В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в пятом разделе указываются приоритетные направления в сфере обеспечения безопасности, а также в осуществлении взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики. В частности, пре­дусматривается «создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства».

Центральноазиатский регион в настоящее время находится в стадии поиска и формирования собственной системы региональной безопасности. Необходимость ее создания обуславливается продолжающейся на протяжении длительного периода гражданской войной в Афганистане, а также нестабильностью в сопредельных и близлежащих реги­онах. Именно поэтому в своем праздничном поздравлении в связи с 29-летием образования Вооруженных Сил Республики Узбекистан и Днем защитников Родины Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул: «Мы все хорошо осознаем, что в условиях продолжающихся сложных процессов, конфликтов и противостояний в разных регионах мира должны усилить нашу работу по обеспечению мира и безопасности в стране».

Отсутствие собственной системы региональной безопасности в настоящее время компенсируется участием центральноазиатских стран в таких субрегиональных организациях, как СНГ и ШОС. Происходящий сегодня процесс структурирования Цент­ральноазиатского региона должен завершиться созданием системы политических и экономических форм сотрудничества, обеспечивающих поддержание устойчивой региональной безопасности. Достижение указанного уровня взаимодействия возможно только на основе всестороннего сотрудничества и получения финансово-экономической поддержки от международных организаций и структур регионального характера.

29 декабря 2020 года в Послании Олий Мажлису Президент страны в качестве первоочередной задачи в реализации внешней политики нашего государства в 2021 году определил усовершенствование Концепции внешней политики Узбекистана с учетом проводимой открытой, прагматичной и конструктивной внешней политики, а также долгосрочных стратегических целей.

Концептуальный документ должен будет определять систему взглядов на содержание, принципы, цели, методы и основные направления внешнеполитической деятельности республики. В частности, по защите и реализации интересов личности, общества и государства; обеспечению надежной безопасности страны, сохранению и укреплению ее суверенитета и территориальной целостности; созданию благоприятных условий для роста политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала страны. А также для повышения уровня жизни населения, дальнейшего проведения демократичес­ких преобразований, совершенствования и укреп­ления основ конституционного строя, соблюдения прав человека, формирования пояса безопасности, стабильности и добрососедства на границах с сопредельными странами, осуществления целенаправленной деятельности по устранению имеющихся и предотвращению новых противоречий и конфликтов в Центральноазиатском регионе.

Вышеперечисленные направления внешней политики должны определяться на основе тщательного анализа и прогнозирования тенденций, характеризующих состояние и развитие обстановки в стране и регионе. Однако данный процесс предполагает не только формулирование направлений внешней политики, но и поиск путей и способов реализации планируемых мер для достижения ожидаемого результата. Особенно это касается внешнеполитических мер, принимаемых на основе правового механизма, отраженного в соответствующих разделах международных договоров и соглашений.

Как правило, те инициативы, которые носят только декларативный характер и не имеют своего международно-правового механизма реализации, на протяжении длительного времени остаются в качестве намерений и не получают материализации. Таким примером может служить ситуация с созданием системы региональной безопасности в Цент­ральной Азии, которая вот уже почти тридцать лет постоянно обсуждается на разных форумах, но не может получить завершающего оформления.

В связи с этим представляется своевременным принятие 30 октября 2020 года постановления Кабинета Министров «Об организации Института государства и права в системе Академии наук Респуб­лики Узбекистан», согласно которому на институт возлагаются задачи в виде подготовки аналитических документов для разных государственных структур по совершенствованию правового регулирования осуществляемой ими деятельности в интересах устойчивого развития нашей страны, а также обеспечивается участие сотрудников института в работе научно-консультативных советов, комиссий и рабочих групп при государственных органах по подготовке проектов нормативно-правовых и программных документов, касающихся разного рода аспектов государственной и социальной реформы.

Нет сомнений, что данная мера будет способствовать повышению эффективности в реализации принимаемых органами государственной власти респуб­лики программных документов за счет создания надежных правовых механизмов, что в свою очередь будет способствовать постоянному процессу совершенствования правовых норм национального законодательства, содействовать их результативности.

Пулат Махкамбаев.
Старший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан.