили свои умы и силы образованию, науке, беспрерывно пополняли знания. Что еще более важно, просвещение наших предков было, так сказать, «здоровым». Они не только наслаждались сливками двух эпох Ренессанса, но и внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации, науки, культуры и искусства.
Что такое ренессанс?
«Ренессанс» (renaître) - французское слово, которое означает возродиться, родиться заново. Узбекское понятие «Уйгониш даври» («эпоха Возрождения») - синоним данного термина.
Главные признаки Ренессанса проявляются в уходе от догматизма, невежества и фанатизма в мышлении и науке, прославлении человека, раскрытии таланта и возможностей умственной деятельности, горячем воспевании мелодии жизни и мирской красоты в литературе и искусстве, борьбе за свободы человека.
В результате создаются великолепные произведения искусства, демонстрирующие силу творчества и мышления, строятся великолепные архитектурные сооружения и развивается наука.
Центрально-Азиатский регион, в том числе территория современного Узбекистана, существовал в истории как древняя колыбель науки, культуры и искусства. Информация об этом также имеется в доисламских источниках. В частности, в «Авесте» выдвинуты передовые для того времени идеи о духовной среде, науке, образовании и воспитании, государственно-правовых институтах. Можно констатировать, что регион сыграл важную роль в мировом Ренессансе, ведь зороастрийское или авестийское право на тысячелетие предвосхищало развитие римского права.
Территории Узбекистана исторически расположены в точке пересечения центра Великого шелкового пути и его ответвлений. Поэтому люди из разных стран Востока и мира, желающие получить знания, всегда стремились к древним культурным центрам, таким как Самарканд, Бухара, Хорезм, Насаф (Карши), Кеш (Шахрисабз), Ташкент, Фергана. В этих регионах учебные заведения - медресе, действующие с древнейших времен, находились в статусе высших учебных заведений своего времени, то есть университетов.
Первый Восточный Ренессанс
Первый период Восточного Ренессанса в нашем регионе - это Мусульманский Ренессанс в IX-XII веках. Именно тогда появились великие ученые, обладатели энциклопедических знаний, известные мыслители. Огромный и неоценимый вклад в развитие точных наук внесли Мухаммад Хорезми, Абу Али ибн Сино, Абу Бакр Рази, Абу Райхан Беруни, Ахмад Фергани. Великие произведения Имама Бухари, Хакима Термизи, Бурханиддина Маргинани, Абу Мансура Матуриди, Абу Бакра аш-Шоши, Махмуда Замахшари и других признанных в мире наших предков неимоверно обогатили сокровищницу человеческого мышления, подняли на качественно новый уровень исламское или мусульманское право.
Согласно историческим источникам, к концу X века в Самарканде насчитывалось 17 медресе. Наряду с исламским учением в них преподавались светские науки. В свое время в Самарканде учился Омар Хайям, известный не только как поэт, но и философ и астроном.
Второй Восточный Ренессанс
Второй период Восточного Ренессанса - Темуридский Ренессанс в XIV-XVI веках. Несравнимы роль и значение великой империи, созданной Амиром Темуром: великий Сахибкиран собрал в Самарканде - столице своей империи - ученых, писателей, архитекторов и ремесленников из разных регионов мира. Он поощрял науку, просвещение и профессии.
Его внук Мирзо Улугбек - выдающийся математик, астроном, просветитель и поэт, ученый-энциклопедист основал одну из важнейших обсерваторий, построил богатую библиотеку, создал Самаркандскую школу ученых. Его знаменитый труд всей жизни - каталог звезд «Зидж Улугбека» («Зиджи-Курагони») стал трудом для всего человечества. Он заботился о развитии системы высшего образования в стране. Построил ряд медресе в Самарканде, Гиждуване и Бухаре, где работало большое количество ученых. Он призывал людей к занятиям науками, наладил преподавание в медресе социально-гуманитарных, точных и естественных наук, таких как математика, астрономия, физика, химия, геодезия, фармакология, медицина, история, философия, литература. Последовательно претворял в жизнь знаменитый хадис Пророка Мухаммада: «Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Богатое наследие многих мыслителей, таких как Алишер Навои, Али Кушчи, Салахуддин-Муса-бин-Махмуд (Казы-Заде), Муин-ад-Дин, Мансур-Каши, Мухаммед Бирджанди, Мерием Челеби, играет важную роль не только в духовном развитии нашего региона, но и истории мировой цивилизации.
Оба Ренессанса Востока - уникальное явление в истории человечества в целом - были пронизаны благородными идеями великих предков о науке, просвещении, религиозной толерантности и гуманизме. И приобрели особый, более глубокий смысл в наше время, в годы независимости Узбекистана.
«Свет с Востока» - говорили еще древние греки и немецкий философ Георг Гегель. Поэтому достижения Восточного Ренессанса оказали непосредственное влияние на тот период отдельного культурного и интеллектуального развития в Западной Европе, в частности на итальянский Ренессанс XIV-XVI веков. Особенно это касается приграничных стран: Кордовы (Испания), Кавказа, Балканского полуострова. Европейцы изучали труды восточных ученых либо через переводы на латынь, испанский, иврит, либо непосредственно на арабский язык.
Отдельно хотелось бы остановиться еще на одном вопросе. Дело в том, что 8 октября 2018 года в ходе своего первого официального визита во Францию Президент Узбекистана встретился с Генеральным директором ЮНЕСКО Одри Азуле в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и во время встречи выдвинул инициативу перевода шеститомного труда «История цивилизации Центральной Азии» на узбекский язык. Глава ЮНЕСКО одобрила идею.
В написании этого фундаментального труда принимали участие и известные узбекские ученые. Также в четвертом томе произведения большое место отводится империи Амира Темура и истории, культуре, искусству эпохи Темуридов. Поэтому перевод и издание этих книг на узбекском языке имеют большое значение.
Сегодня мы стоим на пороге третьего периода Ренессанса. Если вникать в суть подписанных в последние четыре года законов, Указов и постановлений Президента Узбекистана о развитии просвещения, науки и образования, утвержденных Государственных программ, выдвинутых новых инициатив, то ни у кого не возникнет сомнений в том, что следующим центром Ренессанса просвещения является Узбекистан.
Это вызывает в нас, с одной стороны, гордость, с другой - возлагает на каждого большую ответственность.
Узбекистан становится новым центром Ренессанса
Позитивное отношение к воспитанию человека в нашей стране имеет давнюю традицию. В больших и малых городах с IX-X веков функционировали многочисленные школы и медресе. История первого открытого высшего учебного заведения тоже многовековая.
В последующий период историки, ученые, деятели науки, международные эксперты отмечают, что первый камень в фундамент нынешнего Самаркандского государственного университета был заложен еще в средние века и вуз является преемником Мадрасаи олия Мирзо Улугбека.
Мы унаследовали около 100 тысяч рукописей и литографий от великих предков, которые учились в этих медресе. Сотни рукописей возвращены в республику за последние два-три года по инициативе Президента. Кроме того, найдены многие книги наших просвещенных предков и переданы в соответствующие научные учреждения.
Если проанализировать эти рукописи, то можно проследить, что большинство из них опираются на научные основы, то есть касаются фундаментальных наук: черчения, математики, биологии, анатомии, теологии.
В раннем периоде Средневековья великие научные идеи и открытия наших великих предков в области истории, географии, философии, культуры и искусства, архитектуры, государственного и общественного строительства, правоведения, а также конкретных наук, таких как математика, астрономия, физика, химия, геодезия, минералогия, фармакология, медицина, способствовали коренным изменениям в развитии мировой науки и цивилизации.
Наши предки-джадиды тоже были интеллектуалами: учились в медресе и верили, что независимость, прогресс и процветание достигаются только через просвещение, приобретение знаний и углубленное изучение науки. Поэтому Махмудходжа Бехбуди заявил: «Школа - самая великая в мире обитель».
А мы, к сожалению, много лет не изучали это богатое наследие, не довели до совершенства те открытия, которые начали наши великие ученые и мыслители. Они всегда оставались верны своему долгу на пути к науке, идеям гуманизма и просвещения.
Сегодня их огромное научное наследие активно изучается учеными европейских и других стран мира. Когда об этом идет речь, следует особо отметить, что в 1994 году по инициативе правительства Узбекистана и ЮНЕСКО широко отмечалось в штаб-квартире этой международной организации в Париже 600-летие со дня рождения Мирзо Улугбека. Даже на примере этого престижного мероприятия, которое стало первой крупной международной научной конференцией в первый период независимости, можем быть уверены в высоком уровне признания научного наследия нашего великого предка в мире.
Удивляющее сегодня весь мир научное наследие наших предков является духовным достоянием не только нации или народа, но и всего человечества. Не подлежит сомнению и то, что бесценное богатство послужит источником мудрости и знаний для последующих поколений, а главное, прочной основой для новых открытий.
Исторический факт заключается в том, что количество ученых любой страны, внесших вклад в мировую цивилизацию, не так велико, как количество ученых, выросших в Узбекистане. У нас есть моральное право гордиться этим.
Локомотив наращивания потенциала
По оценкам экономистов, сегодня 16 процентов всего мирового богатства приходятся на производство, а 20 - на природные ресурсы. Остальные приобретенные 64 процента богатства, которым обладает население планеты, непосредственно связаны с человеческим потенциалом, знаниями и опытом людей. В этом смысле для нашей страны, которая идет по пути передового развития и получает высокие оценки во всех сферах, нужны образованные и опытные, зрелые во всех отношениях кадры. В последние годы принят ряд Указов и постановлений, создающих для этого прочную основу. Обновляется система дошкольного, общего и высшего образования.
Следует особо отметить, что Президент Узбекистана, в частности, в своем выступлении в сентябре 2017 года на первом саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС) по науке и технологиям обратил внимание на то, что многие страны мусульманского мира значительно отстают от развитых стран в области науки и технологий.
Например, только 11 высших учебных заведений государств - членов ОИС входят в число 500 лучших университетов мира. В 2015 году доля этих стран в мировых патентных заявках составляла всего 1,9 процента.
На этой конференции глава нашего государства полностью поддержал десятилетнюю программу действий ОИС на 2016-2025 годы и выдвинул ряд инициатив в этом направлении. Сегодня большая их часть реализована.
В частности, к ним относятся практические предложения по созданию Международного исламского центра молодых ученых, который позволит обмениваться знаниями и опытом, проводить совместные исследования, организации международной олимпиады среди молодых математиков, посвященной памяти Аль-Хорезми в Узбекистане, учреждению специальной награды Организации исламского сотрудничества по достойному награждению за научные достижения мусульманского мира и продвижению их на международном уровне.
В стране созданы международные исследовательские центры Имама Бухари, Имама Термизи и Имама Матуриди, Центр исламской цивилизации и Международная исламская академия Узбекистана. В регионах открыты школы, где изучают Коран, акиды, суфизм, фикх и хадисы.
Неудивительно, что на протяжении последующих четырех лет Узбекистан движется по пути инновационного развития, направленного на коренное обновление всех сфер общественной и государственной жизни. Ибо инновации - это будущее. В нынешнюю стремительную эпоху выиграет то государство, которое полагается на новую мысль, новую идею и, следовательно, инновации.
Сегодня с учетом того актуального призыва разрабатываются новые законы, государственные программы и «дорожные карты», которые служат многогранному развитию страны: обеспечению устойчивыми инновациями, экономическому, политическому, духовному, нравственному и правовому совершенствованию.
Об этом свидетельствует и тот факт, что за прошедший короткий период принят ряд важных Указов и постановлений Президента, направленных на повышение эффективности и коммерциализацию научно-исследовательских работ. В настоящее время в республике реализуется Программа комплексных мер по укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности на 2017-2021 годы.
В 2017 году создано Министерство инновационного развития. Для ведомства в Ташкенте, в центре науки и образования - Студенческом городке, построено уникальное здание со всеми условиями для научного и технического творчества.
В стране принят и последовательно претворяется в жизнь Закон «О науке и научной деятельности» от 29 октября 2019 года.
Наука должна быть конкурентоспособной в мировом масштабе
Глубоко символично то, что первая встреча главы государства с общественностью в качестве Президента состоялась 30 декабря 2016 года именно с академиками и представителями науки страны. В свою очередь в соответствии с Указом Президента «Об утверждении действительных членов Академии наук Республики Узбекистан», принятым 29 декабря 2017 года, утверждены 32 новых действительных члена Академии наук.
В ряды новых академиков вошли видные ученые страны в области физики, математики, химии, биологии, технологий, сельского хозяйства, истории, экономики, филологии, юридических наук, педагогики, медицинских наук и искусствоведения.
Обратите внимание, что до этого последние выборы в фактический состав Академии наук Узбекистана состоялись в 1995 году. В результате количество академиков в стране за предыдущий период сократилось более чем в два раза и остались только 63 действительных члена АН. Об этом свидетельствует восстановление деятельности ряда научно-исследовательских институтов и центров в структуре Академии наук, которая по праву занимает особое место как лидер фундаментальной науки нашей страны. В частности, в состав Академии наук возвращены девять научно-исследовательских институтов и реорганизован ряд научных учреждений. Создается Институт государства и права Академии наук. Созданы три отделения Академии наук и Навоийское отделение АН.
С другой стороны, заново ожила Академия наук Узбекистана, научная и практическая деятельность которой угасала год за годом, месяц за месяцем, день за днем. Поэтому похвально, что за короткий срок приняты чрезвычайно важные практические меры, чтобы вывести Академию наук из реанимации и вернуть ее к здоровой, полноценной деятельности.
Словом, ведется масштабная работа по инновационному развитию республики, чтобы она до 2030 года вошла в топ-50 стран в Глобальном инновационном индексе. Как отметил Президент, Узбекистан должен стать конкурентоспособным на мировой арене в области науки, интеллектуального потенциала, современных кадров, высоких технологий.
Просвещенная молодежь - «золотой фонд»
20 апреля 2017 года Президент принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования». В этом и других важных правовых документах, принятых позднее, придавалось серьезное значение кардинальному совершенствованию системы высшего образования. При том определена основная цель - пересмотр содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, обеспечения необходимых условий для подготовки специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов.
В результате за последние четыре года в стране создано 43 новых высших учебных заведения, а их число достигло 121. В текущем году около полутора миллионов молодых людей подали документы для поступления в вузы. Это на 40 процентов больше, чем в прошлом году. Огромные изменения происходят и в системе детских садов и школ, которые играют решающую роль в воспитании подрастающего поколения. Беспрерывно продолжается работа по созданию Президентских, специализированных и творческих школ, внедрению программы «Современная школа». С текущего учебного года в общеобразовательных школах будет преподаваться предмет «Воспитание».
«Школа - вопрос жизни и смерти, нашего будущего», говорил глава государства. Правительство и хокимы не могут решить этот вопрос в одиночку. Это должно стать делом и долгом всего общества. Невозможно изменить человека, общество без изменения школы.
Мудрым примером этого является фраза известного французского писателя Виктора Гюго: «Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы». То есть там, где есть школа, образование, воспитание, дети не идут по дурному пути и не совершают преступлений. А значит, не будет необходимости в тюрьмах. В связи с этим стоит обратить особое внимание на восстановление 11-летнего школьного образования в Узбекистане. Главное, в стране создана непрерывная система национального образования «дошкольное образование - школьное образование - высшее образование».
За последние четыре года основаны творческие школы: в Намангане - имени Исхокхона Ибрата, в Джизаке - Хамида Алимджана и Зульфии, в Карши - Абдуллы Арипова, в Маргилане - Эркина Вахидова, в Нукусе - Ибройима Юсупова, в Андижане - Мухаммада Юсуфа, в Гулистане - Халимы Худойбердиевой, в Ташкенте - Абдуллы Кадыри.
В частности, нет сомнений в том, что созданные в стране Президентские школы станут важной базой для подготовки кадров нового поколения. Потому что эти образовательные учреждения - целостная система выявления и воспитания талантливых детей, проведения с ними уроков с использованием передовых технологий. Учебные процессы ведутся на английском языке в соответствии с учебными планами и программами, разработанными на основе опыта развитых стран.
В республике 2020-й объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Учитывая потенциал ранее сформировавшихся научных школ в стране, в этом году выбрано развитие математики, химии, биологии, геологии исходя из направлений национальных интересов и развития на современном этапе. Это неспроста: потенциал Узбекистана в области математики признан на мировом уровне. Кроме того, сформировались и эффективно работают наши престижные школы функционального анализа и дифференциальных уравнений, теории вероятностей и алгебры. Семеро узбекистанских ученых-математиков являются членами Всемирной Академии наук.
Совместные научные проекты реализуются в сотрудничестве с ведущими научными центрами зарубежной науки, в частности, в таких крупных городах, как Бонн, Кембридж, Париж, Сеул.
Так, на территории Студенческого городка в столице на основе современных требований строится новое здание Института математики имени В.И. Романовского Академии наук.
Молодежь, которая будет учиться в самых современных учебных заведениях, по выражению Президента страны, является «золотым фондом» Узбекистана. Это говорит о том, что у нас есть все для формирования новых Хорезми, Ибн Сино, Улугбеков, а следовательно и заложен фундамент новой эпохи Ренессанса в Узбекистане.
Главной целью государства и общества в Узбекистане остается полноценная реализация талантов и способностей наших детей, их благородных устремлений, повышение их социальной активности, создание необходимых условий для обретения достойного места в жизни.
Акмал Саидов.
Академик.