Нужные, но недооцененные: как повысить статус педагога в обществе?

    Образование 12 июля 2020 899

    Знания - основной ресурс в третьем тысячелетии. Развитие общества предполагает переход  от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. А значит, особое значение приобретает образование, поскольку все эти процессы в значительной степени опираются  на использование и развитие образовательной системы. Сегодня связь между современным, качественным обучением и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики, безопасного государства очевидна. Важность данной отрасли определяет и основные задачи ее реформирования.

    Пандемия коронавируса заставила закрыть все учебные заведения по всему миру. Согласно данным ЮНЕСКО, 188 государств закрыли школы в масштабах страны, что затронуло 91,3 процента учащихся (1,58 млрд человек). По статистике, в 53 государствах, в том числе в Узбекистане, развернуты национальные образовательные платформы для дистанционного обучения.

    XXI век характеризуется беспрецедентным спросом на образование, которое рассматривают как источник социального, экономического, политического и культурного развития общества. И к педагогам - главным участникам в образовании каждого гражданина - предъявляются высокие требования. Возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращенные к подготовке педагогических кадров, структуре, содержанию, технологиям, организации.

    В каждой стране накоплен достаточно богатый опыт в построении такой системы, которая может стать достоянием для другой, что позволит избежать повторения ошибок, раскрыть новые подходы к решению ряда проблем, а также развивать единое образовательное пространство.

    При подготовке учительских кадров в педагогических учебных заведениях остро встает проблема формирования личности учителя, готовой принять вызов общества и суметь поднять социальный статус педагогической профессии.

    Президент Узбекистана в 2018 году инициировал масштабные реформы в сфере народного образования и поставил задачу повысить статус учителя в обществе. Был принят ряд важных постановлений и Указов главы государства по совершенствованию сферы.

    В частности, 5 сентября 2018 года вышло постановление «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования». Данный документ стал основанием для разработки проекта Закона «О статусе учителя», который предусмат­ривает регулирование правовых и социально-экономических отношений, способствующих качественному улучшению правового положения учителей и гарантий их социальной защищенности, повышению статуса в обществе.

    В этом вопросе важно привести статистику других стран. К примеру, в Азии учителей уважают больше, чем в европейских странах. Самая высокая престижность учителей в Китае. Наиболее низкие по статусу педагоги в Бразилии и Израиле. Эти показатели неизменны уже шесть лет. А по сравнению с 2013 годом в Японии и Швейцарии статус учителя значительно вырос.

    Очевидно, что сегодня речь идет о государственной политике в области образования. В первую очередь должны быть внесены основные изменения в области правового и социального статуса учителя как главного представителя образовательной системы. Необходим его переход от забвения и бесправия - к общенародному уважению, признанию и поддержке.

    Я педагог с 37-летним стажем работы в школе. Восхищен осуществляемыми масштабными реформами в отношении оценки труда педагогов, их социальной защиты, всемерной поддержки и стимулирования. Эти благородные устремления закладывают прочную основу для обучения и повышения духовности молодежи, формирования у нее преданности национальным традициям и ценностям, патриотизма, самоотверженности.

    Реформы затрагивают все звенья образования, что является практическим отражением истинной заботы, проявляемой о светлом будущем молодого поколения. В настоящее время мотивация преподавателей весьма актуальна, поскольку это поможет увеличить качество образования. С этой целью принято постановление Президента «О мерах по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-­нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи, ее обучения и воспитания» от 14 августа 2018 года, где предусмотрены льготы для учителей:

    во-первых, в рамках программ строительства доступного жилья учителям можно оформлять льготную ипотеку сроком на 20 лет для покупки квартир с трехлетним льготным периодом и процентной ставкой в первые 5 лет - 7 процентов годовых, а в последующем - в размере ставки рефинансирования ЦБ. Первоначальный взнос составит 10 процентов от стоимости приобретаемого жилья.

    Во-вторых, члены семьи педагогов могут рассчитывать на льготные кредиты для предпринимательской деятельности, организации теплиц, покупки крупного рогатого скота и птиц по Программе «Каждая семья - предприниматель». Кредиты выдаются на три года с 6-месячным льготным периодом и ставкой в 7 процентов годовых.

    В-третьих, работники системы народного образования также могут получать потребительские кредиты на разные цели, а также кредиты на приобретение автомобиля.

    Лидер страны ведет большую работу для стимулирования труда педагогов. За последние три года размер заработной платы увеличен в 2,5 раза. Учителям, которые работают в отдаленных районах, выплачивают надбавку до 50 процентов. Это помогло привлечь в школы большое количество специалистов. Еще одним плюсом является полная выплата пенсий.

    Денежное поощрение педагогов. Учителя, подготовившие призеров региональных, республиканских и международных предметных олимпиад, удостаиваются единовременных денежных премий от 5 до 50 минимальных размеров заработных плат. А те, кто внес вклад в развитие образования, и те, кто получил государственные награды, обеспечиваются льготными путевками в оздоровительные санатории.

    Как отмечалось ранее, права педагогов будут защищены отдельным законом. Ведь законопроект о статусе учителя включает свободу выбора методов педагогической деятельности и исключает необоснованное вмешательство родителей учеников в учебный процесс.

    Проект направлен на «создание условий, обеспечивающих улучшение качества правового положения учителей образовательных учреждений, реализацию гарантий их социальной защиты». Статусом учителя наделяются граждане Узбекистана или любой другой страны, «имеющие необходимое педагогическое образование или диплом государственного образца… работающие в общеобразовательных учреждениях, выполняющие учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность».

    Проектом документа предусмотрено также наделение учителей правом на «индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном законодательством» и досрочную аттестацию с целью повышения категории.

    Также согласно документу не допускается привлечение представителей образовательной сферы к принудительному труду:

    во-первых, привлекать сотрудников народного образования к работам, не связанным с их служебными обязанностями. Это в том числе касается работ по благоустройству территорий, озеленению, сезонных сельхозработ и другое;

    во-вторых, привлекать их к собраниям и мероприятиям не по профессиональной деятельности, принуждать к подписке на печатные издания;

    в-третьих, требовать от учителей школ предоставления отчетов и данных, не относящихся к организации уроков и кружков, ведения классного журнала;

    в-четвертых, безосновательно проверять деятельность учреждений народного образования.

    Проект закона отдельно оговаривает, что родители не имеют права на необоснованное вмешательство в вопросы, которые входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

    Органы государственной власти на местах, как отмечается в проекте закона, за счет средств местного бюджета могут выделять учителям льготы при оплате коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство.

    Существуют и трудности, с которыми сталкивается преподаватель. К сожалению, некоторые родители не относятся к педагогам с должным уважением, и это передается детям. К тому же многие папы и мамы снимают с себя ответственность за воспитание ребенка, перекладывая свои обязанности на плечи преподавателей. Многие родители относятся к школе с позиции потребителя, требуя от преподавателей предоставления услуг «как в магазине». Часто говорят: «Это ваша обязанность, вы за это получаете зарплату».

    В отличие от многих других профессий, где результат труда не заставляет себя ждать, учитель - это «профессия дальнего действия», где нельзя получить результат мгновенно. Педагоги развивают внимание, память, воображение. Помогают ученикам найти свой путь в жизни. А главное, своими делами и словом преподают подрастающему поколению самую трудную на свете науку - быть Человеком.

    Хотелось бы отметить, что я пришел в школу уже с четко сформировавшимися взглядами на жизнь, благодаря чему по-новому смотрю на обучение. Помимо этого, мне всегда кажется важным создание атмосферы, в которой учащиеся должны чувствовать себя комфортно. Прививая любовь к предмету, могу с уверенностью сказать, что дети с удовольствием ходят на мои уроки, потому как прекрасно знают, какие возможности перед ними открывает знание языка.

    Несмотря на значимые достижения в профессиональной деятельности, я продолжаю развиваться и искать что-то новое, тем самым повышая уровень своих знаний. Ведь, как сказал французский писатель Жозеф Жубер, обучать - значит вдвойне учиться.

    Какую радость и удовлетворение испытывает педагог, когда видит плоды своего труда, стараний, веры, любви к тому, что делает. Это происходит тогда, когда его ученики становятся личностями, определившими свой жизненный путь, целеустремленными, признанными близким окружением, обществом. А если учитель становится не просто наставником, а примером для подражания, другом, советчиком и помощником в дальнейшей судьбе, это величайшее достижение.

    Президент Шавкат Мирзиёев отметил: «Мы видим в наших учителях, самоотверженных директорах школ, ветеранах сферы опору и надежду страны. Мы и далее не будем жалеть средств и возможностей ради развития школьной системы. Судьба будущего поколения, судьба всей нашей нации, народа, государства зависят от наших уважаемых учителей».

    «Учитель отражается в своих учениках» - эта фраза отражает концепцию нашего педагогического коллектива.

    Ахлиддин Мухитдинов.
    Учитель 1-й специализированной школы
    Каганского района Бухарской области.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates