Об искусстве,  дающем уроки жизни

    Театральное искусство - одно из важнейших средств повышения духовности, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, преданности идеям национальной независимости, самых высоких человеческих ценностей. В этом контексте о многом говорит тот факт,  что первый национальный театр европейского образца в Центральной Азии появился именно в Узбекистане, вписав немало  славных страниц в отечественную культуру за свою более чем вековую историю.  Сегодня данный вид творчества являет собой транслятор передовых ценностей. Это особенно заметно в последние годы, когда одним  из приоритетных направлений государственной политики стала забота о дальнейшем повышении уровня образования и культуры населения.

    В Узбекистане проводится широкомасштабная работа по развитию профессионального театрального искусства, его традиций и школ, поддержке и стимулированию труда творческих деятелей. Особое внимание уделяется созданию высокохудожественных произведений, посвященных богатой истории нашей Родины, бессмертному наследию великих предков, успехам, достигнутым в годы независимости, отображению в сценических произведениях образов современных героев.

    Важным импульсом в развитии направления стала Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, одна из задач которой нацелена именно на развитие театрального искусства и укрепление его материально-технической базы (цель 76). Также необходимо отметить ряд важных для сферы документов за подписью главы государства: Закон «О культурной деятельности и организациях культуры» от 20 января 2021-го, Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления в сферах туризма, спорта и культурного наследия» от 6 апреля 2021-го, постановление «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию сферы культуры и искусства» от 2 февраля 2022-го, другие нормативно-правовые акты.

    О результатах проделанной работы, истории направления, его будущем и о многом другом - наша беседа с доктором искусствоведения, театральным критиком Ахмаджоном РАХИМОВЫМ.

    - Как вы считаете, в чем особенность становления театра Узбеки­стана, его уникальность?

    - Узбекский театр - отражение летописи искусства страны, которая богата яркими событиями. Страница за страницей вписаны в нее незабываемые постановки; замечательные традиции; великие актеры и актрисы, посвятившие свою жизнь творчеству и ставшие легендами отечественной сцены. Это делает храм культуры образцом для всех государств.

    На протяжении пути развития театр нес со своих подмостков мощный просветительский заряд, живую энергетику, свет и надежду, которые отзывались в сердцах зрителей, заставляли задуматься. Ведя диалог со зрителями, актеры говорили о самом главном и значительном, близком и понятном каждому. Здесь были поставлены лучшие пьесы мировой классической и отечественной драматургии: «Мирзо Улугбек», «Алишер Навои», «Фархад и Ширин», «Ревизор», «Гамлет», «Отелло», «Юлий Цезарь», «Сон в летнюю ночь», «Шелковое сюзане», «Украденная жизнь», «Деревья умирают стоя», «Дочь Ганга», «Царь Эдип» и многие другие.

    В течение длительного периода в Цент­ральной Азии существовала своя зрелищная система, которая включала в себя не только пратеатральные формы (обряды и ритуалы, посвященные кругу человеческой жизни и календарным праздникам), но и достаточно развитые, такие как кукольный и народный театры устной традиции масхарабозов.

    Узбекский театр европейского образца зародился в начале XX столетия, когда в Туркестане стала активно развиваться городская культура нового типа. Идея возникла в умах просветителей - джадидов, выступавших за реформирование и прог­ресс в политической и социальной жизни, образовании и духовности.

    Появление литературной драмы и вслед за ней нового театра связано с цивилизационными процессами - концентрацией населения в крупных городах, где возникают новые коммуникационные движения и взаимодействия, с появлением капиталистических отношений. Приметы и предметы жизни были вкраплены в первые прозаические и драматические произведения, которые ставили на сценах нашего государства. Благодаря этому сегодня мы имеем практически безграничный источник знаний о быте в те времена.

    Известно и то, в какой период и благодаря чему стала использоваться определенная терминология (железнодорожный вокзал, финансовая биржа, адвокатские конторы, синематографы, аукционы антикварного искусства, типографии, печатавшие большие тиражи газет и журналов, диковинные граммофоны и телефоны, фотография, швейная машина, велосипед, мануфактура…), которая встречается в первых узбекских произведениях прозы и драмы А. Авлони, А. Кадыри, А. Каххара.

    Растущая популярность театра в большей степени была обусловлена тем, что его эстетические предпочтения, как и особенности исполнительского искусства, складывались под сильным влиянием национальных традиций. В процессе первоначального оформления школы актерского мастерства всегда намечаются пути дальнейшего развития, поэтому среди разных влияний, способствовавших становлению отечественного театрального искусства, особо следует выделить наши приемы и школы.

    Именно данное направление в то время удовлетворяло социальный запрос на живое и пылкое слово, выразительные интонации, искренние и сильные чувства. Формированию самобытного театра, тяготеющего к крупным сценическим формам, способствовали от природы талантливые актеры первых поколений.

    В творчестве богато одаренных природой самородков талант поначалу опережал знание. С интенсивным накоплением опыта углублялись понимание профессии, осознание сущности и общественного назначения искусства. За короткий срок начинающие лицедеи прошли путь от любительского театра к профессиональному.

    - Что можно сказать о современном отечественном театре?

    - В генезисе нового узбекского театра присутствуют следы былых времен, что прекрасно говорит о наличии собственного пути развития, интенсивном росте, который не оборвал связь с корнями, а лишь укрепил ее.

    Также важно отметить и то, что несколько лет назад начался новый этап истории страны. Темпы развития государства, наблюдаемые сегодня, подтверждают логику: движение по пути демократизации и интеграции в мировое сообщество необходимо начинать с укрепления духовной культуры общества. Поэтому программа возрождения духовного наследия стала важнейшей задачей для республики, то есть поднята на уровень государственной политики. Осуществлению инициативы содействует атмосфера в обществе: отвечает настроениям и желаниям творческой интеллигенции. Если прежде знания о богатейшем наследии народов Узбекистана считались главным образом прерогативой специалистов, то сегодня благодаря заданному главой государства курсу они стали распространяться среди широких слоев населения не только страны, но и всего мира.

    Культурное наследие - не просто нечто накопленное народом в прошлом, но и то, что будет в его распоряжении в будущем. То есть процесс фильтрации и кристаллизации высоких достижений продолжается и в настоящее время, расширяя само понятие для следующих поколений.

    Интерес к достоянию обострился в теат­ре, как и в других видах искусства, в связи с модернизацией в современный период, когда культурный билингвизм становится основой многих признанных достижений сценического искусства, а традиция - мощным стимулом новаторских тенденций. В период активной интеграции Узбекистана в культурное мировое пространство происходят поиски своих уникальных ответов на вопросы глобализации.

    Хотя культурные национальные традиции всегда апеллируют к прошлому, сегодня это совмещается с открытостью к новизне. В современном развитии культуры Узбекистана явственно определился стабильный баланс универсальных и национальных ценностей, в чем важную роль сыграло искусство, в том числе и театральное. В свою очередь изменения в общественной жизни, экономике, духовности, социальной психологии неминуемо влияют на течение театрального процесса.

    Картина современной культурной жизни многообразна и пестра. Сцена доступными ей средствами демонстрирует гармоничное развитие творческой жизни Узбекистана: уникальной, бережно хранящей самобытность, но не замкнутой в узких пределах, щедро дарящей миру духовные ценности и открытой к восприятию лучших достижений человечества.

    О сбалансированной, взвешенной политике говорит тот факт, что в Узбекистане благодаря государственной поддержке работают десятки профессиональных теат­ров, живут и развиваются разные жанры - драма европейского образца и национальная музыкальная, опера, балет...

    Особая роль в жизни страны отведена Ташкенту. Столица давно завоевала репутацию театрального города. Здесь расположена треть всех соответствующих заведений страны, спектакли идут на узбекском и русском языках.

    Так, например, Узбекский Национальный академический драматический театр, Молодежный театр Узбекистана в последние годы справедливо становятся хедлайнерами благодаря своему экспериментальному творчеству и, что немаловажно, техническим ноу-хау.

    Продолжает традиции корифеев узбекской сцены нынешнее поколение служащих Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, известного далеко за пределами страны.

    Можно привести немало примеров международного культурного обмена в сфере. Отечественные коллективы участвовали в разных фестивалях в Германии, Франции, Бельгии, Индии, Казахстане, США, России, Египте, Таджикистане, Южной Корее. Ежегодно зарубежные гастроли проводит вышеупомянутый ГАБТ. Стали привычными и оцениваются как нормальный и необходимый элемент творческого процесса приглашения режиссеров и актеров не только из других театров, но и стран.

    - Театральная жизнь Узбеки­стана весьма разнообразна. Во многом - благодаря фестивалям и смотрам-конкурсам. Расскажите об этом подробнее.

    - Наличие подобных событий - важный показатель состояния театрального дела. Регулярное проведение фестивалей необходимо для развития искусства. Каждый смотр или конкурс стимулирует творческий процесс, оживляет театральную жизнь, выявляет лучшие примеры в деятельности театров.

    Немаловажные задачи каждого мероприятия - поддержка разных направлений и художественных поисков, моральное и материальное поощрение самих деятелей - актеров, режиссеров и так далее. Как правило, смотры привлекают большое внимание средств массовой информации, а также широкой общественности, что является важным условием поддержания достойного статуса театрального искусства в системе современной культуры.

    Театру, безусловно, необходимо внимание меценатов, спонсоров, коммерческих структур для более широкой финансовой поддержки.

    Фестивали удовлетворяют потребности в новых, живых впечатлениях. Даже внут­ренние смотры призваны насыщать впечатления участников и зрителей по всему спект­­ру - от драматургии до исполнения. Еще более благотворно участие в международных фестивалях. Все это привносит в сферу новое: идеи, контакты, возможности.

    А ведь для искусства, особенно театрального (в силу его специфичности), отсутствие длительное время яркой эстетической информации чревато печальными последствиями. И в первую очередь - утратой и распылением художественных критериев и ориентиров. Отдаляются от сцены и зрители, которые привыкают компенсировать отсутствие впечатлений наличием их в других видах творчества.

    Специфика театрального искусства (его жизнь лишь в момент непосредственного восприятия) резко ограничивает возможности тиражирования. Сегодня уровень аудио- и видеотехники позволяет передавать тончайшие нюансы музыкального исполнения, полиграфии - воспроизводить в деталях шедевры мировой живописи. Кинематограф и литература прямо рассчитаны на распространение. И только театр надо видеть живым. Ни подробнейшие описания, ни фотографии, ни видеозапись спектакля (как бы профессионально они ни были сделаны) не способны воссоздать атмосферу единения сцены и зала. То, чего не увидел сегодня, рискуешь не увидеть никогда - печальный закон театра.

    Фестивали и гастроли - основной формат интеграции в мировую художественную культуру. Являются средством укрепления международных контактов. Их подготовка и проведение открывают широкое поле для взаимодействия национальных и зарубежных институтов как на государственном, так и международном уровнях. Чем больше мероприятий будет, тем больше творческих стимулов появится у сценических коллективов. А значит, интереснее станет сам театр.

    ***

    Современное прочтение духовного наследия, пожалуй, самая яркая и интригующая тенденция в развитии отечественного театра последних лет: затронула все драматические жанры - от национальной исторической драмы до мировой классики, а также все компоненты сценического искусства - режиссуру, исполнительское искусство, сценографию.

    Театральное искусство Нового Узбекистана отличает особая чуткость к богатейшим традициям национальной музыки, литературы, изобразительного искусства, архитектуры - всему комплексу традиционной художественной культуры. Опора театра на лучшие традиции, творческий поиск при возвращении на сцену этнографии, фольклора, национального быта, разно­образных ритуалов - самые заметные направления современной сцены, проявившиеся в спектаклях нашей страны.

    В эпоху перемен сделано многое. Главное, созданы условия для творчества. Реализуется ряд проектов: снимаются фильмы, проходят вернисажи, издаются новые литературные произведения, каждое из которых находит своего читателя, ставятся все более интересные и масштабные постановки. Образован ряд организаций и учреждений, разработана система по сохранению уникальных образцов узбекского классического и фольклорного искусства, развитию самобытных исполнительских школ и традиций. Это результат происходящего в нашей стране третьего Ренессанса.

    Беседовала
    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates