Общественный контроль - эффективное средство в достижении верховенства закона

    Мнение 18 января 2022 1467

    Изучение опыта Узбекистана и зарубежных стран в сфере формирования гражданского общества позволяет указать на следующие общие идеи и принципы: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; сочетание интересов человека, общества и государства; действенный общественный контроль над органами государственной власти и управления.

    Другими словами, эффективное решение задач демократического строительства и формирования гражданского общества, углубления рыночных реформ невозможно обеспечить без повышения политической активности населения, действенного института общественного контроля за деятельностью государственных органов.

    В достижении верховенства Конституции и законов нет более эффективного средства, чем общественный контроль. Сколько бы ни старались государственные органы и должностные лица, его обес­печение возможно только тогда, когда сам народ будет нетерпим к нарушениям.

    Общественный контроль - необходимое условие углубления реформ, изменения мышления людей, особенно руководителей, повышения их ответственности.

    Как свидетельствует мировая практика, он способствует эффективному функционированию государства, повышает ответственность власти всех уровней, обеспечивает работу законов, уважение прав и свобод человека. Государство при помощи обратной связи с обществом берет за основу конструктивные предложения граждан и проводит в республике необходимые реформы, опираясь на их доверие и поддержку. Это способствует созданию и развитию конкурентоспособной экономики, росту жизненного уровня народа, формированию справедливого гражданского общества. В конечном итоге страна становится сильной и процветающей.

    По логике общественный контроль должен осуществлять тот, кто в этом заинтересован. Поэтому в качестве субъектов общественного контроля выступают в первую очередь граждане, институты гражданского общества, средства массовой информации, политические партии, общественные объединения, профсоюзы. Они принимают соответствующие меры по наблюдению и контролю за исполнением госорганами актов законодательства.

    Правовой основой осуществления общественного контроля является Конституция Республики Узбекистан. В частности, если в статье 2 Основного Закона закреплено, что государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами, то статья 32 указывает: участие граждан в управлении делами общества и государства осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов, демократического формирования государственных органов и общественного контроля над деятельностью госорганов.

    В рамках претворения в жизнь этих конституционных положений за последние три года в стране осуществлена масштабная организационно-правовая работа. Сегодня вопросы общественного контроля регулируются более чем сотней законодательных актов и Законом «Об общественном контроле», координирующим отношения в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.

    Определены субъекты (граждане, органы самоуправления граждан, ННО, СМИ и другие) и объекты общественного контроля (деятельность госорганов и их должностных лиц). Закреп­лены такие его формы, как обращения и запросы в госорганы, участие в их открытых коллегиальных заседаниях, общественные обсуждения и слушания, мониторинг, экспертиза, а также заслушивание информации должностных лиц госорганов, и другие.

    В частности, в Законе «О государственной молодежной политике» закреплены положения об осуществлении общественного контроля за исполнением законодательства, реализацией государственных и территориальных программ в области молодежной политики.

    Осуществление общественного контроля за соблюдением социально-­экономических прав граждан определено в новой редакции Закона «О Торгово-­промышленной палате Республики Узбекистан».

    Кроме того, Закон «Об охране труда» (новая редакция) гарантирует общест­венный контроль, устанавливая дисциплинарную, административную или уголовную ответственность за препятствие деятельности представителей органов государственного и общест­венного надзора и контроля. А законы «Об охране природы», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира» (в новой редакции), «Об экологическом контроле», «О противодействии коррупции» и другие предоставляют право гражданам, общественным объединениям и трудовым коллективам осуществлять общественный контроль в соответствующих областях.

    В обеспечении исполнения норм законодательства об общественном конт­роле важна роль образованного в мае 2018 года Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан. Основные его задачи - обсуждение актуальных проблем гражданского общества и широкой общественности, регулярное информирование лидера страны о состоянии и тенденциях развития этого сектора, проведение общественного контроля, внесение предложений по созданию благоприятных условий для расширения участия институтов гражданского общества в управлении государством.

    В осуществлении действенного общественного контроля, формировании общественного мнения и укреплении гражданской позиции населения неоценим вклад СМИ, блогеров и гражданских журналистов. Ведь именно они - зеркало общества в деле соблюдения законности.

    В целом реформы, направленные на обеспечение свободы слова, развитие и укрепление роли гражданских институтов, ННО, внесли кардинальные изменения в жизнь нашего общества. Они осуществляют общественный мониторинг за состоянием правоприменительной практики в сферах защиты и обеспечения прав и свобод человека, развития малого бизнеса, частного предпринимательства и фермерского движения, исполнения государственных программ в социально-экономической и духовно-­гуманитарной областях. По их итогам в представительных органах власти проведены общественные слушания.

    Важное значение в деле укрепления института общественного конт­роля имело принятие постановления Президента «О дополнительных мерах по повышению эффективности общественного контроля за проводимыми реформами в социально-экономической сфере, а также активности граждан в осуществ­лении демократических преобразований в стране» от 4 октября 2019 года.

    При этом важно помнить, что госорганы призваны справедливо и объе­ктивно рассматривать критические замечания не только в адрес граждан, но и в отношении самих себя. Решения об изменении облика наших регионов, о строительстве и благоустройстве обязательно должны обсуждаться с местными жителями, пройти общественную экспертизу.

    Общественный контроль должен осуществляться в первую очередь относительно деятельности правоохранительных и контролирующих органов, стать значимым элементом обеспечения верховенства закона, прав и свобод человека. Поэтому ставится задача о том, чтобы суды и следственные органы, принимая решения по тому или иному делу, предоставляли разъяснения и правовые комментарии в ответ на коллективные обращения граждан. То есть настоящий контроль в этой сфере должен осуществ­лять именно народ.

    Главное, важнейшим вектором государственной политики остается недопущение в какой бы то ни было форме давления на общественный контроль, нарушения законных прав населения.

    Право народа осуществлять мониторинг деятельности должностных лиц и органов государства абсолютно и бесспорно. Ситуация бесконтрольности приводит к должностной вседозволенности и тотальной коррупции. Должна созреть общественная нетерпимость к этим негативным явлениям. И только осознание широкими слоями населения необходимости демократического конт­роля прекратит злоупотребления, эгоизм, разложение общества.

    Гражданские институты, ННО должны бороться за утверждение законности. Законность - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. Это один из элементов демократии и правового государства. Вместе с тем - принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований Конституции, законов, других правовых актов.

    Поэтому каждый гражданин обязан быть проинформирован о принимаемых актах законодательства, четко понимать суть документов, особенно касающихся прав человека, прочувствовать их роль в своей жизни.

    Равшан Собиров.
    Юрист, преподаватель кафедры ТГЮУ.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates