Новый Узбекистан и устойчивое конституционное развитие

    Страна в фокусе 27 ноября 2020 888

    Завершается четвертый год интенсивной и последовательной реализации разработанной по инициативе Президента и утвержденной 7 февраля 2017 года Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

    Благодаря Стратегии действий, разработанной на основе Конституции Республики Узбекистан, наша страна за короткий период перешла на совершенно новый этап развития государства и общества. Основной Закон являет собой необходимый правовой фундамент в построении Нового Узбекистана.

    Стратегия действий стала основой для динамичного развития Конституции Республики Узбекистан. Здесь отдельное внимание было уделено тому, что Основной Закон послужил конституционной платформой в реализации демократических реформ, определенных в Стратегии действий.

    Выражаясь словами Президента Шавката Мирзиёева: «Принятие 8 декабря 1992 года Конституции Республики Узбекистан стало важным историческим событием в жизни нашей страны».

    В Конституции заняли свое достойное место такие общечеловеческие ценности, как Конституция и нацио­нальное возрождение, духовность и просвещение, правовое сознание и правовая культура, национальное самосознание, обычаи и традиции, справедливость, вера и благородство, толерантность и милосердие, гуманность и щедрость.

    В рамках реализации Стратегии действий в Конституцию Республики Узбекистан внесено семь важных поправок.

    Совершенствование конституционных основ судебной власти

    Первое изменение: в поправках, внесенных 6 апреля 2017 года в семь статей Конституции, укреплены следующие три приоритетные задачи как важные направления реформ, осуществляемых в сфере правосудия:

    • расширение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан;
    • повышение доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства;
    • дальнейшее совершенствование системы подбора кандидатур и назначения на должности судей.

    Данные конституционные изменения значимы тем, что служат ликвидации повторяющих друг друга функций при управлении системой формирования судейского корпуса, а также достижению единой практики правосудия.

    С этой целью внесены соответствующие изменения и дополнения в статьи 80, 81, 83, 93, 107, 110, 111. Согласно данным поправкам, произошло объединение Верховного суда Республики Узбекистан и Высшего хозяйственного суда Респуб­лики Узбекистан, образование административных и экономических судов.

    Внесение в Конституцию изменений и дополнений, направленных на коренное улучшение деятельности судебной власти, повышение ее статуса, совершенствование системы судов, демократизацию системы подбора судей и назначения их на должность, превратилось в важный фактор обеспечения надежной защиты в суде прав, свобод, законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, укрепления законности в стране.

    Совершенствование исполнительной власти

    Второе изменение: 31 мая 2017 года внесены изменения и дополнения в четыре статьи Конституции.

    Согласно изменениям, внесенным в статьи 80 и 93 Основного Закона, определены преобразование Государственного комитета Респуб­лики Узбекистан по охране природы в Государственный комитет Республики Узбекистан по охране экологии и окружающей среды и его подотчетность в своей деятельности перед Кабинетом Министров страны, а также назначение и освобождение от должности председателя и заместителя председателя комитета Президентом Узбекистана на основе представления Премьер-министра республики.

    Конституционные основы деятельности Конституционного суда

    Согласно поправкам, внесенным в статью 108 Конституции, теперь Конституционный суд избирается Сенатом Олий Мажлиса Респуб­лики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан из числа специалистов в области политики и права, рекомендованных Высшим судейским советом Республики Узбекистан, включая представителя от Респуб­лики Каракалпакстан.

    В поправках, внесенных в статьи 108 и 109 Конституции, предусмотрено: Конституционный суд Республики Узбекистан определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан конституционных законов Респуб­лики Узбекистан, законов Республики Узбекистан о ратификации международных договоров Республики Узбекистан - до их подписания Президентом Республики Узбекистан; рассматривает обращение Верховного суда Респуб­лики Узбекистан, инициированное судами, о соответствии Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле; по результатам обобщения практики конституционного судопроизводства ежегодно представляет палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан информацию о состоянии конституционной законности в стране.

    Внедрение в жизнь этих конституционных изменений служит дальнейшему совершенствованию системы правосудия государства, повышению эффективности деятельности Конституционного суда, обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан. Тем самым данные конституционные изменения повысили уровень социального поощрения судей и работников системы правосудия.

    Важно отметить и то, что на проведенном 10 ноября 2020 года очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбеки­-­с­тан». Разработка и принятие данного законопроекта предусмотрены Национальной стратегией по правам человека Республики Узбекистан.

    Согласно законопроекту расширяется круг субъектов, обращающихся в Конституционный суд: среди них - физические и юридические лица, Национальный центр по правам человека Республики Узбекистан, представитель по защите прав и законных интересов предпринимательских субъектов при Президенте Респуб­лики Узбекистан, заместитель представителя (омбудсман) Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека - детский омбудсман.

    В законопроекте четко определяются полномочия Конституционного суда, судьи Конституционного суда, порядок обращения в Конституционный суд, изучение обращения о пересмотре решения суда.

    Когда речь идет об этом, важно отметить упорядочивание деятельности Конституционного суда Законом «О Конституционном суде Респуб­лики Узбекистан», принятым 31 мая 2017 года. Однако порядок деятельности Конституционного суда определяется Регламентом, утвержденным самим Конституционным судом.

    В законодательных документах о конституционных судах большинства стран предусмотрено определение порядка деятельности Конституционного суда не его регламентом, а законом. Процессуальные правила судопроизводства непосредственно связаны с реализацией прав и свобод человека, именно поэтому они должны определяться законом.

    Конституционные основы деятельности районов города Ташкента

    Третье изменение: 29 августа 2017 года из статьи 99 Конституции исключены слова «а также районов, входящих в состав города». Введением изменений в статью 99 Конституции закреплено: представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения) являются Кенгаши народных депутатов.

    В статью 102 Конституции внесены три изменения. В связи с организацией Кенгашей народных депутатов во всех 11 районах в составе города Ташкента в статье 102 Основного Закона установлен единый порядок назначения и освобождения от должности хокимов районов и городов.

    Эти конституционные поправки дали возможность активизировать участие и повысить роль столичной общественности в реализации социально-экономических и политико-правовых реформ в городе Ташкенте, а также вносить личный вклад в развитие районов. Это обеспечивает формирование и исполнение местного бюджета, реализацию приоритетных программ развития территорий, определения генеральных планов районов и норм застроек, объема местных налогов и других принудительных оплат, установления механизма контроля над предоставлением соответствующих льгот по ним.

    Махалля и Конституция

    Четвертое изменение: 15 октября 2018 года слова «на 2,5 года председателя (аксакала) и его советников» в первой части статьи 105 Конституции заменить словами «председателя (аксакала)».

    Пятое изменение: 18 февраля 2019 года слово «национальный» заменено словом «государственный» в пункте 7 статьи 80 и пункте 24 части первой статьи 93 Конституции.

    Конституционный статус Кабинета Министров

    Шестое изменение: 5 марта 2019 года в статью 93 Конституции внесены изменения. Согласно им теперь Президент утверждает членов Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан, внесенному после одобрения Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и освобождает их от должности.

    Конституция и выборы

    Седьмое изменение: 4 сентября 2019 года внесены изменения в две статьи Конституции.

    В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

    За последние четыре года в системе правосудия, равно как и во всех других сферах, шел процесс осуществления широкомасштабных реформ. На следующем этапе исполнения задач Стратегии действий будет реализовано обеспечение независимости судей и адвокатов путем внедрения в систему правосудия Узбекистана международных стандартов.

    Международные эксперты признают, что в этой области в нашей стране достигнуты значительные результаты. Специальный докладчик ООН по вопросам независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян, выступая в Совете по правам человека, высоко оценил коренные изменения в системе судебной власти, направленные на обеспечение независимости судов.

    В заключение можно сказать, что Конституция Узбекистана является прочным юридичес­ким источником, основной правовой гарантией широкомасштабных демократических реформ, последовательно и поэтапно, непрерывно и системно реализуемых в годы независимости во всех сферах социально-экономической и политико-­правовой жизни.

    В любом демократическом обществе Конституция имеет приоритетное значение. Следовательно, Основной Закон является одним из важных достижений, изобретенных в области регулирования социальных отношений человечества.

    Конституция динамична, то есть постоянно находится в процессе развития, отражает изменения жизни, ее бурное течение. В этом смысле Стратегия действий служит и будет служить основой устойчивого Конституционного развития Нового Узбекистана.

    Акмал Саидов.
    Первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates