Создана Комиссия по вопросам молодежи

Сначала депутаты рассмотрели вопрос о создании Комиссии Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам молодежи.

Отмечено, в последние годы в стране проведена масштабная работа по обеспечению государственной молодежной политики. За истекший короткий период в стране создана совершенно новая система работы с молодежью, а обеспечение ее законных прав и интересов стало наиболее приоритетным направлением государственной политики.

Укреплена правовая база по оказанию государственной поддержки молодежи, так, за истекший короткий период принято более 100 законодательных актов в данном направлении. В результате еще больше укрепились правовые основы взаимоотношений молодежи и органов государственной власти.

Сотрудничество парламента и молодежи имеет важное значение в реализации государственной молодежной политики. Реформы, направленные на их всемерную поддержку, повышение общественной и политической активности молодого поколения, также отражаются в жизни парламента.

Диалог Президента страны с молодежью, состоявшийся 14 февраля текущего года, в буквальном смысле открыла новые страницы в жизни современного поколения. На встрече глава государства выдвинул ряд важных инициатив по созданию необходимых условий, чтобы молодежь получила образование, трудоустроилась, нашла свое место в обществе.

В частности, в целях дальнейшего расширения участия Законодательной палаты в реформах по поддержке молодежи и реализации ее потенциала выдвинута инициатива о создании Комиссии по вопросам молодежи.

На заседании депутаты отметили роль и значение Комиссии по вопросам молодежи в реализации потенциала молодежи, повышении ее социально-экономической и политической активности, правовых знаний юношей и девушек, обладающих современным мировоззрением, знаниями и навыками.

Также отмечено, что Комиссия является важным институтом в разработке предложений по совершенствованию законодательства по вопросам молодежи и осуществлению эффективного и действенного парламентского контроля за исполнением законов в данном направлении.

На заседании принято решение о создании Комиссии Законодательной палаты по вопросам молодежи и утвержден ее состав.

Вводится система государственного социального страхования

После депутаты постатейно во втором чтении рассмотрели законопроект «О государственном социальном страховании».

Отмечено, в новой редакции Конституции определено, что каждый имеет право на социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности и безработицы. Однако сегодня сотрудники при временной нетрудоспособности или увольнении сталкиваются с рядом проблем по обеспечению социальной поддержки.

В частности, так как пособия по беременности и родам, а также по временной нетрудоспособности являются излишними финансовыми расходами для работодателей, поэтому наблюдаются случаи невыплаты этих пособий в частном секторе или нетрудоустройства и увольнения беременных женщин.

В целях предотвращения вышеуказанных ситуаций законопроектом определен ряд важных норм. То есть документом предусмотрено регулирование отношений в сфере системы государственного социального страхования и выплаты по государственному социальному страхованию, а также по временной нетрудоспособности в связи с болезнью, пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности в связи с увольнением или лишением дохода за счет государственного социального страхования.

Также определяются порядок назначения и выплаты соответствующих выплат при страховых случаях, основания их приостановления, восстановления и прекращения по государственному социальному страхованию.

По мнению депутатов, принятие законопроекта обеспечит полную выплату пособий работающим сотрудникам по временной нетрудоспособности независимо от рода деятельности, по беременности и родам, а также предотвратит попадание социально активного населения в категорию бедных семей.

Законопроект принят депутатами.

Защита прав граждан на получение качественных медицинских услуг

Депутатами во втором чтении рассмотрен законопроект, направленный на совершенствование системы оказания населению услуг, входящих в гарантированный объем медицинской помощи, а также осуществления профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников.

В последние годы в стране проводится системная работа по обеспечению гарантированного медицинского обслуживания населения, стимулированию труда медицинских работников, широкому внедрению современных технологий и методов лечения.

Первичная и квалифицированная медицинская помощь стала доступной широким слоям населения благодаря мерам, принятым по приближению медицинской системы к народу. В частности, в учреждениях первичной медико-санитарной помощи налажена деятельность свыше 18 тысяч медицинских бригад и 2 104 махаллинских медицинских пунктов.

 Законопроектом определяются нормы, направленные на внедрение системы правового регулирования оказания населению дополнительной медицинской помощи, не входящей в гарантированный объем медицинской помощи, а также внедрение системы предоставления медицинским и фармацевтическим работникам права осуществлять профессиональную деятельность посредством их государственной регистрации

 Кроме того, согласно статье 29 Закона «Об охране здоровья граждан», в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, дополнительная медицинская помощь, не входящая в гарантированный объем медицинской помощи, гарантированной государством населению или гражданам, которые обращаются напрямую без направления семейного врача или медицинской бригады, будет предоставляться на платной основе

 Вносятся изменения в статью 41 этого закона, которая предусматривает автоматическую государственную регистрацию лиц, получивших дипломы медицинских учебного заведения, в рамках действующей системы получения квалификационных категорий.

Принятие законопроекта послужит эффективной защите прав населения на получение качественных медицинских услуг, оказанию гражданам дополнительной медицинской помощи в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, а также предоставление на платной основе медицинской помощи напрямую без направления семейного врача или медицинской бригады.

 Законопроект принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.

 Какие налоговые льготы будут предоставлены субъектам предпринимательства?

Во втором чтении рассмотрен законопроект, направленный на дальнейшую поддержку сферы птицеводства и деятельности детских оздоровительных центров.

Данным законопроектом на период до 1 января 2030 года субъекты предпринимательства, производящие птицеводческую продукцию, освобождаются от уплаты земельного налога с юридических лиц (за исключением посевных площадей).

Наряду с этим на период до 1 января 2027 года предусмотрено освобождение от налога на прибыль по доходам, полученным от сдачи в аренду зданий и сооружений стационарных детских оздоровительных лагерей в системе Федерации профсоюзов Узбекистана, а также налога на имущество юридических лиц и земельного налога с юридических лиц – по объектам аренды и занимаемых ими земельных участков.

Принятие законопроекта послужит дальнейшей поддержке деятельности птицеводческих предприятий, созданию благоприятных условий для внедрения современных генетических технологий в сферу, а также улучшению условий для отдыха детей, повышению эффективности работы по оздоровлению и умственному развитию детей.

Законопроект принят депутатами.

 При назначении пенсий будет снижен человеческий фактор

На заседании депутаты постатейно во втором чтении рассмотрели законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование системы оказания социальных услуг населению.

Отмечено, в последние годы в стране поэтапно реформируется система назначения пенсий гражданам. В частности, внедрена практика оформления пенсии на основе одного документа, удостоверяющего личность, без истребования дополнительных документов от граждан, через центры государственных услуг Министерства юстиции или Единый портал интерактивных государственных услуг.

Вместе с этим возникает необходимость эффективного использования передовых цифровых технологий в процессе назначения пенсий гражданам для дальнейшего повышения качества оказания государственных услуг со снижением человеческого фактора.

Данный законопроект предусматривает дальнейшее повышение качества услуг, предоставляемых государством, применяя современные информационные технологии в пенсионной системе.

Проектом вносятся дополнения и изменения в Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан», определяющие порядок назначения пенсии гражданам, достигшим пенсионного возраста (мужчинам – 60 лет, женщинам – 55 лет) дающего право на получение пенсии по возрасту, в проактивной форме без требования обращения.

Отмечено, что в ходе подготовки данного законопроекта ко второму чтению ответственным комитетом был проведен ряд заседаний и семинаров, на которых все предложения депутатов были детально проанализированы, на их основе законопроект был доведен до совершенствования.

По мнению депутатов, принятие законопроекта послужит дальнейшему повышению качества государственных услуг с активным внедрением современных цифровых технологий в систему назначения пенсии для населения.

На заседании законопроект был принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.

 Совершенствуется система исполнения судебных актов

После этого депутаты в первом чтении рассмотрели законопроект, направленный на совершенствование системы исполнения судебных актов и актов иных органов.

В последние годы в стране проводится масштабная работа по совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов на основе передового зарубежного опыта.

Сегодня согласно законодательству, если у должника нет имущества или доходов, которые могут быть обращены на взыскание, исполнительное производство прекращается. На практике такая ситуация вызывает законные возражения взыскателей.

Соответственно, законопроект предусматривает введение Реестра обязательств и возобновление исполнительного производства в случае выявления имущества или денежных средств должника в Реестре обязательств. Также в Налоговом кодексе предусмотрено, что на налоговую задолженность, внесенную в Реестр обязательств, пеня не начисляется.

Принятие данного законопроекта послужит обеспечению полного и безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов, эффективной защите прав физических и юридических лиц.

Законопроект принят депутатами.

Цифровой формат системы исполнения судебных актов

 На заседании в первом чтении также рассмотрен законопроект, направленный на цифровизацию системы исполнения судебных актов и актов иных органов, а также по дальнейшему повышению эффективности исполнительного производства.

В последние годы в стране проведена значительная работа по совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов других органов.

Наряду с этим возникает необходимость снижения человеческого фактора при исполнении судебных актов и актов иных органов, направленных на гарантирование неприкосновенности имущества и денежных средств, необходимых для обеспечения прожиточного минимума граждан.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения, предусматривающие установление минимального гарантированного дохода, на который не может быть обращено взыскание по задолженностям граждан, продажу арестованного имущества должника по исполнительным документам с тридцатипроцентной скидкой от начальной цены, а также использование мобильных средств видеонаблюдения государственными исполнителями при осуществлении принудительных исполнительных действий в соответствии с законодательными актами.

Принятие законопроекта послужит снижению человеческого фактора при исполнении судебных актов и актов иных органов, дальнейшему совершенствованию системы принудительного исполнения, а также обеспечению эффективности правосудия.

Законопроект принят депутатами.

Защита интеллектуальной собственности будет усилена

Депутаты концептуально в первом чтении рассмотрели законопроект, направленный на дальнейшее усиление защиты интеллектуальной собственности.

Отмечалось, в последние годы в стране проводится масштабная работа по обеспечению разработки единой государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, повышению правовой культуры в обществе и формированию чувства уважения к интеллектуальной собственности, обеспечению законных интересов владельцев интеллектуальной собственности.

В частности, кардинально пересмотрены правовые нормы, регулирующие защиту интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе, Законах «Об авторском праве и смежных правах», «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах». В статье 53 новой редакции Конституции усилены свобода научного, технического и художественного творчества, право на пользование достижениями культуры и охрана интеллектуальной собственности законом.

Но возросшее сегодня количество нарушений в сфере интеллектуальной собственности, способы и масштабы их увеличения требуют эффективной защиты прав и интересов владельцев интеллектуальной собственности, в частности, авторов, создателей, изобретателей и других правообладателей.

Согласно анализу, за последние пять лет в связи с увеличением масштабов использования интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности и незаконной предпринимательской деятельностью некоторыми представителями бизнеса резко возросло количество нарушений в этом направлении. В частности, в 2023 году суды рассмотрели более 249 дел об административных правонарушениях, связанных с защитой объектов интеллектуальной собственности, и вынесли соответствующие решения.

Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности и Гражданский кодекс, предусматривающие усиление ответственности за нарушение авторского и смежных прав, а также прав на объекты промышленной собственности.

Принятие законопроекта послужит формированию в обществе чувства уважения к праву интеллектуальной собственности и защите материальных интересов владельцев интеллектуальной собственности, за счет усиления мер ответственности в данной сфере предотвратит оборот контрафактной продукции и дальнейшему повышению ответственности населения, в том числе субъектов предпринимательства, за законное использование объектов интеллектуальной собственности.

Законопроект принят депутатами.

 Расширяется сфера применения медиации

На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса рассмотрен законопроект, направленный на развитие института медиации при альтернативном разрешении споров.

Отмечено, основная цель разработки проекта – обеспечение эффективной работы механизмов досудебного урегулирования споров, снижение нагрузки на суды за счет укрепления правовых основ медиации.

Законопроектом расширяется сфера применения медиации. Нотариусам предоставляется право выступать медиаторами по всем видам сфер, предусмотренных в Законе «О медиации».

Также определено обязательное повышение квалификации медиаторов каждые три года. Введены нормы об исполнении медиативных соглашений.

Принятие данного законопроекта послужит эффективной защите прав и интересов населения, а также оптимизации нагрузки на суды.

Законопроект принят депутатами.

 Определяется системный код административно-территориального обозначения объекта

После этого в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «Об административно-территориальном устройстве Республики Узбекистан».

Отмечено, в последние годы в стране проводится системная работа по обеспечению информационного обмена путем внедрения информационных систем во всех сферах, интеграции баз данных.

Наряду с этим возникает необходимость внедрения порядка государственной регистрации решений относительно административно-территориальных единиц и других документов в электронном виде.

Законопроектом в целях введения в государственный реестр административно-территориальных единиц и обеспечения единообразия обмена информацией с другими системами проектом закона определяется системный код административно-территориального обозначения объекта.

Также предусмотрено создание перечня административно-территориальных единиц, входящих в состав административно-территориальной единицы, с системным кодом административно-территориального обозначения объекта.

Кроме того, вносятся изменения в наименования Министерства экономики и финансов и Агентства по статистике при Президенте Республики Узбекистан для приведения их в соответствие с их официальными наименованиями в законодательных актах.

Принятие законопроекта способствует налаживанию интеграции с электронными базами соответствующих министерств, ведомств и обмен данными, а также послужит формированию централизованной базы данных на основе достоверной информации из государственного реестра.

Законопроект принят депутатами.

 Урегулируются обязанности, повысится ответственность

На заседании концептуально в первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на повышение ответственности исполнительного органа, наблюдательного совета и мажоритарных акционеров хозяйственных обществ.

Отмечено, в последние годы в стране проводится масштабная работа по развитию корпоративных отношений и внедрению современных методов корпоративного управления.

Но, несмотря на это, существует необходимость правового регулирования обязанностей членов исполнительного органа, наблюдательного совета, общих обязательств мажоритарных акционеров (участников), а также определения ответственности по этим обязательствам.

Данным законопроектом вносятся изменения и дополнения в Законы «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» и «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», направленные на уточнение обязательств членов исполнительного органа, наблюдательного совета, а также общие обязательства мажоритарных акционеров (участников) и их ответственности

В ходе обсуждений депутаты подчеркнули важность законопроекта и высказали свои мнения, предложения и рекомендации по некоторым его нормам. Инициаторами закона даны подробные ответы на них.

Принятие данного законопроекта послужит повышению ответственности исполнительного органа, наблюдательного совета и мажоритарных акционеров (участников) хозяйственных обществ, а также защите интересов общества и акционеров (участников).

Законопроект принят депутатами.