Общественный транспорт: надлежащее качество и комфорт

    О том, как в городе Навои планируют организовать эффективную деятельность общественного транспорта, рассказали специалисты Министерства транспорта Республики Узбекистан, преподаватели Ташкентского государственного автотранспортного университета, работавшие над проектом усовершенствования системы пассажирских перевозок в областном центре и разработкой Генерального плана регионального транспорта.

    Как известно, в соответствии с постановлением главы государства «О мерах по реформированию системы общественного транспорта» от 16 февраля 2023 года до 1 июня 2024 года в областном центре планируется обеспечить внедрение новой сети автобусных маршрутов, поэтапную организацию автоматизированной системы оплаты и автоматизированной диспетчерской службы. А с 1 июня 2024 года - поэтапное введение в действие системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта. Предусматриваются расчеты с перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке пассажиров автобусами на основании критериев «пройденный путь» и «качество».

    Специалисты проанализировали средний состав транспортных потоков в городах Навои и Кармана и установили, что доля автобусов в них составляет 10 процентов и 22 процента соответственно, когда как легковых автомобилей 54 и 45 процентов, такси – 30 и 17 процентов соответственно.

    - В течение двух дней мониторили одиннадцать маршрутов, - комментирует доцент Ташкентского государственного автотранспортного университета Умидулла Абдураззоков. – Вместе с этим, изучали скорость транспорта в дорожной системе, средства организации дорожного движения. Среди более чем 3 тысяч респондентов провели социологический опрос, чтобы установить мобильность населения. 38 процентов опрошенных пользуются услугами такси, 35 – линейного автотранспорта, включая автобусы. При этом учли нынешнее состояние автотранспорта, в том числе очаги дорожно-транспортных происшествий в течение последних двух лет. Вместе с этим выявили проблемы в системе транспорта города Навои. Во-первых, это низкая эффективность общественного транспорта, которая выражается в непостоянном движении автобусов, в отсутствии для пассажиров интеркативной информационной системы, в устаревшем подвижном составе. Во-вторых, обращает внимание растущий уровень пользования личным автотранспортом. По нашим расчетам, на 1 тыс человек приходится 148 машин, вследствие чего степень пользования личным автотранспортом составляет 71 процент. В-третьих, неэффективно организовано дорожное движение, высок уровень ДТП. В-четвертых, неэффективно развитая инфраструктура пешеходных и велодорожек, остановок. Положем, из 80 пешеходных переходов упорядочены 10, 4 процента местного населения пользуется велотранспортом. И, в-пятых, растущий уровень вреда, наносимый экологии.

    Предлагаемая концепция комплексного развития транспортной системы предполагает повысить привлекательность общественного транспорта, создать систему перспективных маршрутов, обновить подвижной состав. При организации дорожного движения будут пересмотрены параметры перекрестков, установлены информационная навигация и дорожные знаки, внедрено одностороннее движение, а также коренным образом изменена транспортная инфраструктура со строительством пешеходных и велосипедных дорожек, транспортных развязок, платных автостоянок вдоль дорог, приведение на требуемый уровень автобусных остановок, которые в большинстве своем приспособлены под магазины и используются не по назначению.

    Внедрение в отрасль рыночных принципов, в частности, совершенствование системы финансирования и тарифной политики, позволит обрести сфере пассажирских перевозок надлежащее качество и комфортность. Как подчеркивают авторы проекта, задача - пересадить на автобусы большую часть владельцев автомобилей, разгрузить областной центр от транспортного потока, обеспечить безопасность граждан.

    Дилфуза Гулямова.