Фундаментальные изменения, в том числе экономические, которые в настоящее время переживает вся система международных отношений, создают острую необходимость выработки в рамках ШОС новых подходов к экономическому сотрудничеству, которые бы адекватно отвечали на вызовы современности.

Отрадно отметить, что все без исключения страны объединения отчетливо это понимают. Так, созданные в рамках ШОС механизмы взаимодействия и форматы сотрудничества предоставляют уникальную возможность сопряжения национальных интересов каждого государства-члена с интересами развития региона ШОС.

Экономическая составляющая всегда присутствовала в качестве ключевой в повестке саммитов ШОС. Документы, подписанные на Самаркандском саммите, это еще раз подтвердили. Среди них прежде всего следует выделить План совместных действий по развитию внут­рирегиональной торговли, Программу стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами и Концепцию сотрудничества государств - членов ШОС по развитию взаимо­связанности и созданию эффективных транспортных коридоров.

Эти три важнейшие направления (торговля, промышленная кооперация и транспорт) определены в качестве главных драйверов развития сотрудничества на перспективу на обширном пространстве ШОС, которое занимает 60 процентов территории Евразии и четверть территории мира. В странах - участницах организации и ее партнерах проживают более 3,3 миллиарда человек, производится около четверти мирового ВВП. Регион ШОС охватывает динамично развивающиеся экономики мира с огромным человеческим, интеллектуальным и технологическим потенциалом, наличием больших, в значительной степени неиспользованных природных ресурсов.

Это огромнейший рынок для реализации совместных инновационных проектов в сфере промкооперации, цифровой экономики, торговли и транспорта. Международные эксперты оценивают ШОС как организацию, которая в ближайшие десятилетия продолжит свое развитие и станет локомотивом мировой экономики. Этому будут способствовать принятые на Самаркандском саммите документы. Сейчас налицо наличие огромного потенциала, для раскрытия которого страны-­участницы согласовали пошаговый План совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли. Представляется, что он будет включать меры, нацеленные на упрощение и унификацию торговых процедур, их цифровизацию, устранение барьеров, продвижение электронной торговли. Ожидается, что товарооборот со странами региона значительно возрастет после вступ­ления Ирана в организацию.

В успехах на экономическом треке особенно заинтересованы страны Центральной Азии, которые не имеют выхода к морю. Несмотря на то что транспортная взаимосвязанность государств ШОС значительно укрепилась, страны региона, по оценке Всемирного банка, продолжают оставаться одними из наименее соединенных экономик мира. Созданные в рамках ШОС механизмы сотрудничества в сфере транспорта, как ожидается, должны в полной мере раскрыть транзитно-транспортный потенциал Центральной Азии. Этому будет служить принятие Концепции сотрудничества государств - членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, которая имеет важное значение для расширения сотрудничества в транспортном секторе.

В своем выступлении на заседании совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев назвал историческим событием подписание в рамках саммита трехстороннего Соглашения о строительстве железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан. Действительно, данный документ позволит значительно сократить путь и стоимость доставки грузов из/в Китай и повысить транзитный потенциал стран Центральной Азии.

Глава нашего государства в своем выступлении также призвал поддержать еще один амбициозный проект, инициированный Узбекистаном, - проект строительства трансафганского коридора Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар. Его реализация открывает прямой и экономически эффективный транспортный маршрут к морским портам Южной Азии и расширяет возможности для роста торговли.

Третье направление, которое призвано поднять экономический потенциал ШОС - стимулирование промышленной кооперации между деловыми кругами государств - членов объединения. Глобальные цепочки создания стоимости позволяют вместо торговли товарами обмениваться их компонентами и таким образом более эффективно использовать свои конкурентные преимущества.

Эксперты отмечают, что от подобной специализации выиграли мно-гие развивающиеся экономики мира, сумевшие интегрироваться в глобальную экономическую систему. В результате это позволило им получить доступ к трансферу передовых технологий и обеспечить рост производительности труда. Принятая в данном направлении программа будет способствовать минимизации издержек, сокращению запасов и повышению эффективности использования активов.

Все это в конечном итоге позволит предпринимательским структурам ШОС успешно конкурировать на внешних рынках и наполнить внутренний рынок высококачественной продукцией с высокой добавленной стоимостью.

Так, принятые на саммите ШОС в Самарканде документы создают благоприятные условия для экономического сотрудничества, способствуют созданию новых производств, транспортных маршрутов, наращиванию объемов внутрирегиональной торговли и в целом развитию экономического потенциала стран ШОС.

Таким образом, Самаркандский саммит ШОС явился одним из важ-ных политических событий года. Его проведение в Узбекистане послужило формированию позитивного имиджа республики во всем мире и в дальнейшем позволит нашей стране выйти на новый уровень международного сотрудничества.

Председательство в Шанхайской организации сотрудничества перешло к Республике Индия.

Фанил Кадиров.
Заместитель директора Международного института Центральной Азии.