В последние годы в мире возросло количество землетрясений с тяжелыми последствиями, которые оказывают серьезное воздействие на жизнь населения и социально-экономическую инфраструктуру стран, в связи с чем в рамках постоянного совершенствования сферы обеспечения сейсмической безопасности важное значение имеют обеспечение сейсмостойкости существующих и строящихся зданий и сооружений, усиление взаимодействия государственных органов и организаций по прогнозированию и мониторингу, а также подготовке к землетрясениям.
В целях внедрения современных подходов в области обеспечения сейсмической безопасности, дальнейшего повышения сейсмостойкости зданий и сооружений, разработки новых методов прогнозирования сильных землетрясений и создания современной системы подготовки
к ним:
1. Начиная с 1 июня 2024 года:
в сейсмоактивных зонах с интенсивностью 8 баллов и выше по шкале МСК-64 при планировании новых строительств наладить практику проектирования объектов медицины выше 5 этажей и зданий выше 9 этажей с устройствами активной сейсмической защиты, в том числе сейсмоизоляцией и демпфером;
определить, что финансирование работ по установке активных сейсмозащитных устройств осуществляется организациями-заказчиками, ответственными за строительные работы.
Определить Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Закиров Б.), Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента ответственными за обеспечение полного и безусловного исполнения настоящего пункта.
2. Начиная с 1 июля 2024 года:
установить, что на планируемых к строительству новых объектах III – IV категорий фактора опасности обязательным является установка устройства по автоматическому мониторингу несущих конструкций зданий и сооружений;
внедрить порядок мониторинга посредством ведения единой базы данных, получаемых с устройств автоматического мониторинга несущих конструкций зданий и сооружений.
Определить в рамках настоящего пункта Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Закиров Б.) ответственным за осуществление контроля обязательной установки устройств автоматического мониторинга несущих конструкций зданий и сооружений, Ташкентский архитектурно-строительный университет (Тулаганов Б.) – за ведение и мониторинг единой базы получаемых от них данных.
3. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 1 июля 2024 года:
при землетрясении магнитудой 5 баллов и выше по шкале МСК-64
в оперативном порядке анализируются данные по состоянию зданий
и сооружений, полученные с устройств автоматического мониторинга несущих конструкций;
информация о выявленной в зданиях и сооружениях опасности незамедлительно вносится в Республиканский совет по координации мероприятий обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан (далее – Республиканский совет);
Республиканский совет в трехдневный срок совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента определяют и обеспечивают реализацию мер по укреплению уязвимых точек зданий и сооружений, выявленных в результате землетрясения, и устранению опасности.
Определить Республиканский совет (Арипов А.) ответственным за налаживание порядка и обеспечение работ в едином режиме, предусмотренном настоящим пунктом.
4. В целях организации строительства зданий и сооружений в соответствии с сейсмической активностью регионов:
в срок до 1 июля 2024 года оцифровать региональные акселерограммы в разрезе территорий всех районов и городов республики, а также сформировать их онлайн-базы;
начиная с 1 августа 2024 года внедрить порядок проектирования
и строительства объектов III – IV категорий фактора опасности исходя из баз региональных акселерограмм, указывающих на силу землетрясения на территории.
Определить в рамках настоящего пункта Академию наук (Юлдашев Б.) и Министерство по чрезвычайным ситуациям (Кулдашев А.) ответственными за цифровизацию региональных акселерограмм, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Адилов Д.) – за осуществление контроля работ по проектированию и строительству зданий и сооружений в соответствии с региональными акселерограммами.
5. Внедрить с 1 июня 2024 года порядок проектирования планируемых к строительству новых объектов III – IV категорий фактора опасности системой автоматической блокировки газовых и электрических сетей во время сильного землетрясения.
При этом определить проведение градостроительной экспертизы проектно-сметной документации планируемых к строительству в сейсмоактивных зонах новых объектов III – IV категорий фактора опасности в случаях наличия в них системы автоматической блокировки газовых и электрических сетей при сильном землетрясении.
Определить Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Закиров Б.) ответственным за обеспечение полного и безусловного исполнения настоящего пункта.
6. В целях внедрения передовых, современных и безопасных подходов в работы по укреплению зданий и сооружений, подвергшихся оседаниям и деформациям под воздействием землетрясений и сезонных увлажнений грунтов оснований:
в срок до 1 июля 2024 года осуществить работы по восстановлению существующих зданий и сооружений, техническое состояние которых признано неудовлетворительным, методом «укрепления компенсационной инъекционной технологии и возвращения деформации в прежнее состояние» в порядке эксперимента;
в срок до 1 октября 2024 года на основе результатов эксперимента принять меры по полному внедрению в практику подземного метода «укрепления компенсационной инъекционной технологии и возвращения деформации в прежнее состояние» при укреплении фундамента зданий и сооружений и устранении деформаций.
Определить в рамках настоящего пункта Ташкентский архитектурно-строительный университет (Тулаганов Б.) ответственным за внедрение в практику метода «укрепления компенсационной инъекционной технологии и возвращения деформации в прежнее состояние», Инспекцию по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Тулаганов К.) – за предоставление объектов для эксперимента.
7. В целях повышения качества государственного контроля в строительстве с 1 июля 2024 года организовать работы по осуществлению государственного контроля с учетом категории опасности и риска новых строящихся объектов, а также опыта работы региональных инспекторов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Определить Инспекцию по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Тулаганов К.) ответственным за обеспечение полного и безусловного исполнения настоящего пункта, пересмотр количества штатных единиц территориальных инспекций по контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства при осуществлении государственного контроля в строительстве.
8. Утвердить:
«Дорожную карту» по совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности и повышению сейсмостойкости зданий
и сооружений (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 1;
Региональные планы реализации мер, направленных на обеспечение сейсмической безопасности по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту, (далее – региональные планы мер) согласно приложениям №№ 2 – 15.
9. Возложить персональную ответственность по обеспечению своевременной и эффективной реализации задач, определенных в «Дорожной карте» и региональных планах мер:
по «Дорожной карте» – на первых руководителей соответствующих государственных органов и организаций;
по региональным планам мер – на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.
Определить Республиканский совет ответственным за осуществление контроля и координации за качественным и своевременным выполнением задач государственными органами и организациями, определенных в «Дорожной карте» и региональных планах мер.
10. Республиканскому совету (Арипов А.), Ташкентскому архитектурно-строительному университету (Тулаганов Б.) в срок до 1 августа 2024 года организовать направление членов Республиканского совета, а также специалистов министерств и ведомств, ответственных за сферу, в краткосрочную служебную командировку в зарубежные государства с развитой сферой обеспечения сейсмической безопасности и строительного контроля.
Определить, что расходы, связанные с направлением членов Республиканского совета и специалистов министерств и ведомств, ответственных за сферу, за рубеж (транспорт, гостиница, суточные и другие), покрываются за счет средств Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
11. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям в срок до 1 мая 2024 года утвердить региональные планы по подготовке к землетрясению и организовать согласно законодательству работы по подготовке населения к землетрясению на основе настоящего плана.
12. В целях организации работ по подготовке к сильным землетрясениям в регионах на основе конкретных научных прогнозов начиная с 1 мая 2024 года:
наладить практику ежемесячного внесения Республиканским центром сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее – Центр) заключений о сейсмической опасности и прогнозе землетрясения в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента;
при наличии в заключениях предупреждения об опасности сильного землетрясения руководителям соответствующих регионов организовать работы согласно региональным планам подготовки к землетрясению.
Определить Республиканский центр сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям (Кучкоров К.), Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента ответственными за обеспечение полного и безусловного исполнения настоящего пункта.
13. Начиная с 1 июня 2024 года наладить практику выявления территорий с вероятностью возникновения в ближайшем будущем сильного землетрясения посредством мониторинга произошедших на территории республики землетрясений, их научного анализа и движения активных тектонических разломов земной коры.
При этом определить осуществление:
Центром – организации проведения сейсмопрогностического мониторинга, формирования и обработки базы цифровых данных произошедших землетрясений;
Академией наук – выявления механизма, степени возникновения землетрясений и проявлений различных геодинамических процессов предвестников землетрясения, а также территорий с вероятностью возникновения в ближайшем будущем сильного землетрясения.
При выявлении территорий с вероятностью возникновения сильного землетрясения вносить незамедлительно в Республиканский совет информацию об этом.
14. Начиная с 1 мая 2024 года наладить практику формирования в каждом регионе волонтерских групп для привлечения к работам по спасению населения при сильном землетрясении.
При этом ежеквартально обучать граждан, привлеченных в волонтерские группы, правилам и порядку передвижения при сильном землетрясении, согласно законодательству повышать их знания и навыки в этом направлении.
Определить Министерство по чрезвычайным ситуациям (Кулдошев А.) и Агентство по делам молодежи (Саъдуллаев А.) ответственными за полное внедрение практики, предусмотренной настоящим пунктом, постоянное стимулирование деятельности волонтерских групп.
15. Согласиться с предложением Академии наук, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства о создании при Академии наук Ассоциации ученых инженерии землетрясения (далее – Ассоциация) без статуса юридического лица.
На Ассоциацию возложить основные задачи согласно приложению № 16.
16. Следующие:
определить, что Ассоциация формируется Академией наук по согласованию с Кабинетом Министров в составе ответственных за сферу специалистов министерств и ведомств, а также ученых и зарубежных специалистов и обновляется каждые три года;
обеспечить обсуждение Республиканским советом каждые полгода предложений, подготавливаемых Ассоциацией ежеквартально, и незамедлительное осуществление обоснованных предложений.
17. В целях доведения до населения и широкой общественности сути и значения мер, осуществляемых по обеспечению сейсмической безопасности:
а) Национальной телерадиокомпании Узбекистана (Джурабаев А.) обеспечить:
совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям (Кулдошев А.) подготовку передач, сюжетов, роликов и эфиров, посвященных правильному передвижению граждан во время землетрясения;
передачу в эфир произведенной медиа-продукции на всех теле- и радиоканалах Национальной телерадиокомпании на системной основе;
б) Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.) совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям (Кулдошев А.) организовать широкое освещение в средствах массовой информации и социальных сетях процессов осуществления мероприятий сейсмической безопасности, в частности полной информации о командно-штабных, оперативно-тактических и объектных учениях, организуемых по правильному передвижению граждан во время землетрясения.
18. Академии наук, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
19. Возложить на министра по чрезвычайным ситуациям Кулдошева А.Х. и министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Закирова Б.И. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
О результативности осуществляемых мер вносить информацию Президенту Республики Узбекистан по итогам полугодия.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
17 апреля 2024 года.