Для совершенствования этого направления разработана Концепция развития системы общественного транспорта города Ташкента до 2025 года, которая определила среднесрочные цели, задачи и приоритетные направления в этом направлении.
За последние годы количество автобусов увеличилось в два раза. Их промежуточный интервал сократился и составляет 8-10 минут. Ежедневный пассажиропоток в столице достиг миллиона человек.
В 2022 году для Ташкента было закуплено 200 автобусов средней вместимости SAZ LE 60 и 190 автобусов большой вместимости MAN, а также впервые 20 современных электробусов. А в 2023 году - дополнительно 1000 автобусов.
Также обновляется парк поездов в метрополитене, в апреле доставили два современных состава, в мае - три. Метрополитен также сократил интервалы движения поездов. Утром поезда Чиланзарской линии ходят каждые 1,5-2 минуты, по Узбекистанской составы передвигаются с интервалом 3-4 минуты, по Юнусабадской - 6-7 минут.
Для пропаганды здорового образа жизни, привлечения внимания общественности к вопросам защиты окружающей среды, уменьшения автомобильного движения в городах и развития общественного транспорта в Ташкенте раз в месяц проводится общественный проект «День без автомобиля». Он реализуется на основе указа президента Узбекистана от 21 февраля 2024 года.
Движение «Юксалиш» провело опрос пассажиров об общественном транспорте в Ташкенте для выявления проблем и потребностей граждан. Опрос также направлен на определение аспектов, требующих дополнительного внимания от ответственных структур.
Опрос включал два этапа - видеоинтервью и онлайн-анкетирование. В онлайн-опросе приняли участие 276 респондентов.
На вопрос о самой большой проблеме общественного транспорта названы следующие:
- 49,1% считают проблемой большой поток людей в часы-пик;
- 15,6% - не работающие кондиционеры летом и системы обогрева зимой;
- 12,4% опрошенных обеспокоены отсутствием хорошей вентиляции в метро;
- 8% респондентов отметили отсутствие специальных условий для людей с инвалидностью.
Также пассажиры сказали, что на некоторых маршрутах еще используют автобусы старого образца. Многие опрошенные поднимают вопрос о частом несоблюдении графика движения некоторых автобусов.
Некоторые считают, что нет необходимости в работе кондукторов, в то время как другие указывают на проблемы, возникающие из-за их отсутствия. К примеру, если нет контролеров, водители высаживают пассажиров через переднюю дверь, что может вызывать дополнительные неудобства при большом количестве людей в транспорте.
Респонденты выразили обеспокоенность по поводу отсутствия контроля за специально введенной автобусной полосой. В некоторых случаях ее используют как место для парковки, что создает дополнительные препятствия для движения общественного транспорта.
По мнению респондентов, использование «дополнительных мест» в виде табуреток и перевозка пассажиров стоя в маршрутных такси, создают значительные риски для безопасности пассажиров и требуют строгого контроля и регулирования.
Что предлагали пассажиры?
В ходе проведенного опроса пассажирам предлагалось выбрать или добавить свои варианты ответов. На основании полученных данных можно выделить следующие ключевые рекомендации и предложения:
– 65,2% респондентов считают, что увеличение числа автобусов и вагонов в часы-пик сократит время ожидания и интервалы;
– 50% опрошенных предлагают использовать на маршрутах автобусы больших размеров для решения проблемы перегрузки;
– 49,1% респондентов считают необходимым исправить или обновить системы вентиляции в метро и кондиционирования воздуха в автобусах для улучшения комфорта пассажиров;
– 41,7% опрошенных выступают за замену всех автобусов старого образца на новые, что будет способствовать модернизации транспортной системы;
– 34,1% респондентов для повышения безопасности и качества обслуживания предлагают принимать на работу профессиональных водителей.
Опрос выявил целый блок предложений, касающийся работы водителей общественного транспорта, предлагалось внедрить систему начисления баллов, аналогичную службам такси, основанной на отзывах пассажиров, строгий контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения, в том числе за нарушениями, связанными с «гонками», для обеспечения безопасности всех участников движения, проводить проверки качества обслуживания со стороны водителей и кондукторов и другие.
Опрошенные высказались о создании дополнительных условий для лиц с инвалидностью - внедрении информационных систем, оповещающих пассажиров в аудио и визуальном форматах.
Среди предложений есть необычные, например, введение отдельных вагонов для женщин, детей и пожилых людей для повышения безопасности пассажиров.
Наряду с тем, что многие опрошенные отметили, что система общественного транспорта в Ташкенте совершенствуется и развивается, исследование подчеркивает необходимость комплексного подхода к улучшению системы общественного транспорта.
Эти рекомендации и предложения направлены на повышение безопасности и комфорта общественного транспорта. Необходимо также консолидировать работу ответственных министерств и ведомств для принятия решений, которые могут изменить ситуацию в системе с учетом мнений граждан.
Пресс-служба движения «Юксалиш».