Надо учесть, что в городе около 640 тысяч единиц автотранспорта. При этом из регионов страны в город ежедневно въезжают и выезжают более ста тысяч автомобилей. Власти столицы пытаются решить проблемы горожан: имеются шесть центров логистики, строятся и вводятся обводные магистрали. Однако этих усилий оказалось недостаточно.
В разработке Концепции развития системы общественного транспорта города Ташкента до 2025 года и «дорожной карты» по ее реализации участвовали министерства транспорта, экономического развития, финансов, строительства и хокимият столицы.
Согласно утвержденным целевым показателям (индикаторам) развития системы общественного транспорта Ташкента до 2025 года, предусмотрено увеличить его долю в общем объеме пассажирских перевозок с нынешних 21 до 43 процентов, повысить ежедневный объем пассажирских перевозок на общественном транспорте не менее чем в два раза с доведением до 2,7 миллиона пассажиров в день, сократить в два раза средний интервал движения.
Будут созданы 16 транспортно-пересадочных узлов, планируется организовать 11 выделенных полос на наиболее протяженных и важных трассах Ташкента, до 2025 года появятся 250 километров велосипедных дорожек.
В городе с населением около трех миллионов человек имеется свыше четырех тысяч улиц, 462 км автомагистралей, 445 км основных улиц, 464 км проспектов, 1481 км кольцевых дорог. Создается 159 новых автобусных маршрутов, планируется приобрести 1063 автобуса. Будут реконструированы 1160 автобусных остановок.
- К сожалению, на сегодня лишь 21 процент населения пользуется услугами общественного транспорта, а 79 процентов передвигаются на личном транспорте, - говорит заместитель министра транспорта Республики Узбекистан Жасурбек Чориев. - Это приводит к тому, что в центре города развивается трафик, замедляется движение транспорта, повышается загазованность и ухудшается экология столицы. Документ направлен на развитие Ташкента. На основе этого опыта мы сможем внедрять его и в других регионах республики.
Успешное претворение в жизнь важного проекта зависит в немалой степени от предприятия, задействованного в его реализации.
- Принятое постановление Президента определяет основные направления развития системы общественного транспорта Ташкента, которые предназначены для оказания качественных и безопасных услуг для пассажиров, - говорит председатель правления АО «Тошшахартрансхизмат» Анвар Джураев. - Документом предусмотрено обновление как инфраструктуры, так и подвижного состава. Речь идет об остановках и пересадочных узлах, которые связывают все виды общественного транспорта в одной точке.
Что примечательно, постановление предполагает участие в реализации проекта не только АО «Тошшахартрансхизмат», но и частных перевозчиков. Так, внедряется новая система финансирования Pool System, которая повышает привлекательность общественного транспорта и для частных перевозчиков. Она основана на расчетах с перевозчиком по следующей схеме: 70 процентов составляет оплата за пройденный километраж, 20 - за количество перевезенных пассажиров и 10 - за качество услуг. На рынке общественного транспорта Ташкента доля частного сектора возрастет до 30 процентов. На сегодня этот показатель равен семи процентам.
Предусмотрены установка электронных табло на остановках, оповещающих о времени прибытия автобуса, а также создание QR-кодов для оценки пассажирами качества услуг и передачи предложений перевозчикам.
Положения постановления главы государства нацелены и на снижение уровня загазованности, что позволит улучшить экологическую обстановку в столице.
- Системное обновление подвижного парка изменит маршрутную сеть, - говорит заместитель председателя правления АО «Тошшахартрансхизмат» Абдужамил Азизов. - До 2025 года будут закуплены 673 электробуса. То есть городской транспорт станет экологически чистым и практически бесшумным.
Достижима ли поставленная цель по сокращению в два раза интервалов движения автобусов?
- Намечено выделение отдельной полосы для автобусов для придания приоритетного права движения общественного транспорта на дорогах столицы, - говорит директор Центра изучения проблем развития транспорта и логистики при Министерстве транспорта Республики Узбекистан Мурод Абидов. - Это вызвано необходимостью увеличения средней скорости, обеспечения устойчивости работы общественного транспорта в целом.
Таким образом, население сможет подсчитывать расчетное время для поездок в места назначения.
А как быть с ежедневно въезжающими в столицу ста тысячами машин из регионов? Этот вопрос тоже продуман.
В целях уменьшения трафика по направлению в центр города, а также упорядочения парковок транспорта на десяти улицах в порядке эксперимента планируется создать систему платных придорожных парковок. Гости столицы, припарковав автомобили, могут воспользоваться скоростным общественным транспортом.
Что говорят о качестве электробусов бывалые водители?
- Я уже более тридцать лет за рулем, водил разные виды автобусов, - делится Юлдаш Мирсагатов. - Сейчас идет новое поступление машин, удобных как для нас, водителей, так и для пассажиров.
Представители отечественной науки поддерживают проводимую в сфере общественного транспорта масштабную модернизацию.
- Данный документ позволит осуществить поэтапную трансформацию нашего университета в соответствии с мировыми стандартами, - говорит проректор по научной работе и инновациям Ташкентского государственного транспортного университета Саид Шоумаров. - Сегодня ведется активная работа с вузами ряда европейских стран.
Выпускники бакалавриата и магистратуры будут стажироваться в мировых высших образовательных учреждениях, а студенты смогут проходить производственную практику не только в нашей стране, но и за ее пределами. Темы магистерских и докторских диссертаций направлены на развитие транспортной системы республики, при этом важно внедрение их в производство.
При организованной работе сотрудников сферы, поддержке государства, научной среды намеченные проекты ждут многообещающие перспективы.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».