С приветственным словом к участникам по видеоконференцсвязи обратился министр транспорта Республики Узбекистан Илхом Махкамов. В этот день в столице Таджикистана Душанбе проходила встреча министров транспорта стран Центральной Азии, поэтому пришлось избрать такую форму общения.
Отмечено, что геостратегическое положение Узбекистана на пересечении дорог древнего Великого шелкового пути всегда способствовало культурному диалогу и взаимным обменам. Выражена также надежда на то, что конференция будет способствовать сближению взглядов стран - членов Международного союза автомобильного транспорта, консолидации интересов в сфере автомобильных перевозок. Узбекистан за эти годы значительно увеличил объем экспорта товаров, активно участвует в строительстве транспортного коридора Узбекистан - Афганистан - Пакистан в целях ускорения выхода к морским портам, возведении железной дороги по маршруту Китай - Кыргызстан - Узбекистан для улучшения связей региона Юго-Восточной Азии с остальным миром. Наша страна стремится обеспечить надежность, стабильность путей, ведущих через Узбекистан, в том числе для транзитных перевозчиков.
С приветствием обратились советник министра инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан Абдулла Хошимов, начальник отдела Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан Элёр Хакимов, президент Международного союза автомобильного транспорта Раду Динеску, генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Кунио Микурия (по интернету), председатель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Узбекистана Санжар Пулатов.
Как отметил А. Хошимов, Узбекистан поставил перед собой большую цель по увеличению объемов экспорта от 18,5 млрд долларов в 2022 году до 45 млрд, а это потребует наращивания транспортных перевозок продукции. В частности, число перевозок автомобильным транспортом выросло в пять раз, что говорит о соответствии отечественных перевозчиков требованиям доставки грузов заказчиков от двери до двери в точно условленные сроки.
- Сегодня Узбекистан поддерживает торговые отношения более чем со 180 странами, - отметил он. - И автомобильные перевозки играют ключевую роль.
Как сказал Р. Динеску, он гордится, что работает в отрасли, которая всегда первой приходит на помощь всем в период кризисов. В частности, люди за рулем автомобилей доставляли медикаменты и продовольствие в пандемию с риском для здоровья. Вывозили в безопасное место беженцев из зон военного конфликта, помогали пострадавшим в землетрясении в Марокко. Международный союз автомобильного транспорта создан в 1948 году. Организация отмечает 75-летие. А тогда главной задачей было налаживание контактов между странами. Мирный водитель стал говорящим символом возвращения к стабильности.
- Философия Всемирной таможенной организации выражается во фразе: «Границы - разделяют, таможни - объединяют», - отметил К. Микурия, с теплотой вспомнив о встрече с Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым 26 ноября 2021 года. - Была подчеркнута важность реализации совместных мероприятий и проектов по цифровизации, по внедрению передовых международных стандартов, модернизации таможенных постов на основе применения интеллектуальных систем, по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере борьбы с коррупцией, контрабандой и таможенными нарушениями, по подготовке специалистов и другим направлениям.
Проведение в нашей стране международной конференции по вопросам развития автомобильных перевозок тоже является одним из моментов реализации достигнутых тогда договоренностей. Решающее условие для дальнейшего развития - сотрудничество между частными автомобильными перевозчиками Узбекистана и государством.
Об объединении усилий организаций в сфере международных автомобильных перевозок говорил С. Пулатов, отметив важность выстраивания долгосрочных транспортных потоков, взаимодействия в подготовке водительских кадров, унификации таможенных процедур, перевода документов в цифровой формат. Поздравил с 75-летием создания IRU и отметил, что AIRCUZ тоже отмечает 30-летие создания организации.
В рамках первого дня конференции состоялось пленарное заседание по устойчивости цепочек поставок во время кризиса. Модератором выступил глава Постоянного представительства IRU в Евразии Вадим Захаренко.
Отвечая на вопрос модератора: «В чем секрет успеха Узбекистана, не имеющего выхода к морским портам, но в пять раз увеличившего количество перевозок?», представитель Минтранса Абдусамат Муминов отметил, что за последние годы с трех тысяч до 20 тысяч выросло число автомобилей, занятых в международных перевозках. Ярким примером ГЧП стало возведение нового терминала аэропорта в Самарканде. Теперь в нашей стране шесть частных авиакомпаний. Планируется довести их количество до десяти. Узбекистан занял лидирующие позиции по выдаче книжек МДП.
Член Коллегии по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арзыбек Кожошев отметил, что организация располагает самой протяженной в мире сетью железных (12 тысяч км) и автомобильных (15 тысяч км) дорог, пролегающих по территории пяти стран: Армении, Беларуси, России, Казахстана и Кыргызстана. Транспортные коридоры Север - Юг и Европа - Западный Китай привлекают внимание большого числа автомобильных перевозчиков настолько, что модернизация пунктов пропуска стала единственным ответом на наплыв грузовиков.
- Страны ЕАЭС в условиях политической напряженности переориентируют свои транспортные потоки на Восток, активно работая в этом направлении с Узбекистаном, Туркменистаном и Ираном, - сказал А. Кожошев.
Отмечено, что в первую очередь страны ЕАЭС планируют использовать потенциал транспортных коридоров Север - Юг, Европа - Западный Китай и Транскаспийский международный транспортный маршрут.
Также добавлено, что в ЕАЭС идет большая работа по расширению данных транспортно-логистических путей в сторону Китая, Ирана и Индии, с которыми у стран союза растет объем торговли.
В перерыве удалось пообщаться с некоторыми участниками конференции, узнать их мнение по обсуждаемым вопросам.
- Хочется особо отметить высокий уровень организации, - говорит генеральный директор Союза транспортников Казахстана KazLogistics Ерлан Абсатов. - За последние годы Узбекистан вышел в топ лидеров применения книжек МДП. Сам факт проведения юбилея Международного союза автомобильного транспорта не в Женеве, а в Ташкенте показывает рост авторитета узбекских перевозчиков. Если для банкиров новый год наступает в январе, то мы, транспортники, говорим об итогах года и перспективах на новый год в сентябре. Обсуждаются здесь вопросы трансграничных перевозок, обучения водительского состава, тенденции обновления подвижного парка.
Генерального секретаря Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) Лазара Команеску впечатлили перемены в нашей стране. Как оказалось, 15 лет назад он приезжал в Узбекистан в качестве министра транспорта Румынии.
- Рад поздравить Узбекистан с колоссальными переменами в сфере развития транспорта, - отметил Л. Команеску. - Приоритет здесь связан с цифровизацией сферы, сотрудничеством с международными организациями: IRU, МДП, ОЧЭС. Нужна синергия, работа в одиночку эффекта не даст.
На пленарном заседании выступила директор МДП и транзитных систем IRU Татьяна Рей-Белле. Перевозчики из Узбекистана убедились в том, что путь через Турцию оказывается дешевле на 20 процентов, а по коридору Турция - ОАЭ - на 30. Преимущество системы автомобильных перевозок состоит в большей гибкости в сравнении с другими. Система книжек МДП обеспечивает баланс между оперативностью проверки грузов и безопасностью. В условиях повышения нагрузок на пункты пограничного контроля стран - членов IRU это очень важно. Использование электронных очередей, градация грузов по принципу «груз повышенного риска» и «груз пониженного риска» позволили ускорить пересечение границ. При этом для повышения числа элементов программного обеспечения и создания физической инфраструктуры потребуются дополнительные инвестиции.
Генеральный секретарь ПС МПК ТРАСЕКА Асет Асавбаев подчеркнул, что Межправительственная комиссия (МПК) ТРАСЕКА отметила повышенное внимание к работе транспортного коридора через Каспийское и Черное моря, выделив ведущую роль Узбекистана, Казахстана и Украины в гармонизации мультимодальных перевозок. Предложено увеличить паромные перевозки морским транспортом. Пилотный проект с использованием полуприцепов позволил преодолеть границы девяти стран за 21 день, в перспективе - сократить до 14. Использование седельных тягачей до Черного моря, а затем морского транспорта позволяет экономить время на пересечение границ, а также уменьшить услуги водителей, если оптимизировать процедуру выдачи одного разрешения на прохождение пространства стран - членов ТРАСЕКА. Для бизнеса могут возникнуть сложности с перестройкой, значит требуется объединение в консорциумы.
Руководитель группы по автомобильному транспорту и многосторонней квоте Международного транспортного форума (МТФ) Елена Шатберашвили отметила, что многосторонняя квота (SMT) дает преимущество в доступе на территорию 43 стран - членов Евросоюза. МТФ занимается транзитными перевозками по Европе. Первая идея - либерализация процессов. Вторая - гармонизация условий. И третья - рациональное использование транспортных средств.
Одно из требований ЕС касается снижения нагрузки на окружающую среду. Экологические стандарты стимулируют инвестировать в грузовики. С 1 января 2025 года запускается система цифровизации выдачи разрешений, что позволит уменьшить бумажную волокиту. В настоящее время книжки МДП, позволяющие оптимизировать режим таможенного досмотра, выдаются водителям в бумажной версии.
Генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта Умберто ди Претто презентовал Хартию IRU-75. Отмечено, что Хартия - это не просто бумага, документ. Это приверженность первыми прийти на помощь в кризисных точках планеты. Простой пожилой водитель грузовика, доставлявший груз на границе Грузии и Турции, был растроган до слез, когда его назвали героем. На автомобиль сделана наклейка. Тысячи и тысячи героев приходят первыми на помощь жителям стран мира, оказавшимся в трудных обстоятельствах.
На следующей сессии обсуждался вопрос нехватки водителей. В странах Северной и Южной Америки, Азии и Европы не хватает 2,6 млн водителей-профессионалов. Эта проблема создает риски сбоев в цепи поставок, стрессы в экономиках стран. Переход на автоматизированные транспортные средства не решит проблемы. Надо сделать более привлекательной профессию, чтобы в нее снова пошла молодежь.
Узбекистан становится важной переговорной площадкой, этим надо пользоваться для продвижения интересов региона Центральной Азии, в том числе и в вопросах автомобильных международных перевозок. Для стран, не имеющих выхода к морским портам, эта тема имеет решающее значение.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».