Третий Ренессанс, строительство которого глава государства анонсировал в выступлении на торжественном собрании, посвященном 29-й годовщине независимости Республики Узбекистан, предполагает проведение структурных реформ в стенах общеобразовательных учреждений. Так, 17 января этого года под председательством Президента Шавката Мирзиёева состоялось видеоселекторное совещание по вопросам повышения качества образования и воспитания в школах, совершенствования деятельности специализированных школ. В этом направлении лидером республики предложен целый ряд преобразований. Приоритетное внимание - созданию возможностей для получения молодежью качественных знаний.
В стране в последние годы организуется множество новых учебных заведений, в том числе специализированных. В начале работ по строительству Президентских школ глава государства отмечал, что они должны стать моделью для других учреждений и изменить сферу образования. Как результат, в обществе усилился интерес к науке, молодежь стремится получить хорошее образование и преуспеть в карьере. Вместе с тем нельзя не обращать внимания и на существующие пробелы, о чем в том числе сказал Президент, критически оценив низкое качество обучения иностранным языкам в отечественных школах.
При этом не стоит умалять достижений, которых достигла сфера за последние несколько лет. По-настоящему структурных реформ школы республики ждали долгие годы. Наряду со слабой материально-технической базой существовали такие проблемы, как нехватка учебников, низкий уровень квалификации наставников, отсутствие в процессе обучения инновационных методов и современных подходов. С приходом цифровизации здесь начато внедрение ИКТ. Большое внимание уделяется вопросам подготовки кадров. Теперь одно из главных требований к учителю - постоянное самосовершенствование, повышение квалификации и осваивание новых знаний и навыков.
Не зря говорят, что педагог тоже должен неустанно учиться, ведь работа с молодежью всегда требует высокой самоотдачи. Об этом говорил Президент в ходе выступлений по случаю празднования Дня учителей и наставников. А в Указе главы государства «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана» от 6 ноября 2020 года отмечается значимость повышения в обществе роли и авторитета руководящих работников, педагогов и наставников, учителей и преподавателей, профессоров-преподавателей учреждений образования и воспитания, а также представителей сферы науки, достойного почитания их кропотливого труда.
С целью стимуляции педагогов увеличена доплата за классное руководство учителям общих средних, средних специальных образовательных учреждений и профессиональных школ. Кроме того, с 2021/2022 учебного года для наставников, осуществляющих деятельность в общеобразовательных учреждениях и не имеющих высшего педагогического образования, выделяются отдельные целевые параметры приема по заочной форме обучения в бакалавриате. Таким образом, мы видим, насколько высоко в стране ценится труд педагогов. Для работников системы просвещения создаются все необходимые условия для выполнения возложенных на них задач, в частности по развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи.
Отдельно в ходе вышеупомянутого совещания поднят вопрос дальнейшего совершенствования деятельности специализированных школ страны. Подчеркнуто, что в 2019 году в республике насчитывалась 271 специализированная школа. Создано 126 таких учреждений по математике и физике, 87 - по химии и биологии, 99 - по информационным технологиям и 207 - по иностранным языкам.
Таким образом, количество специализированных школ в системе народного образования достигло 790, 135 из которых полностью специализированы и имеют статус интерната. В остальных 655 школах углубленное преподавание предметов организовано лишь в отдельных классах, а их программы образования, методики обучения и внеклассных занятий практически не отличаются от тех, что применяются в обычных школах. Для соответствия современным требованиям, а также по темпу развития национальной экономики следует изменить действующий порядок. Так, Президент указал на необходимость пересмотра системы приема в специализированные школы, а также оценки знаний учащихся и педагогов. Особое внимание лидер страны акцентировал на содержании учебно-воспитательного процесса.
Среди важных целей, стоящих сегодня перед сферой просвещения, - принятие дополнительных мер по созданию единой и эффективной системы работы с одаренной молодежью, поддержки ее инициатив для реализации таланта и потенциала подрастающего поколения, а также обеспечению подготовки востребованных специалистов, которые в последующем будут достойно представлять интересы нашей страны на международной арене. В этой работе подспорьем служат именно специализированные образовательные учреждения, в том числе Президентские школы.
В соответствии с поручением главы государства специализированные школы страны будут поэтапно переданы в ведение Агентства Президентских образовательных учреждений. С целью распространить опыт и методику Президентских школ с нового учебного года запланировано отобрать по две школы в городе Нукусе и областных центрах и по одной - в районах и городах с дальнейшим переводом их в систему агентства. Подчеркнуто, что при этом необходимо учитывать специфику развития отраслей, предметы, преподавание которых традиционно сильно в том или ином регионе. Дано указание создать соответствующую рабочую группу, глубоко изучить условия в регионах и подготовить отобранные учреждения к следующему учебному году на основе новых стандартов.
Как отметил Президент, какие бы реформы мы ни проводили в нашей стране, в первую очередь полагаемся на молодежь, ее энергичность и решимость. Мы начали закладывать основы третьего Ренессанса в Узбекистане, и важнейшей основой этого периода должны стать вопросы поддержки семьи, дошкольного, школьного и высшего образования, учреждений науки и культуры.
На совещании также было сказано: за развитие школьного образования ответственны в том числе местные хокимияты и университеты, которые должны формировать для себя перспективный кадровый резерв. Так как уровень образования зависит в первую очередь от знаний и компетенций наставника, директора и педагоги теперь будут приниматься на работу в специализированные школы на основе двухэтапного конкурса.
Агентству поручено провести набор высококвалифицированных учителей по этой системе, дополнительно обучить их и оказать помощь в получении национальных и международных сертификатов. Вместе с тем поставлена задача организовать при агентстве научный центр на базе Центра педагогического мастерства и международной оценки. Учреждение будет ответственно за разработку передовых образовательных программ для специализированных школ на основе международной методики. А в целях эффективной организации этой работы будут созданы территориальные отделы Агентства Президентских образовательных учреждений в Республике Каракалпакстан и областях страны.
«Пока мы не «поднимем на ноги» систему образования, реформы не будут успешными. Одно министерство или агентство не сможет справиться с этой задачей. За это дело должны крепко взяться весь наш народ и общество. Наша судьба зависит от школ, от образования и знаний», - сказал Президент. Таким образом, становится очевидно: на годы вперед создание фундамента третьего Ренессанса будет оставаться стратегической задачей, рассматриваемой в качестве национальной идеи, а школьное образование определено ключевым звеном в построении нового Узбекистана. Воспитатели детских садов, школьные учителя, профессора и преподаватели, научная и творческая интеллигенция - опора в формировании эпохи нового Возрождения.
Бахтиёр Саидов.
Министр народного образования Республики Узбекистан.