Благодаря Стратегии действий, разработанной на основе Конституции Республики Узбекистан, наша страна за короткий период перешла на совершенно новый этап развития государства и общества. Основной Закон являет собой необходимый правовой фундамент в построении Нового Узбекистана.
Стратегия действий стала основой для динамичного развития Конституции Республики Узбекистан. Здесь отдельное внимание было уделено тому, что Основной Закон послужил конституционной платформой в реализации демократических реформ, определенных в Стратегии действий.
Выражаясь словами Президента Шавката Мирзиёева: «Принятие 8 декабря 1992 года Конституции Республики Узбекистан стало важным историческим событием в жизни нашей страны».
В Конституции заняли свое достойное место такие общечеловеческие ценности, как Конституция и национальное возрождение, духовность и просвещение, правовое сознание и правовая культура, национальное самосознание, обычаи и традиции, справедливость, вера и благородство, толерантность и милосердие, гуманность и щедрость.
В рамках реализации Стратегии действий в Конституцию Республики Узбекистан внесено семь важных поправок.
Совершенствование конституционных основ судебной власти
Первое изменение: в поправках, внесенных 6 апреля 2017 года в семь статей Конституции, укреплены следующие три приоритетные задачи как важные направления реформ, осуществляемых в сфере правосудия:
- расширение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан;
- повышение доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства;
- дальнейшее совершенствование системы подбора кандидатур и назначения на должности судей.
Данные конституционные изменения значимы тем, что служат ликвидации повторяющих друг друга функций при управлении системой формирования судейского корпуса, а также достижению единой практики правосудия.
С этой целью внесены соответствующие изменения и дополнения в статьи 80, 81, 83, 93, 107, 110, 111. Согласно данным поправкам, произошло объединение Верховного суда Республики Узбекистан и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, образование административных и экономических судов.
Внесение в Конституцию изменений и дополнений, направленных на коренное улучшение деятельности судебной власти, повышение ее статуса, совершенствование системы судов, демократизацию системы подбора судей и назначения их на должность, превратилось в важный фактор обеспечения надежной защиты в суде прав, свобод, законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, укрепления законности в стране.
Совершенствование исполнительной власти
Второе изменение: 31 мая 2017 года внесены изменения и дополнения в четыре статьи Конституции.
Согласно изменениям, внесенным в статьи 80 и 93 Основного Закона, определены преобразование Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в Государственный комитет Республики Узбекистан по охране экологии и окружающей среды и его подотчетность в своей деятельности перед Кабинетом Министров страны, а также назначение и освобождение от должности председателя и заместителя председателя комитета Президентом Узбекистана на основе представления Премьер-министра республики.
Конституционные основы деятельности Конституционного суда
Согласно поправкам, внесенным в статью 108 Конституции, теперь Конституционный суд избирается Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан из числа специалистов в области политики и права, рекомендованных Высшим судейским советом Республики Узбекистан, включая представителя от Республики Каракалпакстан.
В поправках, внесенных в статьи 108 и 109 Конституции, предусмотрено: Конституционный суд Республики Узбекистан определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан конституционных законов Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан о ратификации международных договоров Республики Узбекистан - до их подписания Президентом Республики Узбекистан; рассматривает обращение Верховного суда Республики Узбекистан, инициированное судами, о соответствии Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле; по результатам обобщения практики конституционного судопроизводства ежегодно представляет палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан информацию о состоянии конституционной законности в стране.
Внедрение в жизнь этих конституционных изменений служит дальнейшему совершенствованию системы правосудия государства, повышению эффективности деятельности Конституционного суда, обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан. Тем самым данные конституционные изменения повысили уровень социального поощрения судей и работников системы правосудия.
Важно отметить и то, что на проведенном 10 ноября 2020 года очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбеки-стан». Разработка и принятие данного законопроекта предусмотрены Национальной стратегией по правам человека Республики Узбекистан.
Согласно законопроекту расширяется круг субъектов, обращающихся в Конституционный суд: среди них - физические и юридические лица, Национальный центр по правам человека Республики Узбекистан, представитель по защите прав и законных интересов предпринимательских субъектов при Президенте Республики Узбекистан, заместитель представителя (омбудсман) Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека - детский омбудсман.
В законопроекте четко определяются полномочия Конституционного суда, судьи Конституционного суда, порядок обращения в Конституционный суд, изучение обращения о пересмотре решения суда.
Когда речь идет об этом, важно отметить упорядочивание деятельности Конституционного суда Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан», принятым 31 мая 2017 года. Однако порядок деятельности Конституционного суда определяется Регламентом, утвержденным самим Конституционным судом.
В законодательных документах о конституционных судах большинства стран предусмотрено определение порядка деятельности Конституционного суда не его регламентом, а законом. Процессуальные правила судопроизводства непосредственно связаны с реализацией прав и свобод человека, именно поэтому они должны определяться законом.
Конституционные основы деятельности районов города Ташкента
Третье изменение: 29 августа 2017 года из статьи 99 Конституции исключены слова «а также районов, входящих в состав города». Введением изменений в статью 99 Конституции закреплено: представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения) являются Кенгаши народных депутатов.
В статью 102 Конституции внесены три изменения. В связи с организацией Кенгашей народных депутатов во всех 11 районах в составе города Ташкента в статье 102 Основного Закона установлен единый порядок назначения и освобождения от должности хокимов районов и городов.
Эти конституционные поправки дали возможность активизировать участие и повысить роль столичной общественности в реализации социально-экономических и политико-правовых реформ в городе Ташкенте, а также вносить личный вклад в развитие районов. Это обеспечивает формирование и исполнение местного бюджета, реализацию приоритетных программ развития территорий, определения генеральных планов районов и норм застроек, объема местных налогов и других принудительных оплат, установления механизма контроля над предоставлением соответствующих льгот по ним.
Махалля и Конституция
Четвертое изменение: 15 октября 2018 года слова «на 2,5 года председателя (аксакала) и его советников» в первой части статьи 105 Конституции заменить словами «председателя (аксакала)».
Пятое изменение: 18 февраля 2019 года слово «национальный» заменено словом «государственный» в пункте 7 статьи 80 и пункте 24 части первой статьи 93 Конституции.
Конституционный статус Кабинета Министров
Шестое изменение: 5 марта 2019 года в статью 93 Конституции внесены изменения. Согласно им теперь Президент утверждает членов Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан, внесенному после одобрения Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и освобождает их от должности.
Конституция и выборы
Седьмое изменение: 4 сентября 2019 года внесены изменения в две статьи Конституции.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.
За последние четыре года в системе правосудия, равно как и во всех других сферах, шел процесс осуществления широкомасштабных реформ. На следующем этапе исполнения задач Стратегии действий будет реализовано обеспечение независимости судей и адвокатов путем внедрения в систему правосудия Узбекистана международных стандартов.
Международные эксперты признают, что в этой области в нашей стране достигнуты значительные результаты. Специальный докладчик ООН по вопросам независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян, выступая в Совете по правам человека, высоко оценил коренные изменения в системе судебной власти, направленные на обеспечение независимости судов.
В заключение можно сказать, что Конституция Узбекистана является прочным юридическим источником, основной правовой гарантией широкомасштабных демократических реформ, последовательно и поэтапно, непрерывно и системно реализуемых в годы независимости во всех сферах социально-экономической и политико-правовой жизни.
В любом демократическом обществе Конституция имеет приоритетное значение. Следовательно, Основной Закон является одним из важных достижений, изобретенных в области регулирования социальных отношений человечества.
Конституция динамична, то есть постоянно находится в процессе развития, отражает изменения жизни, ее бурное течение. В этом смысле Стратегия действий служит и будет служить основой устойчивого Конституционного развития Нового Узбекистана.
Акмал Саидов.
Первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.