Вопросы демократизации судебно- правовой системы и обеспечение ее подлинной независимости явились предметом заслуженного внимания Президента страны и были учтены при разработке Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Так, по приоритетному направлению Стратегии действий в сфере обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы за истекший период 2020 года в рамках Государственной программы принято два закона, шесть Указов Президента, одно постановление главы государства и постановление Кабинета Министров.

В частности, по обеспечению гарантий защиты прав и свобод граждан реформирована система прописки. Понятия «постоянная прописка» и «учет по месту пребывания» заменены на формулировки «регистрация по месту постоянного проживания» и «регистрация по месту временного пребывания». При этом гражданам предоставляется возможность регистрации по месту постоянного проживания на жилой площади, владельцами которой они являются, родственников первой и второй степени родства наряду с адресом регистрации по месту своего постоянного проживания.

Отменено условие совместного проживания супругов в течение одного года после заключения брака для регистрации по месту постоянного проживания, а также нормы об утрате регистрации по месту постоянного проживания в случае расторжения брака в течение одного года. Внесен новый пункт о постоянной регистрации специалистов (кроме технических работников, обслуживающего и производственного персонала), ведущих непрерывную трудовую деятельность на протяжении пяти лет в государственных органах и организациях, а также членов их семей на основе справки руководителя соответствующего органа или организации.

По усилению охраны прав и свобод граждан 14 мая 2020 года принят Закон «О внесении изменений и дополнения в уголовно-процессуальный кодекс Респуб­лики Узбекистан, направленных на усиление охраны прав и свобод граждан, участвующих в уголовном процессе». Согласно внесенным изменениям теперь процесс отказа от защитника подлежит обязательной фиксации видеозаписью. Кроме того, и обыск, задержание лица, личный обыск и выемка, проводимые при задержании лица, подлежат обязательной видеофиксации. При применении к подозреваемому, обвиняемому меры процессуального принуждения в виде задержания правоохранительные органы обязаны незамедлительно уведомить о месте его содержания кого-либо из членов его семьи (ранее указывалось не позднее 24 часов).

В целях обеспечения независимости судей 10 марта текущего года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка ведения дел в судах». В соответствии с этим документом теперь в судах дела распределяются с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на распределение дел между судьями лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, с использованием автоматизированной информационной системы.

Новейшим этапом в продвижении судебно-правовых реформ в стране стало принятие Указа Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля 2020 года, в котором даны конкретные поручения по пересмотру и оптимизации судебной системы, отказу от практики рассмотрения дел в надзорном порядке, совершенствованию системы следствия и института адвокатуры.

В целях противодействия преступности и совершенствования системы профилактики правонарушений создано Агентство по противодействию коррупции Респуб­лики Узбекистан. В связи с этим приняты соответствующие Указ и постановление главы государства. Новое учреждение координирует государственную политику по борьбе с коррупцией и представляет отчеты Президенту и палатам Олий Мажлиса. Агентство уполномочено запрашивать, получать и исследовать материалы, связанные с расходованием бюджетных средств, рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам коррупции и принимать меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов.

Гуманизм проводимых реформ в судебно-правовой системе особо проявляется в актах помилования главой государства. В текущем году Президент принял пять указов о помиловании группы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, искренне сожалевших о своих деяниях и решительно ступивших на путь исправления. В соответствии с документами помилованы более 600 граждан.

Принятые меры по реформированию судебно-правовой системы способствуют укреплению международного позитивного имиджа страны и получают заслуженные положительные оценки международного сообщества. Большие изменения в этой сфере признал и специальный докладчик Совета ООН по правам человека по вопросу о независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян. В докладе, представленном в ходе 44-й сессии Совета ООН по правам человека 13 июля этого года, подчеркивается: Узбекистан сделал ряд позитивных шагов на пути к созданию подлинно независимой и беспристрастной системы правосудия.

Меры, реализуемые во исполнение второго приоритетного направления Стратегии действий, становятся драйвером успеха и для других сфер преобразований. Без обеспечения верховенства закона, надлежащей работы правоохранительных органов, веры населения в судебную систему и закон невозможно говорить об успешном реформировании государства и общества, либерализации экономики и привлечении инвестиций, развитии социальной сферы, а также об обеспечении безопасности и межнациональном согласии.

Нилуфар Нодирхонова.
Руководитель направления Центра «Стратегия развития».